Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 14: Строка 14:
Первоначальное построение Сентинского храма ученые исследователи относят ко времени не позже XI века, некоторые же (Бернадацци) к веку Юстиниана Великого. Предполагают, что в эту эпоху в верховьях Кубани и Зеленчуков обитали адиги, т. е. кабардинцы и черкесы, в свое время находившиеся под сильным влиянием греков и от них принявшие христианскую веру. Следы этого влияния и остатки христианских воззрений находят у этих племен и в настоящее время, несмотря на долговременное воздействие на них ислама.
Первоначальное построение Сентинского храма ученые исследователи относят ко времени не позже XI века, некоторые же (Бернадацци) к веку Юстиниана Великого. Предполагают, что в эту эпоху в верховьях Кубани и Зеленчуков обитали адиги, т. е. кабардинцы и черкесы, в свое время находившиеся под сильным влиянием греков и от них принявшие христианскую веру. Следы этого влияния и остатки христианских воззрений находят у этих племен и в настоящее время, несмотря на долговременное воздействие на них ислама.


== Описание ==
== Описание Сентинского храма ==
Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проемов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах ).
Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проемов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах ).



Версия от 22:57, 11 декабря 2018

Идёт загрузка карты…

На скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья стоит Сентинский храм Апостола Андрея Первозванного, построенный в 965 году. Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

История[править | править код]

Расположен на притоке реки Кубани Теберде близ карачаевского аула Сенты, в горной полосе Закубанского края, на границе пояса сплошных лесов. Основание монастыря в этой отдаленной глухой местности связано с восстановлением замечательнаго древнего храма, открытого здесь еще в начале 19-го столетия.

В 1802 г. Начальник Кавказской линии командировал для переговоров с карачаевцами майора Потемкина. Последний посетил верховья pек Большого Зеленчука, Кубани и Теберды, причем неожиданно открыл здесь многочисленные хорошо сохранившиеся памятники глубокой христианской древности: несколько храмов с отчетливой фресковой живописью, христианския кладбища, каменный крест с греческой надписью и явственной датой 6521. Впрочем, открытые Потемкиным памятники относятся преимущественно к Зеленчукскому ущелью на месте их существует теперь Александро-Афонский Зеленчукский монастырь.

Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, «увидел изображения множества святых и различные картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе разрисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо... Стены храма, сложенные из камня и частью кирпича сохранились также прекрасно; только пол церкви (каменный) оказался весь исковерканным, вероятно, черкесами, искавшими здесь клад. Возле Церкви Бернадацци нашел две гробницы, одна из них «со сводом и красивой архитектуры», фундаменты двух небольших домиков и выросший на их развалинах вековой дуб. На склоне горы Бернадацци заметил гробницы из тесаного камня и между ними большой каменный крест. Одновременно с Сентинским Бернадацци осмотрел и описал древний храм, находящийся близ Хумаринского укрепления на берегу Кубани в 24 вер. от Сентов (ныне находится в заведывании Зеленчукского монастыря). Оба эти храма Бернадацци признает византийскими и относит их ко времени Юстиниана Великаго. После Бернадацци Сентинский храм посещали и описывали многие другие русские и иностранные исследователи. Однако, несмотря на внимание ученых, храм в течении почти целого столетия после открытия оставался по-прежнему в запустении, служа местом приюта для скота в ненастную погоду.

Наконец, две простые послушницы из сестер милосердия, движимые религиозным чувством, приняли на себя нелегкий труд возобновления святыни. Стараниями их, особенно сестры Евдокии, признанной строительницей, у подножия высокой горы, на которой расположен древний храм, в 90-х годах истекшего столетия возникла женская обитель. В древнем храме установлен был иконостас, исполненный в старинном стиле, приобретены были на собранные сестрами пожертвования необходимые предметы церковной утвари, снизу на вершину горы, на протяжении 4-х верст, разделана была удобная дорога. Наконец, 22 октября 1896 г. храм был освящен во имя Преображения Господня: впервые, после многовекового молчания, раздалось в нем слово Божие!.. Ко времени возобновления храма многие остатки старины, упоминаемые Бернадацци: надгробные памятники, крест, значительная часть фресок под влиянием времени исчезли. В 1898 г. храм посетил А. Н. Дьячков-Тарасов и нашел в нем только 17 фресковых изображений.

Первоначальное построение Сентинского храма ученые исследователи относят ко времени не позже XI века, некоторые же (Бернадацци) к веку Юстиниана Великого. Предполагают, что в эту эпоху в верховьях Кубани и Зеленчуков обитали адиги, т. е. кабардинцы и черкесы, в свое время находившиеся под сильным влиянием греков и от них принявшие христианскую веру. Следы этого влияния и остатки христианских воззрений находят у этих племен и в настоящее время, несмотря на долговременное воздействие на них ислама.

Описание Сентинского храма[править | править код]

Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проемов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах ).

Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами – такое же перекрытие световых проемов мы встречаем в Шоанинском храме.

Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».

Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены. Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые). Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов. Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.

В храм ведут три дверных проема: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон.

В настоящее время след от оконного заполнения хорошо читается только в западном тимпане. Скорее всего, деревянные рамы были вставлены во все оконные проемы. По всему Сентинскому храму были найдены остатки круглых стекол, вставлявшихся в эти самые рамы. С трех сторон (с запада, севера и юга) к храму примыкают притворы, равные по ширине рукавам креста; сюда выходят все три двери.

В настоящем виде притворы являются сооружениями 1897 года, построенными на старом основании. Вероятно, они изначально появились спустя какое-то время после окончания строительства основной части храма – в месте их примыкания к стенам прослеживаются следы обмазки . Предполагались ли они из­начально – не ясно. Возможно, что их ремонт с применением глиняного раствора совпадает по времени с последним этапом росписи храма (т.е. не ранее конца XI века).

Снаружи в кладке есть несколько украшенных неглубокой резьбой камней. Они явно использованы в строительстве вторично, но их происхождение остается непонятным. Вполне возможно, что изначально к зданию храма они не имели никакого отношения.

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Престольные праздники[править | править код]

Преображение Господне - 19 августа

Андрей Первозванный, апостол - 13 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, аул Нижняя Теберда

Проезд: Автобусом или автомобилем по трассе "Черкесск-Домбай". У подножия горы Сенты. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь

Сентинский храм в Теберде

Престольный праздник Спасо-Преображенского Сентинского женского монастыря