Харьковская область: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Харьковская епархия возникла вследствие постоянного увеличения на территории Слободской Украины в XVII—XVIII столетиях православного населения, которое нуждалось в духовном руководстве. Первоначально храмы и монастыри Слобожанщины входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года — в состав учреждённой Белгородской епархии, во главе которой до 1721 года стояли митрополиты Белгородские. Свидетельством этой связи Харьковщины и Белогородщины служит глубокое почитание святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского. | Харьковская епархия возникла вследствие постоянного увеличения на территории Слободской Украины в XVII—XVIII столетиях православного населения, которое нуждалось в духовном руководстве. Первоначально храмы и монастыри Слобожанщины входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года — в состав учреждённой Белгородской епархии, во главе которой до 1721 года стояли митрополиты Белгородские. Свидетельством этой связи Харьковщины и Белогородщины служит глубокое почитание святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского. | ||
[[Файл:Покровский монастырь харьков Открытка.jpg|мини| | [[Файл:Покровский монастырь харьков Открытка.jpg|мини|справа|Вид на Покровский монастырь на открытке начала XX века]] | ||
16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. | 16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. | ||
За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов). Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». | За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов). Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». |
Версия от 22:43, 23 сентября 2015
Украина
Карта[править | править код]
{{#yandexmap:Харьковская область|400|300|cdzMP}}
Православие в Харьковской области[править | править код]
Территория, которая с 1799 года относилась к Харьковской епархии, издавна осваивалась многими народами. Хотя в летописях и не упоминается о крещении людей, живших в то время на территории Харьковщины, тем не менее, археологические раскопки подтверждают, что у жителей уничтоженного в XIII веке города Донца было широко распространено христианство.
Харьковская епархия возникла вследствие постоянного увеличения на территории Слободской Украины в XVII—XVIII столетиях православного населения, которое нуждалось в духовном руководстве. Первоначально храмы и монастыри Слобожанщины входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года — в состав учреждённой Белгородской епархии, во главе которой до 1721 года стояли митрополиты Белгородские. Свидетельством этой связи Харьковщины и Белогородщины служит глубокое почитание святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского.
16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов). Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Знаменитый митрополит Московский Макарий (Булгаков; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. Харьковскую епархию, как и всю Православную Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия - приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936), ставшему впоследствии Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.
В лютую годину «огненного искушения» (1 Пет. 4,12) с 1920-х - первой половины 1930-х годов Харьков был не только столицей Украины, но и местом ссылки для православных архиереев, подвергнутых гонениям.
В 1993 году Украинской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году многие страстотерпцы были прославлены в лике святых.
В течение военных лет, со дня освобождения Харькова 23 августа 1943 года до победного мая 1945-го Харьковское епархиальное управление передало в Фонд обороны значительные средства.
Период конца 1980-х годов стал временем исполненным особыми знамениями, временем благотворного возрождения, которое уже сейчас многие богословы и историки называют Вторым Крещением Руси. Юбилейный 1988 год — год празднования 1000-летия Крещения Руси — всколыхнул народное сознание и принёс с собой существенные перемены в жизни Церкви и общества.
В священную историю Церкви Христовой в новой Независимой Украине навсегда вошёл 1992 год — год проведения в городе Харькове Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, сохранившего чистоту и единство Православия для всей Украины и избравшего мудрым Кормчим боголюбивого украинского народа Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, 121 -го митрополита Киевского в более чем тысячелетней истории Православия на Святой Руси.
За годы пребывания на Харьковской кафедре приснопамятного Высокопреосвященнейшего Никодима (Руснака), митрополита Харьковского и Богодуховского (+2011), возрождены десятки святых храмов, комплекс строений на территории Покровского монастыря. В 1993 году было возрождено Харьковское Духовное училище, в 1996 году решением Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви преобразованное в семинарию, восстановлены епархиальные периодические издания. В 2000 году вышел из печати первый номер возрождённого богословско-философского журнала. 20 июля 1997 года за Божественной литургией в Свято-Борисо-Глебской женской обители с. Водяное Змиевского р-на Харьковской области произошло чудесное обновление иконы Спаса Нерукотворного. Осеняют благодатным покровом Слободскую землю чудотворные Озерянская и Песчанская иконы Царицы Небесной. В 2000 году в Харьковской епархии учреждается викариатство (вспомогательная кафедра), первым викарным архипастырем стал Преосвященный Онуфрий, архиепископ Изюмский.
Православные храмы Слобожанщины ежедневно посещают тысячи людей, для которых ценности православной христианской веры являются основополагающими в жизни. Процесс духовного возрождения связан с возвращением Церкви отнятых в годы советского тоталитаризма церквей, строительством новых храмов. Знаменательным событием стало возвращение в 2009 году Харьковской епархии Свято-Успенского собора – памятника архитектуры 18 века.
Населённые пункты[править | править код]
Святые[править | править код]
Святые Слободского края — это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, собор святых Свято-Горской лавры и особое место занимает родившийся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Память новомучеников Слободского края совершается 1 июня.
Некоторые имена:
- Святитель Афанасий Цареградский, патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец (мощи его с 1947 года пребывают в Благовещенском соборе Харькова)
- Святитель Иоасаф епископ Белгородский
- Святитель Мелетий архиепископ Харьковский
- Преподобный Рафаил (Мокренский), архимандрит Святогорский
- Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский
- Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский
- Священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский, экзарх Украины
- Священномученик Иннокентий (Летяев), архиепископ Харьковский
- Святители управляющие Харьковской епархией
- Святитель Иннокентий (Борисов) архиепископ Херсонский и Таврический, в 1840—1848 гг. архиепископ Харьковский и Ахтырский
- Святитель Филарет Черниговский, в 1848—1859 гг. архиепископ Харьковский и Ахтырский
- Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский с июля 1909 по март 1911 был епископом Сумским викарием Харьковской епархии
- Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский с 1934 по 1935 гг. временно управляющий Харьковской Епархией
- Священномученик Иннокентий (Тихонов), архиепископ Винницкий с января по март 1937 г. архиепископ Харьковский
Святыни[править | править код]
Монастыри[править | править код]
Борисоглебский жен. монастырь, образован в 1997 г. Настоятельница — мон. Серафима (Мерлан). Украина, 63411, Харьковская обл., Змиевский р-н, с. Водяное. Тел.: (5747) 6-11-54; Лозовской во имя Архангела Михаила жен. монастырь, образован в 1998 г. Настоятельница — игум. Агриппина (Дворниченко). Украина, 64600, Харьковская обл., г. Лозовая, ул. Станиславского, 18. Тел.: (5745) 7-23-57; Харьковский в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастырь, основан в 1726 г., закрыт в 1920 г., возобновлен в 1991 г. Украина, 61003, г. Харьков, ул. Университетская, 8. Тел.: (57) 712-70-30.
Храмы[править | править код]
Где остановиться[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Святитель Афанасий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский, патриарх
Святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ
Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь