Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь
Крым
Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь расположен в Крыму, на окраине Бахчисарая, в ущелье, названном именем Пресвятой Богородицы. Уже не первый век постройки обители, поднимаясь ярусами со дна ущелья, врезаются в отвесные скалы, а в пещерных храмах возносится к небу горячая иноческая молитва. Рядом с монастырём находится кладбище воинов, павших в Крымскую войну в 1853-1856 годах.
История[править | править код]
Основание монастыря можно отнести ко времени между XI и XV веками. Не исключено, что монашеская жизнь зародилась в ущелье Марии еще раньше, около VIII столетия, когда в Крым, как и на другие окраины Византийской империи, бежали от преследования иконоборцев сторон¬ники почитания икон. Но говорить о возникновении именно Успенского монастыря в этот период вряд ли приходится. Скорее всего, первоначально на склоне ущелья был вырублен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уже позднее вокруг пещерной церкви сложился монастырь. Поводом к созданию храма послужило чудесное обретение иконы Божией Матери, впоследствии получившей название Бахчисарайской. «Монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» — именно так именуется Успенская обитель под Бахчисараем в грамоте царя Феодора Иоанновича от 27 мая 1596 года. Из текста грамоты следует, что ранее государь всея Руси послал братии 15 рублей милостыни.
С XVII века Успенская обитель была избрана митрополитами Готфскими (Готфейскими, Готско-Кафскими) в качестве своей резиденции. Владыки этой митрополии (из древнейших в составе Константинопольского Патриархата) окормляли главным образом греков и потомков многочис¬ленных племен и народов (в частности, готов), некогда живших на Крымском полуострове и принявших Православие. Вот, собственно, практически все из того немногого, что можно засвидетельствовать о ранней истории обители. Более или менее подробные известия о монастыре имеются только с конца XVIII века.
В 1774 году подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора победоносно завершилась шестилетняя русско-турецкая война. Для восстановления имперского протектората и претворения в жизнь условий Кючук-Кайнарджийского д¬говора на Крымский полуостров был отправлен князь А. А. Прозоровский с вверенными ему войсками. В пись¬ме от 31 мая 1777 года он сообщал, что близ Бахчисарая с давних времен существует небольшая греческая церковь, высеченная в горе и что местный архиерей хочет построить здесь новый, более обширный, храм. Этим архиереем являлся знаменитый в истории северно-при-черноморского и приазовского христианства святитель Игнатий (Газадини), митрополит Готфский.
На ханский престол был посажен лояльный по отношению к власти Рос¬сийской империи хан, но, тем не менее, местные христиане не чувствовали себя спокойно, опасаясь преследований, — слишком открыто они поддерживали русских. Вместо обновления и расширения Успенский Бахчисарайский монастырь ждало совсем другое — запустение...
Возрождение монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре связано с деятельностью святителя Иннокентия (Борисова), назначенного в 1848 году на Херсонскую кафедру, под управлением которой тогда находился и Крым. 15 августа 1850 года состоялось его торжественное открытие, настоятелем был назначен архимандрит Поликарп (Радкевич). На открытии присутствовали святитель Иннокентий, греческий митрополит Агафангел, множество духовенства, съехавшегося со всего Крыма, и сотни, если не тысячи богомольцев. Свидетель этого события впоследствии вспоминал: «Слух о восстановлении древних святых мест по горам нашим распространился у нас еще с начала весны, обрадовал собою всех, кто обращал внимание на эти места, вполне стоящие того, чтобы их поднять из развалин и обратить к свойственному им благолепию. Посему, еще с начала августа, в Успенскую скалу на¬чали стекаться набожные посетители и богомольцы...".
В начале XX века у обители появился скит, освященный во имя Анастасии Узорешительницы. Он был основан на месте бывшего домового храма, приписанного к монастырю еще в 1851 году. В скиту, который располагался в восьми километрах от монастыря, находилась также деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Важную роль сыграл возрожденный Бахчисарайский монастырь во время Крымской войны 1853—1856 годов. В нем тогда размещался госпиталь, при котором сестрами милосердия служи¬ли представительницы женской Крестовоздвиженской общины.
После установления в Крыму со¬ветской власти Успенскую обитель ждала такая же судьба, как и большин¬ство других монастырей: в 1921 году она была закрыта. На ее территорию въехала колония инвалидов имени Артема. С 1929 года началось посте-пенное разрушение монастырского комплекса. Положение не спасло даже то, что в 1970—80-х годах тут находил¬ся психоневрологический интернат. Долгожданное возобновление иноче¬ской жизни последовало в 1991 году по благословению архиепископа Симфе-ропольского Лазаря (Швеца).
