Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Прага): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
== Оборудование церкви == | == Оборудование церкви == | ||
[[Файл:Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Прага)4.jpg|мини| | [[Файл:Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Прага)4.jpg|мини|220px|слева|Надгробие Марии Якобины Шаднерове]] | ||
В XVIII веке церковь была заполнена декором в стиле барокко и в 1732 году получила новый алтарь. После ликвидации ордена сервитов, церковь была осквернена и её художественный инвентарь разобрали. «Монастырь Алжбетинок» (klášter Alžbětinek) получил часть картин и скульптур, которые в настоящее время мы можем видеть в их церкви или монастыре, например, копию флорентийской картины Благовещения Девы Марии. О судьбе картин алтарей и органных труб пока ничего не известно. Текущая внутренняя обстановка церкви относится к временам архитектора Бернарда Грубера (Bernarda Gruebera), преимущественно в псевдо-готическом стиле. На главном алтаре висит картина Благовещения Девы Марии 1857 года от Леопольда Купельвисера (Leopolda Kupelwiesera). В церкви есть два боковых алтаря по сторонам триумфальной арки, алтарь святой Анны и алтарь святого Иосифа на северной стороне. К мастерской Грубера также относятся органы и кропильница. | В XVIII веке церковь была заполнена декором в стиле барокко и в 1732 году получила новый алтарь. После ликвидации ордена сервитов, церковь была осквернена и её художественный инвентарь разобрали. «Монастырь Алжбетинок» (klášter Alžbětinek) получил часть картин и скульптур, которые в настоящее время мы можем видеть в их церкви или монастыре, например, копию флорентийской картины Благовещения Девы Марии. О судьбе картин алтарей и органных труб пока ничего не известно. Текущая внутренняя обстановка церкви относится к временам архитектора Бернарда Грубера (Bernarda Gruebera), преимущественно в псевдо-готическом стиле. На главном алтаре висит картина Благовещения Девы Марии 1857 года от Леопольда Купельвисера (Leopolda Kupelwiesera). В церкви есть два боковых алтаря по сторонам триумфальной арки, алтарь святой Анны и алтарь святого Иосифа на северной стороне. К мастерской Грубера также относятся органы и кропильница. | ||
Версия от 01:35, 11 декабря 2019
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах являлся католическим храмом, с 1990-х — православный. Расположен в долине реки Ботиче под Вышеградом, в Новом городе. Небольшое готическое здание было построено при монастыре сервитов. Основной частью интерьера является каменный столб, на котором держится неф костела. Существуют разные версии названия Na slupi. По-чешски sloup — означает «столб». Свод храма держится на столбе, к которому сходятся все рёбра. Возможно, от этой особенности пошло название церкви, а потом и название улицы — Na Slupi. Полное чешское название храма — Kostel Zvěstování Panny Marie Na slupi.
История[править | править код]
Император Священной Римской империи Карл IV Великий основал в 1360 году монастырь на южной стороне Нового города Праги. Первый камень храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах (Kostel Zvěstování Panny Marie Na slupi) был заложен весной 1360 года. Карл IV пригласил в Прагу итальянских монахов-сервитов из ордена служителей Девы Марии (лат. Servorum Mariae).
Квадратный неф храма с крестовым сводом был возведен на одном каменном столбе. Это было первое строение подобного типа в Европе. Впоследствии оно стало образцом для строительства многих европейских храмов.
В 1419-20 гг. церковь подверглась разорению. Шли гуситские войны. На руинах храма были установлены пушки — гуситы стреляли отсюда по Вышеграду. Костёл был выжжен дотла. Вместе с ним сгорели шестьдесят монахов-сервитов. Тела мучеников были захоронены в храме (сейчас их усыпальница находится перед амвоном).
В 1666 году на это место вновь пришли сервиты. Они восстановили монастырь, отстроили храм. Вновь обитель была закрыта уже в ходе реформ австрийского императора — Йозефа II. Монастырь был распущен, костел осквернен. В нем размещались казармы, мастерские ремесленников. Разоренное здание перестраивалось и использовалось для разных целей. С 1856 года в нем помещалась клиника для душевнобольных.
В 1858-62 гг. проводилась реставрация. Руководил работами архитектор, профессор Бернард Грубер. Здание было восстановлено в неоготическом стиле. От первоначальной постройки сохранилось немногое. В 2005 году с одного ребра здания была снята штукатурка. По этому фрагменту можно судить, как выглядел храм до реставрации.
С 1918 года храм перешел в ведение государства. В нём продолжали молиться прихожане римско-католической церкви. С февраля 1990 года церковное здание было передано православной церкви Чехии для верующих из Восточной Словакии и Закарпатья. В 1995 году, перед праздником Пасхи, католический приход окончательно покинул храм. 22.04.1995 года здесь проводилось уже православное богослужение.
С того времени храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах принадлежит Православной Церкви. Готический иконостас церкви создавался в Закарпатье современными иконописцами. Службы ведутся на церковнославянском языке. Здесь нет церковного хора. Поют канторы на клиросе, дьяки и все прихожане, у которых есть книги.
Оборудование церкви[править | править код]
В XVIII веке церковь была заполнена декором в стиле барокко и в 1732 году получила новый алтарь. После ликвидации ордена сервитов, церковь была осквернена и её художественный инвентарь разобрали. «Монастырь Алжбетинок» (klášter Alžbětinek) получил часть картин и скульптур, которые в настоящее время мы можем видеть в их церкви или монастыре, например, копию флорентийской картины Благовещения Девы Марии. О судьбе картин алтарей и органных труб пока ничего не известно. Текущая внутренняя обстановка церкви относится к временам архитектора Бернарда Грубера (Bernarda Gruebera), преимущественно в псевдо-готическом стиле. На главном алтаре висит картина Благовещения Девы Марии 1857 года от Леопольда Купельвисера (Leopolda Kupelwiesera). В церкви есть два боковых алтаря по сторонам триумфальной арки, алтарь святой Анны и алтарь святого Иосифа на северной стороне. К мастерской Грубера также относятся органы и кропильница.
Надгробия
Церковь имеет несколько надгробий. Надгробная плита за алтарем несёт имя Яна Петра Дейма из Стржитежа (Jana Petra Dejma ze Střítěže), кроме того в хорах есть заглубленная до земли плита, покрывающая могилу сервитов. В нефе также находится надгробный камень барона Шонебека (Schönebecka). Под хорами на северной стороне расположено надгробие Магдалены Премерове (Magdaleny Premerové), а на южной стороне надгробие Марии Якобины Шаднерове (Marie Jakobíny Schadnerové).
Архитектура[править | править код]
Ориентация церкви традиционная, алтарь ориентирован на восток. Главные хоры церкви не имеют полностью доминирующего положения, отсутствует стремление к массивности и сильной вертикальности, что было типично для ранее готического периода. Оригинальные части церкви построены во времена Каролинской готики и являются примером разнообразия и типовой пестроты церковной архитектуры Нового города того времени.
Щит нефа значительно превышает нижнею крышу пресвитерия. Западная сторона фасада достаточно строга, её среднюю треть занимает призматическая четырёхгранная башня. Почти всю северную сторону монастырской церкви закрывают строения бывшего монастыря.
Части церкви
Церковь состоит из трех частей: алтаря, нефа и башни. Пресвитерий состоит из одного слегка вытянутого свода и пятиугольной постройки. Планом нефа является почти идеальный квадрат, также как и планом башни, стоящей на оси западного фасада здания.
Окна
Между колоннами находятся стрельчатые узкие окна с узорами, в конце расположено простое окно, северное окно заделано кирпичом, а на южной стороне у хоров районантное окно. Старая простая обшивка окон с фаской сохранилась лишь немного, окна, в основном, грубо покрыты штукатуркой. Косые подоконники переходят в карниз, который окружает все здание, вместе с простым скошенным цоколем. В западной половине нефа находятся на севере и на юге, под окнами, полностью обновленные порталы, закрытые килевидной аркой с букетом цветов и пинаклями по сторонам. Нынешняя форма обоих порталов появилась во время архитектора Грубера.
Интерьер
Хоры созданы в псевдо-готическом стиле, их окружает выразительный, полностью обновленный карниз. Из карниза выходят держатели сводовых ребер, а под ними расположены консоли современного типа. Держатели имеют чашевидные капители, которые покрыты резными виноградными и капустными листьями. На колоннах нефов есть ещё листья липы. Сохранились колонны посередине двух продольных стен и в западных углах.
Замковые камни
Замковый камень в конце церкви несёт щит с рельефом чешского льва. На замковых камнях восточной части можно встретить родовые знаки изображающим руку с двумя растопыренными пальцами. На юго-восточном ребре примерно посередине также могут быть найдены щиты с подписями каменщиков. В западной части находятся замковые камни со стилизованными розами и рисунком, изображающим ворота между двумя башнями с зубцами, на которых стоит ягненок; что является знаком правящей семьи Швада из Хватлин (Švábů z Chvatlin). Передние арки имеют пазовое профилирование.
Неф
Уникальным является центральный зал, который сведен на единственный центральный цилиндрический столб поддерживающий свод. Столб имеет цилиндрическое основание и малое кольцо в верхней части. Ребра свода прикреплены на столб с помощью малых консолей . Главные два нефа (корабля) (dvoulodi) имеют почти квадратный план. Оба западных квадратных поля имеют простой крестовый свод из ребер. Свод восточной части сделан с помощью пояса системы трех полей, чьи основания избегают пика триумфальной арки.
Пресвитерий На северной стороне конца церкви находится вход до ризницы, построенной в псевдо-готическом стиле. Ризница прямоугольная и имеет простой цилиндрический свод. Свод пресвитерия традиционно с одним полем прямоугольного крестового свода с ребрами в передней части и sestipaprscitou klenbou в конце. В пресвитерии обычные грушевидные ребра. В западной части церкви ораторский балкон, также в псевдо-готическом стиле от архитектора Грубера. Он доступен с первого этажа широкой аркады. В западной стене пробит вход в башню, в которой проходит винтовая лестница. Грушевидные ребра нефы дважды vyzlabena pasy отделяющими восточную и западную часть. В оратории находится нео-готический портал, ведущий к часовне Девы Марии Болестне. Часовня относится к времени Грубера.
Экстерьер
Внешнее расположение нефа такое же как у пресвитерия, на свободных углах находятся внешние колонны, которые разделяют стены как у внутренних полей.
Башня
У фасада церкви стоит стройная башня, высокая 38 метров. Башня имеет в нижней части форму четырёхугольной призмы дважды окруженную карнизами, сначала на высоте под окнами, а потом у уровня коронного карниза нефа. Башня выше продолжается узким призмовым этажом со стрельчатым сводом. Эта часть башни имеет три этажа, разной высоты. Над вторым карнизом следует более узкая, восьмиугольная часть с двумя стрельчатыми окнами в этажах, разной высоты. Толщина кладки башни около 80 см. Купольная крыша времен барокко была Грубером заменена на пирамидальную, которая до сих пор находится на башне. Эта башня в сравнении со всеми остальными имеет наибольший отклонение от вертикали, 63 см по направлению к улице На Слупи.
Оба щита нефа имеют панели времен реставрации XIX века.
От готического монастыря ничего не сохранилось и современный вид здания бывшего монастыря определен изменениями XIX века.
Престольные праздники[править | править код]
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Как добраться[править | править код]
Адрес: Na slupi 450/4a, 12800 Praha 2, Nové Město, Albertov
Проезд: Ехать трамваем 6, 7, 18, 24, 53, 55, 56 до остановки Albertov
Телефон: +420 607 613 151 (прот. Стефан Логойда); +420 777 019 235 (прот. Иоанн Андрусь)
E-mail: pravoslavie-albertov@seznam.cz
Расписание богослужений[править | править код]
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт храма
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах. Фотографии и общая информация
- Православные церкви в Праге