Стамбул

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску


Турция Стамбул
Идёт загрузка карты…
41.011218; 28.978178
Турция, Стамбул
Стамбул,Стамбул
Турция



Стамбу́л — (тур. İstanbul [isˈtanbuɫ]) ранее известный как Византий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium), затем как Константинополь (греч. Κωνσταντινούπολις), — крупнейший город Турции, экономический, исторический и культурный центр страны. Основан под названием Византион (др.-греч. Βυζάντιον) на мысе Сарайбурну около 660 года до н. э. Город занимал стратегическое положение между Чёрным и Средиземным морями. Бывшая столица Римской, Восточно-Римской (Византийской), а также Латинской и Османской империй. Столицей Турции Стамбул не является. В 1923 году, после Войны за независимость Турции, новой столицей страны стала Анкара.

История[править | править код]

В VII веке до нашей эры колонистами, в основном, выходцами из греческого города Мегары, был основан город Византий. В 330 году римский император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи в Византий, которому было дано название «Новый Рим», однако это наименование не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем — «городом Константина». В XIII веке арабы использовали название Истинполин, которое восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город(е)»). Отсюда могло произойти современное название. Согласно другой версии, оно происходит от Исламбул («город ислама»), что, однако, вызывает сомнения в связи с существованием вышеупомянутого названия Истинполин, созвучного современному, ещё до падения Константинополя в 1453 г. Фирман 1760/1 г., который на практике так и не был реализован, в качестве официального устанавливал встречавшееся уже в документах XV в. название Исламбол, то есть «наполненный исламом». С конца XVIII века в европейских странах, в том числе в России, в употребление входит искажённая форма — Стамбул. Формально город после его захвата турками и переноса туда столицы империи не переименовывался: для турок он как был, так и оставался Истанбул, а для греков — Константинополь (в обиходе — просто греч. ὴ Πόλη). В Османской империи использовались оба этих названия города.

До 1930 года официальное, принятое на международном уровне название города — Константино́поль (с греч. — «Город Константина»; тур. Konstantiniyye), каковое признавалось Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним Константинополь. В официальных русских текстах Константинопольского договора 1724 года, Парижского мирного договора 1856 года, Сан-Стефанского мирного договора 1878 года и Берлинского трактата 1878 года используется принятый тогда в России топоним Константинополь. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха, — «Но́вый Рим» или «Второй Рим» (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma); до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьградом или Константиновым градом, в болгарском и сербском языках топоним Цариград в настоящее время употребляется как неофициальное обозначение города.

При провозглашении Турецкой Республики 29 октября 1923 года столицей государства была провозглашена Анкара (Ангора), к тому времени уже несколько лет бывшая центром кемалистской администрации (халифат продолжал существовать до марта 1924 года). 28 марта 1930 года турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия. В турецком языке топоним İstanbul ([isˈtanbuɫ], разговорно — [ɯsˈtambuɫ]), пишется через «İ», отличную от буквы «I». В греческом языке, тем не менее, название греч. Κωνσταντινούπολη сохраняется как официально принятое в Греции, а также на Кипре; также используется греческое название «Город» (греч. Πόλη). В русском языке турецкое название İstanbul используется в русифицированном варианте — «Стамбул».

Следы первых поселений были обнаружены на азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего Дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Самые ранние поселения датируются 6700 годом до нашей эры.

Византий[править | править код]

Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы), их колонией стал Халкедон, ныне городской район Кадыкёй.

Непосредственно Виза́нтий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры.

Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское, однако по этой причине он много раз подвергался нападениям.

В 74 году до н. э. Византий попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. После значительного разрушения в ходе гражданских войн при Септимии Севере он быстро пришёл в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из построек этого времени частично сохранился ипподром.

Римская империя и Византийская империя[править | править код]

В 324 году император Константин Великий развернул масштабное строительство на территории Византия, увеличив площадь города в несколько раз. 11 мая 330 года он официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом или Константинополем.

После распада империи он стал столицей Византийской империи (Восточно-Римская с 395 г., осталась единственной империей с 476 г.). Самоназванием империи было Ромейская, а народа — ромеи, то есть римляне. Этим именем (тур. rumlar) турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия он был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших в мире. В 1204 году был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи.

Османская империя[править | править код]

После взятия Константинополя османы, сделавшие его столицей своей империи, стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II построены дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд-базар.

После захвата османами Египта в 1517 году некоторые значимые исламские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Город становится центром исламского мира — халифата.

В XIX веке происходит некоторая европеизация оттоманской элиты.