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
Хронология[править | править код]
XV К. Предполагаемое время явления Бахчисарайской иконы Божией Матери и устроения на месте ее обретения в скале храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1596 Первое документальное свидетельство об Успенском монастыре.
1680/1681 Нахождение Бахчисарайской иконы Божией Матери документально засвидетельствовано в ущелье Марии в храме с Богородичным посвящением.
1774 Заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора, ознаменовавшего окончание шестилетней русско-турецкой войны и переход Крымского ханства под протекторат России.
1778 В связи с переселением 30 тысяч христиан из Крыма в Приазовье Успенский Бахчисарайский монастырь приходит в запустение. Переселенцы забирают с собой главную святыню обители — Бахчисарайскую икону Божией Матери.
1781 В Успенской храме Бахчисарайской обители, ставшем приходским, начинает служить отец Константин Спиранди.
1800 В связи с появлением в Бахчисарае нового приходского храма (Никольского) Успенскую церковь превращают в кладбищенскую.
1850 Бахчисарайский монастырь возобновлен в качестве скита.
1851 Обители передан домовый храм одного из местных жителей, впоследствии преобразованный в скит Анастасии Узорешительницы.
1853—1856 В годы Крымской войны в монастыре открывается госпиталь, в котором служат одни из первых сестер милосердия.
1921 Бахчисарайская обитель закрыта большевиками.
1929 Решением Бахчисарайского горсовета многие монастырские здания разбирают на строительные материалы.
1944 После освобождения Крыма от фашистских войск в бывшем монастыре размещается госпиталь.
1991 Возобновление иноческой жизни в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре.
Святыни[править | править код]
- Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
- Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
- Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
- Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.
-
Икона Успения Пресвятой Богородицы
-
Икона Божией Матери Всецарица
-
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
-
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне
Известные личности[править | править код]
Святитель Игнатий Мариупольский[править | править код]
«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.
Жизненный путь святителя Игнатия можно разделить на три части: от рождения в далекой Греции до переселения в Крым, затем — до исхода крымских христиан в Приазовье, и, наконец, служение в Мариуполе. Много трудностей пришлось испытать святителю, но он всегда преодолевал их и с честью нес тяжелый архиерейский крест, возложенный на него, как на пастыря доброго.
Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.
Святитель Иннокентий Херсонский[править | править код]
Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов), прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.
Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святите¬ля Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел по¬влиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.
В 1997 году решением Священно¬го Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоя¬лось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Архитектурный ансамбль[править | править код]
Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.
Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя свя¬тителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.
Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двух¬этажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также по¬строено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая во¬рота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, — на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году по¬явилась Гефсиманская часовня.
Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский... В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.
Богослужения[править | править код]
Распорядок дня в обители следующий:
- Утреннее восстание от сна в будние дни в 4-30, в остальные в 5-00.
- Утренние правило (утренние молитвы, полунощница, канон молебный ко Пресвятой Владычице нашей Богородице) в 5-00 и 6-00 соответственно.
- Третий и шестой час в 6-30 и 7-30
- С 7-30 и 8-00 начало божественной литургии.
- Обед с 13-30 до 14-00, в воскресные и праздничные дни с 12-30 до 13-00.
- Вечерняя служба в 15-00.
- Ужин 19-30-20-00.
- Вечернее правило (малое повечерие с акафистом Богородице пред иконой ее «Пантанасса», вечерние молитвы) в 19-30. По окончании – крестный ход по территории монастыря.
- Отход ко сну в 22-00.
После 22-00 хождение по монастырю запрещено.
Воскресная, праздничная служба и утреннее правило в эти дни служится в Свято-Успенском храме. В остальные дни утреннее и вечернее правило, служба служатся в храме апостола и евангелиста Марка. После окончание воскресной литургии служится панихида и водосвятный молебен.
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Телефон: +380-6554-47474
Проезд: проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)
Где остановиться[править | править код]
Паломнику[править | править код]
Поселение на проживание в монастыре производится по благословению наместника, благочинного или его помощника.
Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники обязаны:
1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.
2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.
3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.
4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.
5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.
Останавливающиеся на проживание на срок более одних суток, со вторых суток, по окончанию литургии, выполняют посильные работы с благословения отца наместника.
Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.
Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.
В монастыре необходимо вести себя скромно, иметь пристойный вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.
Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.
По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).
Труднику[править | править код]
Для желающих приехать в Бахчисарайский Успенский монастырь потрудится:
при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).
Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.
До посещения монастыря ознакомление с [lavra.crimea.ua/ustav0.php Уставом] обители - обязательно.
Фото[править | править код]
-
Братские кельи первого яруса
-
Сень с мозаичным образом Божией Матери «Живоносный Источник»
-
Колокольня и площадка второго яруса
-
Иконы на скале
-
Хозяйственные постройки монастыря
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Православные святыни Крыма
Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь