Республика Хакасия: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 94: Строка 94:


== Где остановиться ==
== Где остановиться ==
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
== Фото ==
== Фото ==
Раздел нуждается в заполнении.
Раздел нуждается в заполнении.

Версия от 23:38, 28 июля 2018

Идёт загрузка карты…

Православие в Хакасии[править | править код]

Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 года при московском царе Иоанне Васильевиче Грозном, который, под влиянием просветительных идей святителя Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения.

Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них - часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь.

Территория современной Хакасии осваивалась Российским государством в продолжение всего XVII века. В 1707 г. император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г.

Территория нынешней Абаканской и Кызылской епархии в разное время входила в состав следующих епархий:

первоначально - в состав Сибирской и Тобольской епархии (основана в 1620 г. при Святейшем Патриархе Филарете);

с 1820-х гг. была приписана к новообразованной Иркутской епархии;

в 1834 г. - целиком вошла в состав Томско-Енисейской епархии;

с 1861 г. с выделением в самостоятельную Енисейской и Красноярской епархии из состава Томско-Енисейской - принадлежала Енисейской и Красноярской епархии;

с 1923 по 1937 гг. с открытием Минусинской и Усинской епархии - большей частью входила в ее состав;

с 1937 г. - вошла в состав Красноярской и Енисейской епархии;

с 1945 г., со времени возобновления церковной жизни единственного на территории епархии Никольского прихода, вошла в Новосибирскую и Барнаульскую епархии;

с 1990 г. по 1995 г. - входит в состав возрожденной Красноярской и Енисейской епархии.

Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.

На территории Хакасии можно отметить два способа формирования приходских структур. Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты, которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные казаками. В них воздвигались часовни, а затем строились церкви. Во-вторых, храмы возводились в отдельных административных центрах (с расположением степной Управы, степной Думы), заселенных почти полностью местным хакасским населением. Ответственность за создание и организацию таких приходов практически полностью возлагалась на закрепленных за ними священников. При этом государство оказывало поддержку миссионерским трудам священников.

Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии - это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в православную веру занималась также особая миссия, состоящая из двух священников и псаломщиков, которая затем была упразднена. После учреждения Енисейской епархии в 1871 г. был организован епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством и попечением Преосвященного епископа Павла.

Первые миссионерские труды, в основном священнослужителей Тобольской и Сибирской епархии, по распространению православной веры в Хакасии, положенные в XVIII в., носили эпизодический характер и были малоэффективны. И лишь длительные, многолетние усилия по обращению в христианство инородцев, благодатию Святаго Духа постепенно приносили свои плоды, что было выражено, например, в случаях добровольного массового крещения хакасов.

Большое значение для просвещения светом Христовой истины хакасов оказала издательская деятельность Алтайской миссии. Издаваемая миссией духовная литература на алтайском языке, родственном хакасскому, распространялась через Минусинское благочиние по приходам Хакасии.

Рукоположение местных священников из числа хакасов также имело весьма важное миссионерское значение для утверждения православной веры среди прихожан Хакасии. Известны подвижнические труды священников из числа местных жителей Евфимия Катанова, Николая Катанова, Иоанна Штыгашева, Симеона Чесмочакова и других. Священник Николай Катанов первый перевел на сагайский диалект "Символ веры" и некоторые другие молитвы. Священник Иоанн Штыгашев перевел созданный святителем Макарием (Невским), возглавлявшим Алтайскую Духовную миссию с 1830 г. по 1844 г., первый алтайский букварь на шорский диалект, а священник Николай Катанов на сагайский диалект. С именем священника Симеона Чисмочакова связано появление первых печатных изданий духовной литературы на хакасском языке, которые сделали более доступными вероучительные истины Православия для хакасов.