В конце XIX — начале XX веков был построен ряд крупных христианских культовых сооружений, в том числе католическая церковь Святого Антония Падуанского и православный храм Святой Троицы в Пере. Христиане разных конфессий составляли половину населения города в 1910 году.

В годы Первой мировой войны Турция была союзницей Германии; после их поражения в войне и заключения Мудросского перемирия, 13 ноября 1918 года Константинополь оккупирован войсками Англии, Франции и Италии.

Турецкая Республика[править | править код]

В октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой Республики, столичные функции Константинополя перешли к Анкаре, однако, город сохранил роль торгово-промышленного, культурного центра страны.

После принудительного выселения православного населения из Турции в 1923 году, он оставался единственным городом страны, где сохранялось значительное греческое население, однако ряд дискриминационных мер экономического характера, предпринятых кемалистским режимом в 1930-е — 1940-е гг., привёл к экономическому упадку и относительному запустению Перы, ранее процветавшего района греческого бизнеса и культуры. Последовавшие во второй половине XX века погромы и дискриминация коренного греческого населения привели к исчезновению сколько-нибудь численно значимой греческой общины; тем не менее, Стамбул остаётся центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в

В настоящее время Турция – мусульманская страна, но исторически именно на территории нынешней Турции находилась великая православная держава – Византийская Империя. Именно из Византии христианство пришло на Русь, именно оттуда приезжали первые священники, именно византийская иконописная традиция положила начало русской.

Святые[править | править код]

Родиной святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, считает древний ликийский город Патара.

На территории Византии находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Все они были основаны апостолом Павлом или его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял под патронат апостол Иоанн, собравший вокруг себя в Эфесе немало учеников — в будущем отцов церкви.

Императоры Византии, причисленные к лику святых[править | править код]

Пергамские святые[править | править код]

Эфесские святые[править | править код]

Каппадокийские святые[править | править код]

и др.

Никомидийские святые[править | править код]

и др.

Гераклейские святые[править | править код]

и др.

Святыни[править | править код]

На территории Турции расположено огромное количество древних православных церквей и монастырей. Многие многие их них впоследствии были превращены в мечтети. Так произошло со зданием, которое некогда было главным православным храмом мира – Святой Софией в Константинополе (Стамбуле). Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Именно по образцу этой церкви строились русские Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.

В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

Мечетью стала и древняя церковь святых Сергия и Вакха. Эта церковь датируется VI веком. До 1506 года здание было православным храмом, а потом его превратили в мечеть: фрески и мозаики были закрашены. В XVIII веке к мечети пристроили новый минарет (нынешний минарет заменил старый в пятидесятых годах прошлого века). Этот храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще древнее церковь святой Ирины – она была построена в IV веке. Когда-то на этом месте стоял храм Афродиты, но Константин – первый император, принявший христианство – повелел разрушить святилище и поставить на этом месте церковь. Именно в этой церкви прошел Первый Вселенский собор (325).

Сохранившееся до настоящих времен здание было построено в VI веке.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в ее внешнем виде не происходило. Благодаря этому храм Святой Ирины является единственной византийской церковью, сохранившей до наших дней свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV–XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.

Сегодня церковь служит, главным образом, как концертный зал из за превосходной акустики и внушительной атмосферы.

Самая известная действующая церковь Стамбула – церковь Влахернской Богородицы. Храм был построен в V веке над источником, который издавна считался святым и целебным, и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне – 2/15 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы.

На территории Вселенского (Константинопольского) Патриархата расположена церковь Великомученика Георгия, построенная в начале XVIII века. Здесь хранятся ценные христианские святыни.

Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Точное количество храмов и церквей Стамбула назвать достаточно сложно, — часть из них уже действующие мечети, некоторые же были разрушены и на их месте отстроены другие религиозные объекты, что-то так и осталось руинами.

Православные церкви Стамбула[править | править код]

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)[править | править код]

Место явления Покрова Пресвятой Богородицы, здесь хранились Риза Пресвятой Богородицы и Влахернская икона Божией Матери.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ana Rum Manastiri)[править | править код]

  • Святой источник
  • Усыпальница Константинопольских патриархов
Церковь Святого Мины (Ayios Minas Kilisesi)[править | править код]

Построена на месте древней церкви св. Поликарпа.

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Moğollar kilisesi)[править | править код]

Единственный в городе, никогда не закрывавшегося и не переходящий в руки турок.

Болгарская церковь Святого Стефана (Aya Stefan или Bulgar Kilisesi)[править | править код]

Церковь святого великомученика Пантелеимона (Афонское подворье)[править | править код]

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)[править | править код]

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami, руины V в.)[править | править код]

В VIII-IX вв. при преподобном Феодоре Студите был главным оплотом сопротивления иконоборчеству и крупнейшим центром переписывания книг. Одной из главных святынь монастыря была глава Иоанна Крестителя. Также здесь был составлен Студийский устав, который оказал большое влияние на формирование монашеской и церковной жизни Руси в XV веке.

Другие церкви византийской эпохи (в том числе бывшие)[править | править код]

Собор святого Георгия (Aya Yorgi Rum Kilisesi ve Fener Rum Patrikhanesi)[править | править код]

Храм находится в резиденции архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриархата.

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)[править | править код]

Никогда не использовалась как мечеть.

В храме Святой Ирины в 381 г. был проведен Второй Вселенский Собор.

Православные храмы византийской эпохи, превращенные в мечети[править | править код]

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi, мечеть с июля 2020 года)[править | править код]

Один из величайших архитектурных творений мира, построенный императором Юстинианом в VI в, здесь приняла Крещение святая великая княгиня Ольга, а затем послы святого князя Владимира.

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)[править | править код]

Один из самых почитаемых храмов Константинополя, построенного вокруг чудодейственного источника византийской императрицей Августой в 435 году.

Церковь Иоанна Предтечи (Hirâmi Ahmet Paşa Camii)[править | править код]

Самая маленькая сохранившаяся церковь Константинополя.

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)[править | править код]

«Маленькая София».

Церковь Богородицы Кириотиссы (Kalenderhane Camii, Мечеть Календерхане)[править | править код]
Церковь святого Андрея в Крисе (Koca Mustafa Paşa Camii, Мечеть Мустафы-паши)[править | править код]
Храм Мирелейон (Bodrum Camii, Бодрум-джами)[править | править код]
Церковь святого Николая (Кефели-джами)[править | править код]
Церковь святой Фёклы (Ahi çelebi camii, Мечеть Мустафы-паши)[править | править код]
Церковь святой Феодосии (Gül Camii, Гюль-джами)[править | править код]
Церковь Христа Пантепопта (İmaret-i Atik Camii, Мечеть Эски Эмарет)[править | править код]

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)[править | править код]

Святыни в музеях[править | править код]

Музей Топканы[править | править код]

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Kariye)[править | править код]

Уникальные фрески и мозаики XIV в.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)[править | править код]

Крупнейший памятник поздневизантийского искусства, знаменитый прекрасными мозаиками эпохи Палеологов.

Археологический музей Стамбула[править | править код]

Святые места бывшей Византии[править | править код]

Демре (Demre, бывш. Миры Ликийские)[править | править код]

Святитель Николай Чудотворец был епископом города, проповедовал в церкви Демре до самой своей смерти, где и был похоронен. В церкви Святителя Николая, в приделе сохранился мраморный саркофаг, в котором покоились мощи Святителя. (Теперь, как известно, они пребывают в итальянском городе Бари. Сегодня мощи хранятся в городе Бари.

Фетхие, остров Святого Николая или Гемилер (Fethiye, Gemiler Adası)[править | править код]

Место рождения святителя Николая Чудотворца.

Измит (бывш. Никомидия)[править | править код]

Столица империи Константина Великого, место мученической кончины великомученика Георгия Победоносца, св. великомученика Пантелеймона Целителя, святых мучеников Василисы, Диомида, Адриана и Наталии, мученицы Варвары. Во время правления императора Диоклетиана здесь пострадало множество христианских мучеников (память 20000 мучеников Никомедийских).

Изник (бывш. Никея)[править | править код]

Здесь прошел Первый Вселенский Собор, на котором были приняты основные Символы Веры. Озеро Изник — место, где проходит I Вселенский собор. Собор Святая София в Изнике — прошел VII Вселенский собор в VIII в., который вернул христианству иконы, победив иконоборчество.

Измир (бывш. Смирна)[править | править код]

Измир оставался православным вплоть до 20-х годов прошлого века. Лишь в начале ХХ столетия греки покинули эти территории, забрав с собой и православные святыни.

Эфес (Efes)[править | править код]

  • Могила апостола Иоанна Богослова
  • Домик Богородицы

Эфес — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) в окрестности города Сельчук. С середины I века нашей эры Эфес стал одним из центров раннего христианства. В начале 50-х годов в Эфесе жил и проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн Богослов. Из Эфеса он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии – Смирне, Пергаме. Эфес (Ефес) и его жители многократно упоминаются в Деяниях святых апостолов (см. Деян. 18:19-21, Деян. 18:24-26 и практически полностью 19-ю главу «Деяний»). Ефесская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса (см. Откр. 1:11, Откр. 2:1-7); эти книги, а также Послание к Ефесянам апостола Павла входят в состав Нового Завета.

