Храм первоверховных апостолов Петра и Павла (Первоуральск)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Первоуральск Молитвенный дом вновь открыт в 1988, в 1990-1992 у места старой церкви построен новый кирпичный храм. Двусветный четверик с полуглавиями, завершенный небольшой главкой, трапезной соединен с колокольней. Архитектор 1990-1992: Соловьев Л. В.

История[править | править код]

История храма, освященного во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, началась 28 августа 1748 года, когда была заложена (27 апреля 1752 года освящена) первая в Васильевско-Шайтанском заводе деревянная церковь.

22 апреля 1820 года в заводском поселке вспыхнул пожар, и деревянная церковь сгорела. В 1821 году вместо сгоревшей церкви иждивением владельцев завода Ярцевых была построена новая одноэтажная, трех-придельная каменная церковь: центральный придел — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, южный — в честь святого апостола и евангелиста Матфея, северный — в честь преподобного Иоанна Лествичника. Центральный придел был освящен 22 октября 1822 года, южный и северный — 25 и 26 июля 1828 года.

В конце XIX века Петропавловский храм считался одним из лучших в Екатеринбургской епархии. В 1893 году открылась церковно-приходская школа, в которой учеников было больше, чем во всех школах заводского поселка, а священник храма Александр Топорков, автор книги «О Васильевско-Шайтанском заводе», получил орден Святой Анны III степени за труды в народном образовании.

В 1922 году развернулось наступление на церковь. 16 мая была проведена компания по изъятию церковных ценностей, в 1930 году храм закрыли, колокола сняли. В 1935 году храм переоборудовали под кинотеатр, затем открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк. В годы Великой Отечественной войны помещение использовалось под прачечную, где женщины стирали солдатские обмундирования раненых, постельное белье для госпиталей, располагавшихся в Первоуральске. В послевоенные годы в здании бывшей церкви размещалась весоремонтная мастерская, затем колбасный цех. После пуска в эксплуатацию в 1972 году мясоперерабатывающего завода здание пришло в запустение. В 1974 году останки поруганного храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла были взорваны.

10 сентября 1988 года вечером, в канун праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, состоялось открытие молебного помещения – дома, купленного общиной верующих города Первоуральска в поселке Шайтанка, в запрудной части города. Службу совершал священник Виктор Махонин, посланный архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком с напутствием строить новую церковь в Первоуральске.

В октябре 1989 года исполком разрешил строительство храма на его историческом месте. Верующие люди разобрали руины. 4 июня 1990 года архиепископ Мелхиседек совершил освящение места и заложил камень на строительство новой церкви в Первоуральске, а уже 15 января 1993 года был освящен новый храм в честь святых перво-верховных апостолов Петра и Павла — первый храм на Урале, выстроенный после многих десятилетий богоборческой власти. Храм построен по проекту екатеринбургского архитектора Л. В. Соловьева, дореволюционный восстановить не удалось.


Духовное правление послало в Шайтанский завод екатеринбургского протопопа Василия Калиновского, который 28 августа 1748 заложил первую деревянную церковь. Бревенчатая церковь об одном приделе встала на удобном и безопасном месте на левобережье заводского пруда, близ Московской дороги, недалеко от господского дома.

Одноэтажную, трехпрестольную каменную церковь воздвигли в короткое время. Фундамент выложили из дикого камня, снаружи облицевали чугунными плитами с изображением растительного орнамента. Храм имел три престола: главный, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, второй, в приделе по правую сторону — во имя святого апостола и евангелиста Матфея, и третий, по левую сторону — в честь преподобного Иоанна Спасителя Лествицы. Строительство Петропавловской церкви, высокой и нарядной, было произведено в лучших традициях русского классицизма. Зданию была характерна строгость композиций, лаконизм объёмов. Торжественная мощь отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества.

Храм обладал большой силой эмоционального воздействия. Он был торжествен. В нем много простора и света. Стрельчатые окна и двери усиливали ощущение красоты, легкости и изящества. В церкви не было ничего второстепенного и лишнего, как и положено в подлинном произведении искусства. Ансамбль храма просматривался с любой точки заводского посёлка. По существу строение такого масштаба было одним из первых каменных сооружений в округе. Постройка церкви внесла заметно оживление в однообразную деревянную застройку поселка Шайтанского завода.

Интерьер храма украшал трехъярусный иконостас. Историческую значимость церкви представляли росписи свода и стен. Изустное предание гласит, что заводовладелец И.М. Ярцев пригласил для росписи храма иконописца Кормильцева из Казани.

Наступление на церковь развернулось в 1922 году, когда власти, воспользовавшись жесточайшим голодом в стране, повели широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей, сопровождавшуюся безудержным насилием в отношении многих священнослужителей и части верующих, разрушением храмов и монастырей. Политика партии о конфискации церковного имущества в период массового голода была с «двойным дном»: одна политика, официальная, предназначалась для формирования общественного мнения, в том числе и среди верующих; другая, неофициальная, негласная, ставила главной целью раскол церкви, отчуждение прихожан от священнослужителей, максимальный подрыв материальной и культурной базы православной церкви.

Всё же в 1930 году Петропавловскую церковь закрыли. Затем местная власть привлекла молодежь и комсомольцев к разрушению храма, объяснив им о необходимости сбора металлического лома. «Война с колоколами» — драматическая кампания проходила в период индустриализации. В культовом здании, где более полувека прививали нравственность и духовность народу, открыли столовую №14, которая вечером работала как ресторан. Ясно, что интерьер и внешний вид храма при этом сильно пострадали. Новые хозяева сломали деревянные перегородки в трапезной, разобрали и уничтожили иконостас, творения иконописцев бросили в костёр…

В 1935 году бывший храм переоборудовали под кинотеатр «Горн». О кинотеатре тоже остались только воспоминания. В помещении церкви открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк, в котором была представлена часть фауны окрестностей Первоуральска. В годы Великой Отечественной войны музей закрыли, помещение использовали под прачечную. Здесь женщины стирали солдатское обмундирование раненых, постельное бельё для госпиталей, располагавшихся в Первоуральске.

В послевоенное время несколько лет в здании бывшей церкви размещалась весоремонтная мастерская, затем колбасный цех. В 1972 году был построен и пущен в эксплуатацию мясоперерабатывающий завод, надобность в колбасном цехе отпала, и здание пустовало.

Чтобы спасти от окончательного разрушения архитектурную постройку XIX века, группа верующих во главе с бухгалтером жилищно-коммунального отдела Новотрубного завода Красновым обратилась с ходатайством передать им пустующее здание. Несколько десятков тысяч подписей собрали под прошением и направили в Москву. Центральный Комитет передал прошение в обком, который заставил город «решить вопрос». В составе городского Совета было немало воинствующих атеистов, они создали комиссию, которая составила акт об аварийном состоянии здания и необходимости сноса. 11 июня 1974 года появился документ, решивший судьбу здания.

После регистрации общины решили православные купить обыкновенный частный дом. Собрали деньги — кто сколько может — и купили дом в запрудной части города, у конечной автобусной остановки. 10 сентября 1988 года, вечером, в канун праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, состоялось открытие молебного помещения. В октябре 1989 года исполком городского Совета положительно ответил на просьбу прихожан Петропавловского прихода о строительстве новой церкви в городе. На том же месте.

К месту бывшеего храма пришли люди, разобрали руины, увезли битый кирпич. В результате взрывов старый фундамент оказался отрезанным с двух сторон. Пришлось и его разобрать.

Если избрать место строительства церкви не составляло труда, то возникла проблема с проектом храма. Специалистов такого профиля — архитекторов храмов вузы не выпускали. Кроме того, построить церковь в том виде, в каком она была, уже невозможно — нет тех материалов и средств. За разработку проекта Петропавловской церкви взялся екатеринбургский архитектор Леонид Викторович Соловьев.

4 июня 1990 года архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение места и заложил камень на строительство новой церкви в Первоуральске. Освященный крестом белый квадратный шлифованный камень лег в фундамент церковного алтаря. По соображениям преемственности храм возвращался на своё законное место.

В мае 1991 года начали кладку стен. На месте развалин стала «вырастать» новая церковь. К зиме уже успели выложить стены, закрыть сверху от непогоды. Строили на энтузиазме, на добровольной помощи верующих. Поднимали новый храм терпеливо и упорно. На кладку стен использовали стандартный кирпич ревдинского завода.

15 января 1993 года при большом скоплении верующих архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение нового храма во имя апостолов Петра и Павла.

Рядом с Петропавловском храмом по проекту того же архитектора Л. В. Соловьева построен Церковный Дом, где совершаются таинства крещения и венчания. Проект разработан в том же стиле, что и церковь. Освящение Церковного Дома было совершено в 1995 году составом местного духовенства.

Деятельность прихода[править | править код]

Воскресная школа прихода действует с 1996 года. Занятия проходят в форме уроков и бесед по 30 мин. Преподаются: Закон Божий, церковнославянский язык, рисование и декоративно-прикладное творчество, проводятся беседы с духовником школы. При церковно-приходской школе действует детская просветительская студия «ПервоСвет», апробируются занятия по кинотворчеству.

С 6 марта 2017 года при храме действует Центр гуманитарной помощи беременным и женщинам с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Помощь оказывается продуктами питания, одеждой, средствами гигиены и лекарствами. Также по индивидуальному обращению нуждающихся оказывается помощь в сборе средств на определённые нужды.

Ежегодно проводится благотворительная акция Первоуральского церковного округа «Подари Рождество» и благотворительная Рождественская ёлка для малоимущих и многодетных семей, детей-сирот и детей-инвалидов города Первоуральска.

