Храм Рождества Христова (Васильевское)
Храм Рождества Христова в деревне Васильевское сочетает своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов, черты барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении — это делает храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия.
История[править | править код]
Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 году: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 году оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма.
В 1697 году был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 году снова выдан антиминс к новопостроенной церкви.
В 1729 году новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 году брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 году дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя святого Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.
Во второй половине XIX столетия храм стал тесен для прихожан (1300 душ обоего пола), поэтому с 1883 года они начинают хлопотать о возможном расширении церкви. С 1884 года начинается обновление: храм был соединен с колокольней переходом, к арке XVIII века были подведены стены заподлицо со стенами церкви и колокольни. Также были заменены цоколь, полы, в помещении основного здания устроили подвал для калориферных котлов, а в переходе выложили печь. Дверные и оконные проемы были растесаны, изменен архитектурный декор внутри и снаружи, обновлен обветшавший иконостас теплого придела, стены украшены масляной живописью. Главной жертвовательницей была помещица графиня Мария Федоровна Соллогуб. Теплый придел в обновленном храме переосвятили в честь Рождества Богородицы, празднование же святому Сильвестру, по всей видимости, было сохранено.
Христорождественская церковь в Телятьево – редкий памятник церковной архитектуры первой половины XVIII столетия в Южном Подмосковье. Здание храма (без колокольни) центрическое, бесстолпное, крестообразное в плане, с полукруглой апсидой, увенчано сферическим куполом с люкарнами и восьмериком с луковичной главкой. Над тремя церковными фасадами размещены треугольные фронтоны. Декор стен основного объема здания состоит из горизонтальных тяг, делящих здание на три части, пилястр и филенок. К церкви примыкает трехъярусная (два восьмерика на четверике) мощных пропорций колокольня, трапезная. Стены восьмерика и трапезной украшены круглыми окнами и рустом (декоративной имитацией кладки из крупного грубого камня). Своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов храма, интересное сочетание черт барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении делают храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Аналогий Рождественскому храму среди современных ей и построенных позднее церквей ни в Серпухове, ни в округе нет.
В начале ХХ века, с 1912 года в колокольне Рождественского храма существовал еще один престол — посвященный святому пророку Иоанну Предтече. Причт храма состоял из священника и дьячка, позднее добавились вакансии диакона и пономаря. Земля, принадлежавшая причту, была крайне неудобна для обработки, поэтому за нее помещики выдавали ругу в виде съестных припасов и дров, которая не была юридически оформлена и производилась «не в свое время». При графине Соллогуб от выплаты руги отказались, заменив ее денежным довольствием.
Церкви принадлежал каменный дом, в котором находилась богадельня, позднее — школа для крестьянских детей, несколько раз закрывавшаяся и возобновлявшаяся. На кладбище находилась каменная часовня, причт жил в собственных деревянных домах.
Из священнослужителей Рождественской церкви известны следующие: священник Алексей Федорович Рамадамский (с 1826 по 1855 гг.), священник Петр Дмитриевич Флоринский (с 1855 г.), священник Семен Иванович Соколов (1892-1894 гг.). Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов за непорочное 50-летнее служение в сане был награжден в 1907 году орденом святой Анны 3-ей степени. Последним настоятелем храма перед его закрытием в 1929 году был священник Тихон Феофилактович Кротков, служивший в нем с 1894 года В памяти прихожан отец Тихон остался человеком милосердным к людям. После 1917 года он неоднократно подвергался арестам, но умер на свободе в глубокой старости.
После закрытия Рождественская церковь использовалась как молокозавод и склад удобрений. В 1970-е годы заброшенный храм стали реставрировать, это спасло его от окончательного разрушения.
Современное состояние[править | править код]
18 апреля 1993 года, во святой день Пасхи было совершено первое богослужение во вновь открывшемся храме.