В этом городе провел последние годы земной жизни апостол Иоанн Богослов, недалеко от города находится его могила. Ранее на этом месте стояла величественная базилика евангелиста Иоанна, от которой сейчас осталось лишь руины. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен. Сегодня могила апостола Иоанна обозначена мраморной плитой. Раньше над местом погребения любимого ученика Христова, стояла церковь, построенная после его смерти, так что могила апостола оказалась в алтарной части под престолом.

Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии (место находится в ведении Католической Церкви). Он находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. По преданиям, сохранявшимся с давних времен у жителей Эфеса, именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь. У местных христиан существовал обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.

История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали.

В Эфесе также сохранились остатки храма, где проходил знаменитый Третий Вселенский Собор.

Селевкия[править | править код]

Города Коньи, Листра, Дервия, Барат, Анталья, Антиохия и др. — это тысячи византийских храмов прошлого. Это сотни христианских мучеников.

Самая известные из них — первомученица Фекла, мученица Марина (Маргарита). Там же место подвига Симеона Столпника.

Вблизи Севастия в водах Тевириадского озера пострадали 40 Севастийских мучеников.

Каппадокия[править | править код]

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, тур. Kapadokya) — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Эта историческая область является настоящим гигантским музеем христианских святынь.

Каппадокия — родина великомученика Георгия Победоносца.

Ургюп (Ürgüp, бывш. Прокопион)[править | править код]

В селении Ургюп, где много лет провел в плену у турецкого аги святой праведный Иоанн Русский, сохранился дом (конюшня), в которой он жил, ухаживая за лошадьми и сохранившуюся церковь. Сейчас храм закрыт, а мощи святого почивают в Греции на острове Эвбея, которое теперь называется «Новый Прокопион».

Гёpeмe (Göreme)[править | править код]

Одно из самых примечательных мест в регионе — пeщepы дoлины Гёpeмe в Каппадокии, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры пoчти пoлтopы тыcячи лeт были пpиcтaнищeм гpeчecкoй xpиcтиaнcкoй oбщины. От этoй нeбoльшoй кoлoнии остались килoмeтpы пoдзeмныx кoмнaт, пepexoдoв и цepквeй, cкaльныe xpaмы и oбopoнитeльныe coopужeния, фpecки, дocтoйныe лучшиx музeeв миpa.

Сaмыe извecтныe xpaмы Гёpeмe – двe бoльшиe купoльныe цepкви – Тeмнaя (Кapaнлык Килиce) и Яблoчнaя, пpocлaвившиecя caмыми дpeвними и xopoшo coxpaнившимиcя oбpaзцaми фpecoк. Цepкoвь Святой Вapвapы и Тoкaлы Килиce нaибoлee coxpaнившиecя цepкoвныe coopужeния peгиoнa.

Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.

Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кайсери (Kayseri, бывш. Кесария Каппадокийская)[править | править код]

Кесария – земля апостольской проповеди. Здесь подвизался в епископском сане святитель Василий Великий. Это большой город, в котором мало что сохранилось от времен христианства.

Бекарлар (Bekârlar, бывш. Назианз)[править | править код]

Исторический город в римской провинции Каппадокия. В настоящее время руины города находится в 4 км к северо-западу от нынешней турецкой деревни Бекарлар. Место, где служили епископами Григорий Богослов и его отец. Здесь сохранился храм, первоначальное место упокоения и могила святителя.

Окрестности Назианза – это очень красивая гористая местность со множеством монастырей. Кельи и другие монастырские помещения располагаются прямо в скалах. Некоторые из этих обителей были основаны святителем Василием Великим, который подвизался здесь в монашеской жизни, прежде чем возглавить епископскую кафедру в Кесарии. Основанные им монастыри существовали довольно долго, но сейчас от них, к сожалению, остались одни только воспоминания.

Денизли (Denizli, бывш. Лаодикия)[править | править код]

На месте древних руин Лаодикии сейчас находится посёлок Эскихисар в 6 км северо-восточнее Денизли. Расположен в отрогах горы Салва в обширной долине реки Лик (ныне Чюрюксу), между малыми реками Асоп (ныне Гюмюшчай) и Капр (ныне Башличай), у подножия горы Кадм ныне Топчамбаба.

В апостольские времена город был христианским, здесь был основан большой храм, один из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Апокалипсисе и в Посланиях апостола Павла. Сравнительно недавно современные археологи с помощью специальных приборов нашли остатки этого древнего храма. В XI–XII веках Лаодикия была разрушена сильным землетрясением, а позже захвачена турками. Следующее землетрясение окончательно превратило город в развалины, жители покинули его, и несколько столетий Лаодикия простояла в руинах.