Ежегодно заключается план совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию жителей города с Управлением образования ГО Первоуральск, Первоуральской детской школой искусств, Первоуральской детской художественной школой, Централизованной библиотечной системой, Управлением культуры, физической культуры и спорта Администрации ГО Первоуральск и Первоуральским металлургическим колледжем.

Описание[править | править код]

Церковь построена по проекту екатеринбургского архитектора Л.В. Соловьева. Она значительно отличается от прежней. Это и понятно. Шедевры зодчества неповторимы. В архитектуре двойников не бывает. Всякое культовое сооружение имеет свою особенность. Современный храм одноэтажный, однопрестольный (прежний имел три престола). Размеры церкви и колокольни несколько уменьшены по высоте. Но это не отразилось на композиционно-зрительском эффекте.

В объемно-пространственном решении храма появились типичные черты уральского зодчества. Петропавловская церковь в плане представляет трехчастную схему с характерно вытянутой большой осью. К двусветному массивному кубу примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая куполом с глухим барабаном, который венчается главкой и крестом. Верхняя часть стен куба в середине завершается крупными закомарами. Они придают стене возвышение. В центре закомар рельефно выделяется изображение креста. Прямоугольные высокие с полуциркульным верхом окна оживляют гладкие стены, придают кубу устремленность к верху. Окна обрамлены наличниками. Они выполнены кирпичом, их боковые стенки подобны колонкам, а верхняя часть обрамлена аркатурным обрамлением…

На фоне стен выделяются элементы декора. На северной и южной сторонах в прямоугольных ширинках помещены картины на библейские темы, представлены первоверховные апостолы Петр и Павел. Купол храма раскрывается в восьмериковый барабан с ложными окнами. Последний венчается главой, несущей красивый крест. К храмовой части примыкает трапезная. Компактно кубический объем собственно храма соединен с трапезной широким арочным проемом. Арка опирается на две квадратные колонны большого объема. Колонны соединены металлической связью. Свод в трапезной выполнен в виде арки. Свод храмовой части — восьмигранная пирамида.

К западной стороне церкви пристроен притвор, на стены которого опирается основание колокольни. Квадратная в плане звонница завершена кирпичной «крестообразной бочкой на четыре лица», покрыта куполом, который завершен шпилем с крестом. Пропорции всех объемов гармонично взаимосвязаны. Звонница имеет высокий ярус звона.

На ней девять колоколов. Они изготовлены товариществом «Пятков и К°» (г. Каменск-Уральский) — это одна из лучших колокололитейных фирм России. Купола храма окрашены в традиционный зелёный цвет — символ жизни. Кресты изготовлены коллективом Новотрубного завода. Фигурные концы украшены орнаментом. Шаровидные основания и сами кресты окрашены «под золото». Внутренние стены и свод не расписаны. Они оштукатурены и окрашены в светлый тон. В храме светло и тепло. Тепло излучает всё внутреннее содержание храма, иконы. Украшением интерьера является четырехъярусный иконостас. Он установлен в 2000 году. К его созданию причастна и администрация города, оказавшая небольшую финансовую помощь. Иконостас красив. На нём более пятидесяти икон., большинство из них написаны старым иконописным стилем. Роспись больших икон выполнена отцом Игорем Михайловым, преподавателем Московской художественной академии живописи. Центральное место занимают иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, во имя которых построен храм. Над царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря».

Территория храмового комплекса обнесена кирпичной оградой с металлическими решётками и арочными воротами. Основную помощь в сооружении ограды оказало ОАО «Первоуральский новотрубный завод». Архитектура Петропавловского храма органически связана с рельефом. С какой бы стороны, южной или северной, мы не смотрели, он не теряется среди многоэтажия городских кварталов. Церковь стоит на взгорке особняком, обогащает панораму города и поражает свободной, живописной композицией, богатством пластического решения.


Храм построен в стиле, сочетающем в себе классицизм и барокко, распространенный в период строительства первого каменного храма в Первоуральске.

Святыни[править | править код]

5 июля 2016 года за вечерним богослужением настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла протоиерей Константин Савченко совершил изнесение ковчега с 40-ка частицами мощей святых угодников Божиих. Ковчег был изготовлен на месте подвигов игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского – в Сергиевом Посаде, в церковной мастерской «Зеленый луч». Приобретен на пожертвования прихожан.

Престольные праздники[править | править код]

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Контакты[править | править код]

Адрес: 623116, Свердловская область, город Первоуральск, улица Орджоникидзе, дом 1

Телефон: +7(904)16-77-930

Электронная почта: hrampetraipavlaprv@yandex.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма или на странице храма в соцсети

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт храма

Страница храма в соцсети "Вконтакте"

Страница храма

Первоуральск: храм Петра и Павла

Храм апостолов Петра и Павла. Краевед Дунаев Ю.А.