Воскресенский Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга - первая женская обитель города.
Вступив на престол в 1741 году, Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь. Считалось, что она намеревалась удалиться в него в старости. Летний дворец государыни, именуемый "Смольный", был отдан под монастырь. Новодевичьим Воскресенский монастырь стали называть из-за того, что его первые насельницы прибыли в Петербург именно из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска. Название за монастырем закрепилось.
Екатерина II при монастыре учредила училище для воспитания благородных девиц, которое переросло в Смольный институт. С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря занялся Император Николай I. Государь утвердил положение о строительстве обители на новом месте. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря, известная своей подвижнической жизнью.
3 ноября 1849 года Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами.
Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы "Отрада и Утешение" был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос.
В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора.
Воскресенский собор был задуман как центр всего монастырского комплекса. Пятиглавый монастырский собор имел пять приделов. Главный центральный придел был освящен в честь Воскресения Христова. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.
В память 900-летия Крещения Руси при монастыре была учреждена Свято-Владимирская церковно-учительская школа для подготовки учительниц церковно-приходских школ и школ грамотности Петербургской епархии. Её попечителями стали: обер-прокурор Св.Синода Константин Петрович Победоносцев (воспитатель двух российских императоров – Александра III и Николая II), его супруга, Екатерина Александровна Победоносцева. Школа открылась 31 октября 1889 года. Здание ее — двухэтажное, построенное в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы — Святого Равноапостольного великого князя Владимира. На первом этаже располагались классы церковно-приходской школы грамоты и кухня. В каждом классе горела негасимая лампадка. Поскольку своего храма в школе еще не было, девочки ходили на службы в монастырь. В 1895 году архиепископ Антоний освятил школьную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы. На освящении присутствовал К.П. Победоносцев. Церковь находилась на втором этаже школы. Через четыре года здание частично перестроили, и в 1901 году церковь вновь была освящена. Все воспитанницы и учительницы любили свой храм. Он был слегка продолговатый, вместимостью до 300 человек, стены, выкрашенные в мягкий голубой цвет, придавали нарядность; его украшали иконы детей-святых: Иоанна, Веры, Надежды, Любови, Кирика, царевича Дмитрия. Написал эти иконы А.В. Серебряков . 10 марта 1907 года в шесть часов вечера отошел ко Господу основатель школы Константин Петрович Победоносцев. Значение К.П. Победоносцева для русской истории огромно. Это был видный ученый и крупный государственный деятель, который четверть века занимал должность обер-прокурора Священного Синода, всей душой болевший о благоденствии Русской Православной церкви и много сделавший для нее. При жизни о нем злословили как о чиновнике червством, без сердца, но когда он скончался, газеты всех направлений признавали, что это был человек безукоризненной чистой жизни, выдающейся честности, прямолинейный, сильный духом, личность громадного ума и широкого сердца, о чем свидетельствует его благотворительность. Отпевание совершили 13 марта в церкви Свято-Владимирской школы оба митрополита, а затем гроб опустили в могилу у восточной, алтарной стены здания церковно-учительской школы. Могила буквально утопала в венках, из которых один был с особенно знаменательной надписью, выражающей всю суть деяний К.П. Победоносцева: «Приклонившему сердце народа к откровению Божию, а не к корысти».(См. К.П.Победоносцев)
При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков.(См. Казанский храм)
В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). Владыка был избран членом поместного собора 1917-1918 гг. Он был хорошо известен православным как блестящий проповедник и продолжатель своего духовного отца Ионна Кронштадтского. В сентябре 1933 года митрополит Серафим (Чичагов) был отправлен на покой и жил под Москвой. Впоследствии он был арестован и расстрелян 11 декабря 1937 года.
К весне 1938 года в Ленинграде и области осталось всего 2 диакона и 10 священников на 17 действующих православных храмов. В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.
В 1935 году матушку Феофанию, вслед за арестованными раннее в 1931-1932 гг. монахинь Новодевичьего монастыря, отправили в ссылку в Башкирию. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Афонская церковь была закрыта последней в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской - гордость и слава Отечества. Поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора). На Новодевичьем кладбище сохранилась одна из немногих могил новомучеников. Эта могила архиепископа Илариона Троицкого. Когда архиепископа отправляли из Соловков на вечное поселение в Среднюю Азию, по дороге он заболел и скончался в Ленинграде в тюремной больнице.
Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеской жизни в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы. 29 декабря 1996 года, в день ее тезоименитства, духовником Санкт-Петербургской Епархии архимандритом Кириллом (Начисом) была отслужена Божественная Литургия и освящен крест на могиле петербургской подвижницы. При благоустройстве территории в 2003 году были обретены ее честные останки. Помолиться на это святое место приходят благодарные почитатели "наставницы монахинь и собеседницы ангелов"
Знаком сугубой милости Божией стало промыслительное событие , подтверждающее Божие благоволение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. Акафистным пением и горячей молитвой почтили "пришествие" Пречистого Образа Царицы Небесной.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Усердием прихожан и благотворителей завершается восстановление Казанского Храма. Здесь находятся многие святыни обители: древняя икона Страшного Суда - дар Президента России В.В.Путина, фамильный крест Дома Романовых с частицей Древа Креста Господня; чтимый образ великомученика Пантелеимона с частицей мощей; список Державной иконы; ковчег с частицей мощей священномученика Илариона Верейского и его погребальное облачение (память 15/28 декабря). В 2001 году возвращен почти весь монастырский комплекс. Для восстановливаемого Ватопедского храма на святой Горе Афон написан образ Афонской Ватопедской иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" . Этот образ в 2003 году прибыл в обитель. По установившейся традиции в день празднования иконе 21 января/ 3 февраля совершается ночное богослужение.
С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. В 2003 году на престольный праздник в Свято-Введенском храме при воскресной школе была совершена первая Божественная Литургия.
Телефон монастыря: +7(812) 387-53-64 Адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., 100 (ст.метро "Московские ворота") Сайт: novodev.spb.ru