Монастырь Эсфигмен (Афон): различия между версиями
(Новая страница: «'''Эсфигме́н''' (греч. <span lang="el">Μονή Εσφιγμένου</span>) — один из афонских монастырей, занимаю…») |
Нет описания правки |
||
Строка 62: | Строка 62: | ||
субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в | субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в | ||
настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К | настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К | ||
<nowiki> </nowiki>наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него" | <nowiki> </nowiki>наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него". | ||
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда | Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда | ||
Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда | Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда | ||
<nowiki> </nowiki>117 монахов) схизматиками | <nowiki> </nowiki>117 монахов) схизматиками, | ||
<nowiki> </nowiki>что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, | <nowiki> </nowiki>что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, | ||
постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом | постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом | ||
Греции | Греции. | ||
В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за | В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за | ||
которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной | которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной | ||
общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября | общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября | ||
2013 года | 2013 года. | ||
В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь | В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. | ||
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, | 24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, | ||
включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к | включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к | ||
году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за | году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за | ||
<nowiki> </nowiki>отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, | <nowiki> </nowiki>отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, | ||
<nowiki> </nowiki>а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 | <nowiki> </nowiki>а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 | ||
<nowiki> </nowiki>месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий | <nowiki> </nowiki>месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий | ||
монастыря». | монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря. | ||
Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг. | Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг. | ||
В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века. | В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века. | ||
== Ссылки == | |||
* [http://www.esfigmen.ru/ Официальный сайт Эсфигмен] | |||
* [http://www.mountathos.gr/active.aspx?mode=en{6eb30a94-eba5-4e16-82bc-392b95132895}View Эсфигмен монастырь на официальном сайте монастырей Афона] | |||
* [http://www.culture.gr/2/21/212/21210a/e212ja06.html Эсфигмен монастырь на сайте министерства культуры Греции] | |||
* [http://www.ecclesia.gr/greek/news/esfigmenou/moni_deltio.html Разногласия Греческой церкви и Святогорской общины] | |||
* [http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1521 История монастыря Эсфигмену и его современное положение] |
Версия от 09:05, 7 сентября 2015
Эсфигме́н (греч. Μονή Εσφιγμένου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.
Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.
Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).
История[править | править код]
Хотя монастырь был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком.
Преподобный Антоний Киево-Печерский принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем.
В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.
Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.
Раскол[править | править код]
Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.
13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».
С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).
11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него".
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.
В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.
В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.
Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.
В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.