Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 29: Строка 29:


== Богослужения ==
== Богослужения ==
'''Праздники:'''
 
* Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября
 
* Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы — 12 (25) февраля, 23 апреля (6 мая), 13 (26) октября, вторник Светлой седмицы
 
* Память свт. Николая Мирликийского — 9 (22) мая, 6 (19) декабря
 
* Память свв. Глинских — 9 (22) сентября
 
== Местонахождение ==
== Местонахождение ==
{{#yandexmap: |400|300|cdzMP}}
{{#yandexmap: |400|300|cdzMP}}

Версия от 00:48, 2 октября 2015

Сумская область  

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) — ставропигиальный мужской монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата).

История[править | править код]

В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.

1-е документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).

К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сент.

На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.

Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.

Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в кон. XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству.

В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сент. 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей посвящена огромная литература. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (печать — 1994), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного о. Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.

Описание[править | править код]

На момент закрытия в 1922 г. обитель имела ок. 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната.

К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда, который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.

Святыни[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Праздники:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября
  • Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы — 12 (25) февраля, 23 апреля (6 мая), 13 (26) октября, вторник Светлой седмицы
  • Память свт. Николая Мирликийского — 9 (22) мая, 6 (19) декабря
  • Память свв. Глинских — 9 (22) сентября

Местонахождение[править | править код]

{{#yandexmap: |400|300|cdzMP}}

Где остановиться[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

[]