Памуккале (Pamukkale, бывш. Иераполис)[править | править код]

Здесь находятся остатки мартирия (сооружения в честь христианских мучеников над местом их мучения, смерти или погребения) св. апостола Филиппа, одного из двенадцати апостолов Христовых, погибшего в Иераполисе в 80 году н.э.

Бергама (Bergama, бывш. Пергам)[править | править код]

Руины Пергама находятся на северо-западной окраине современного Бергама в Турции, в 26 км от Эгейского моря. Это был один из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Его раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса. Пергам упоминается в Новом Завете: в нём, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. 2:13) – жертвенник Зевса, где по некоторым сведениям совершались, в том числе и человеческие жертвоприношения. В XIX веке алтарь был вывезен немцами в Германию и в настоящее время находится в Пергамском музее Берлина. Известно, что Гитлер в период своего увлечения мистикой очень интересовался жертвенником.

Пергам — родина священномученика Антипы Пергамского, уче­ника свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, который в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Неро­на (54–68) был епи­ско­пом. В то вре­мя по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра всех, кто не при­но­сил жерт­вы идо­лам, под­вер­га­ли каз­ни или из­гна­нию. То­гда был за­то­чен на ост­ров Пат­мос в Эгей­ском мо­ре свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов, ко­то­ро­му Гос­подь от­крыл бу­ду­щие судь­бы ми­ра и Свя­той Церк­ви. "И Ан­ге­лу Пер­гам­ской Церк­ви на­пи­ши: так го­во­рит Име­ю­щий ост­рый с обе­их сто­рон меч: знаю твои де­ла, и что ты жи­вешь там, где пре­стол са­та­ны, и что со­дер­жишь Имя Мое, и не от­рек­ся от ве­ры Мо­ей да­же в те дни, в ко­то­рые у вас, где жи­вет сатана, умерщ­влен вер­ный сви­де­тель Мой Ан­ти­па" (Откр.2:12-13).

Русское паломничество[править | править код]

...Вот показались силуэты мечетей и минаретов; где-то позади них возвышается еще не открывшаяся взору громада св. Софии. С корабля панорама Стамбула кажется восхитительной, и каждый паломник пытается мысленно перенестись в ту эпоху, когда город был столицей Византийской империи...
В 1858 г. в очертания Царьграда всматривался русский поэт А. Н. Майков, который принял участие в морской экспедиции, направленной в Грецию и Архипелаг на корвете «Баян». Вот что удалось увидеть ему сквозь толщу веков:
Синел Эвксин, блестел Босфор,
Вздымались купола цветные,
Там – на вселенский шли собор Ерархи, иноки святые;
Там – колесницы, корабли...
Под твердью неба голубою
Сливался благовест вдали С победной воинской трубою...
Архимандрит Августин (Никитин). Святыни Константинополя: глазами русских путешественников XIX века

Приходы Русской Православной Церкви[править | править код]

На данное время в городе находится только три храма, считающиеся исторически русскими православными церквями. Все они находятся в районе Каракёй. Самый известный храм, носит название Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, или как его еще называют «Храм Святого Пантелеимона». Находится храм на шестом, последнем этаже дома (Hoca Tahsin Sok., № 19). И хотя это историческое здание, построенное еще в конце девятнадцатого века, и приобретенное специально для подворья афонского монастыря, найти вход в храм и просто разглядеть его с улицы сложно.   Вторым храмом является Подворье Андреевского Скита и его церковь, построенные все в том же районе, что и первый храм (Mumhane Sok., № 63). Этот храм считается местом, которое объединяет русскую эмиграцию, и хотя Андреевский Скит на Афоне уже давно заселен греческой общиной, церковь в Стамбуле считается русской. Обе церкви работают только по субботам и воскресеньям, также службы проходят и по церковным праздникам.

Совсем недавно, в старинной церкви святого Ильи (Karanik Firin Sok., № 3), которая была закрыта в 1972 году, и которая является частью Ильинского подворья, возобновились службы. Произошло это 2 августа 2013 года, в день святого пророка Ильи. Стоит отметить, что церковь в данное время находится в плачевном состоянии, и пока говорить о регулярных службах не приходится.

Церковь святого великомученика Пантелеимона[править | править код]

Подворье Андреевского Скита[править | править код]

Ильинское подворье[править | править код]

Храм Живоносного Источника[править | править код]

Храм святых равноапостольных Константина и Елены (на территории генконсульства России)[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Паломнический центр Московского Патриархата

Адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1.

Телефон: +7 (495) 363-35-84

Электронная почта: palomnik@poklonnik.ru

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]