Отрадное и неизгладимое впечатление оставляли среди коренного населения богослужения на родном языке. Священники Иоанн Штыгашев, Николай Катанов, Симеон Чисмочаков и другие совершали Литургию на местных диалектах хакасского языка. Святитель Макарий (Невский), посещая приходы Хакасии, также не раз служил на алтайском языке вместе с местными священниками, которые сослужили ему на местных диалектах. Святитель "подметил отличия местного диалекта и приноровился так, что присутствующим из десяти слов было непонятно одно-два слова, но смысл они понимали".

Очень важное значение для усвоения истин Православной веры коренным населением имело открытие церковно-приходских и министерских школ в приделах прихода. Обучаясь вместе, дети хакасов и русских быстро впитывали язык друг друга и затем легко понимали друг друга. Кроме этого, дети получали основные истины вероучения, истории Православия. Создание таких школ зачастую производилось на собственные средства священников, преподавание в них также велось, прежде всего, образованными священнослужителями. Следует отметить и наличие довольно полных библиотек литературы духовного содержания на всех приходах Хакасии.

К концу XIX в. все приходы Хакасии имели одну или несколько школ. В Туве, в Туране и Уюке, также были построены и открыты министерские одноклассные училища (в 1908 г. и в 1910 г. соответственно).

С наступлением 1917 г. Церковь вступила в тяжкую годину лютых гонений и глубоких скорбей.

Духовенство и верующие в Хакасии и Туве подверглись массовым репрессиям и расстрелам.

Таким образом, на территории Хакасии к 1934 г. храмы не действовали и церковная жизнь, казалось была полностью разрушена..

Лишь в конце Великой Отечественной войны, когда отношение властей к Церкви несколько изменилось, в декабре 1944 г. верующим Абакана по их ходатайству возвращается, после своего десятилетнего запустения, Никольский храм. На Рождество Христово в храме совершается первая служба.

В годы правления советской власти действовали Никольский храм в г. Абакане, а также Благовещенский храм в г. Абазе. В 1951 г. был построен и открыт новый храм на новом месте в Кызыле.

В наступившие годы перестройки, с падением устоев социалистического строя, когда Церковь получает определенную свободу, началось образование новых приходов и в Хакасии.

В 1990 г. была возрождена Красноярско-Енисейская епархия, в состав которой входили приходы Республики Хакасия. Управлял епархией епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов).

В 1995 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода была образована Абаканско-Кызыльская епархия, Управляющим епархией был назначен епископ (с 2000 г. - архиепископ) Викентий (Морарь).

В 1999 г. Преосвященный епископ Викентий был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Временное управление епархией было поручено архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.

29 декабря 1999 г. постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан (Цветков).

Населённые пункты[править | править код]

Абакан

Святыни Хакасии[править | править код]

Спасо-Преображенский собор (Абакан):

В соборе имеется ковчежец со святынями (часть Креста Господня, часть дуба Мамврийского, св. ап. и ев. Марка, преп. Германа Аляскинского, сщмч. Владимира, митр. Киевского, свт. Филарета, митр. Московского, преп. Герасима Иорданского, свт. Луки, архиеп. Красноярского, свт. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского, преп. Евфимия Великого, преп. Саввы Сторожевского, преп. Моисея Угрина, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, свт. Иоасафа Белгородского, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, свт. Филиппа, митр. Московского, св. вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского).

Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской.

Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск):

  • Икона Пресвятой Богородицы "Достойно есть" или "Милующая"
  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей
  • Икона преподобного Серафима Вырицкого, освященная на его мощах
  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей
  • Ковчег с частицами мощей святых
  • Крест с частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня

Монастыри Хакасии[править | править код]

В Республике Хакасия строится первый женский монастырь при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Черногорске.

Храмы Хакасии[править | править код]

Свято-Троицкий храм (Саяногорск)[править | править код]

Храм апостола Иоанна Богослова (Черногорск)[править | править код]

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск)[править | править код]

Где остановиться[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]

Раздел нуждается в заполнении.

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт Абаканской епархии