Белогородский монастырь (пещеры): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=49.79750,44.42667|вид=Пещеры}}
{{Местоположение святыни|локация=49.79750,44.42667|вид=Пещеры}}
[[Файл:Пещеры Белогородского монастыря 1.jpg|alt=Пещеры Белогородского монастыря|thumb|550x550px|]]
[[Файл:Пещеры Белогородского монастыря 1.jpg|alt=Пещеры Белогородского монастыря|thumb|350x350px|]]
[[Аннотация::Меловые пещеры Каменно-Бродского монастыря, что в районе Ольховки, известны, наверное, каждому жителю Волгоградской области. По одной из версий (её можно услышать в самом монастыре), эти пещеры возникли в 12-13 веке]], будучи вырытыми племенами волжских булгар, желавших скрыться в них от кочевников. Тому нет никаких доказательств. По другой версии – дата их основания 18-19 век, создателями же считаются святые христианские отшельники. Это тоже подтвердить довольно сложно.  
[[Аннотация::Меловые пещеры Каменно-Бродского монастыря, что в районе Ольховки, известны, наверное, каждому жителю Волгоградской области. По одной из версий (её можно услышать в самом монастыре), эти пещеры возникли в 12-13 веке]], будучи вырытыми племенами волжских булгар, желавших скрыться в них от кочевников. Тому нет никаких доказательств. По другой версии – дата их основания 18-19 век, создателями же считаются святые христианские отшельники. Это тоже подтвердить довольно сложно.  



Версия от 21:53, 22 апреля 2017

Идёт загрузка карты…
Пещеры Белогородского монастыря

Меловые пещеры Каменно-Бродского монастыря, что в районе Ольховки, известны, наверное, каждому жителю Волгоградской области. По одной из версий (её можно услышать в самом монастыре), эти пещеры возникли в 12-13 веке, будучи вырытыми племенами волжских булгар, желавших скрыться в них от кочевников. Тому нет никаких доказательств. По другой версии – дата их основания 18-19 век, создателями же считаются святые христианские отшельники. Это тоже подтвердить довольно сложно.

Описание[1][править | править код]

Пещеры овеяны множеством красивых легенд и преданий, согласно которым протяжённость ходов «составляет многие тысячи километров» и «имеют те пещеры три яруса – один больше другого». Но что же там есть на самом деле? На этот вопрос мы и попытались ответить, совершив однодневную поездку в этот загадочный край.

Ещё до фактического основания клуба DEEPDIG будущие диггеры Глаз и Ухо с одним своим знакомым совершили визит в пещеры Каменно-Бродского монастыря, осмотрели место спуска на второй подземный этаж, убедились в том, что кроме песка внизу ничего нет и отправились домой. И за последующие 14 лет существования клуба как-то так всё время получалось, что до целенаправленного посещения Белогорского монастыря у нас больше не доходили руки… То мимо проезжали, торопясь в другие места, то на великах катались по окрестным горам, а к пещеркам не подъехали, то после пешего похода на электричку опаздывали и т.д. И вот, наконец, день настал! Честно говоря, мы надеялись, что за столь значительный промежуток времени там что-нибудь изменилось. Например, энтузиасты-монахи сумели раскопать хоть небольшую часть второго яруса. Но нет… Ничего такого не случилось. Окутанные тайной ходы пока так и остаются окутанными тайной. Проще говоря – никаких ходов ниже первого яруса на данный момент нет. Однако буду рассказывать по порядку.

Мы выехали из Волгограда в 10 утра. По пути заехали на сероводородный источник близ Качалино, где набрали оздоровительной водички. В 12:00 навигатор торжественно сообщил, что мы прибыли в место назначения (за секунду до этого так же уверенно доложив, что мы сбились с маршрута). Местом назначения явился сам Свято-Троицкий Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь (на многих картах обозначенный как «Госконюшни» благодаря своему советскому прошлому). В монастыре мы планировали узнать о возможности посещения пещер и купить билеты. Двое монахов у ворот объяснили, как пройти к церковной лавке, повторяя в полголоса что-то про «многие тысячи километров под землёй». В лавке мы купили билеты (50 рублей на человека), свечи и календарики на память. Продавец сказал, что пещеры открыты, и мы можем войти самостоятельно, однако позже подойдёт послушник и проведёт экскурсию.

Живописная тропинка провела нас от монастырского двора к смотровой площадке на горе, где и расположен вход, отделанный красным кирпичом. Когда мы поднялись, мимо нас прошёл довольно агрессивно настроенный молодой человек и начал яростно предлагать экскурсию. С большим удивлением мы поняли, что это и есть тот самый монах-послушник. Ну и тип, надо сказать… Само собой, от его услуг мы отказались и двинулись во мрак в одиночку.

Закопчённые своды белокаменных пещер оказались усыпанными тысячей разнообразных надписей, так как писать на таких поверхностях – милое дело. Центральный ход – прямой и совсем короткий, заканчивается иконостасом. Налево уходит основная галерея, протяжённостью под двести метров. Ход несколько раз меняет своё направление, в стенах то и дело встречаются ниши для свечек и более крупные – с установленными в них иконами. (По пути нам попался термометр, показывающий 12 градусов тепла). Одно из ответвлений влево похоже на вскрытую небольшую карстовую полость (вероятно, так оно и есть). Завершается ход большой трёхчастной нишей с иконостасом, можно сказать – подземной церковью. Там, в специальной ёмкости с песком, мы оставили свои свечи. Обратно пошли с фонариками. (Если сравнивать данные пещеры с ходами Усть-Медведицкого монастыря в Серафимовиче, то можно отметить что последние уже и ниже, однако там вырыты довольно крупные кельи, которых здесь мы не наблюдаем).

Ход по правую руку привёл нас к ограждению и деревянной лестнице, уходящей на предположительный второй ярус пещер. Ухо и Скамп остались караулить, я тем временем быстро протиснулась между прутьями и спустилась вниз. Моему взгляду открылось довольно грустное зрелище: песчаный круглый зал с множеством разведывательных шурфов в разных направлениях, две лопаты, полусгнивший кусок какой-то деревяшки (может быть, обломок старой крепи) и такой же кусок верёвки. В восточном направлении уходил невысокий прорытый в песке ход, длиной метров 15 от силы. Я доползла до его конца, чтобы убедиться, что там действительно тупик и дальше ничего нет, потрогала руками мокрый песчаный завал… В это время сверху донёсся шум голосов. Скамп начал кашлять (условный сигнал), я ждала. Потом он крикнул, чтобы я срочно выбиралась. Фотографировать снизу не стала, так как времени не было, да было в принципе и нечего.

Оказалось, пока я была внизу, агрессивный экскурсовод посоветовал нам быстро выметаться, потому что у него, видите ли, набралась группа. Мы не стали ругаться с ним – и так увидели всё, что хотели.

Было ясно, что почти за 15 лет желающих провести в Каменно-Бродских катакомбах глобальные изыскания не нашлось. Да и надо ли было? Точных доказательств того, что под первым доступным сегодня ярусом есть что-то ещё, найти невозможно. Дыра в полу, где сейчас стоит лестница, совсем не обязана была служить спуском. Это мог быть погреб или колодец, или ещё что-то подобное. Хотя существует легенда, что в конце 19 века, когда монастырь ещё был женским, его настоятельница увидела вещий сон, предрекающий нападение разбойников. Она предупредила сестёр, и они спрятали всё ценное, что смогли унести, в пещерах, засыпав потайной вход песком. Так что, при желании, можно верить в существование клада на втором ярусе. Однако более правдоподобным всё же представляется, что пещеры были засыпаны песком позднее, с приходом к власти большевиков, когда сторонники религиозного культа подвергались жестоким гонениям. Вот что можно прочитать на сайте самого монастыря (belogorez.ru): «При Советской власти, чтобы прекратить паломничество в пещеры, они были засыпаны песком и замурованы. Главный храм монастыря - Троицкий собор был взорван в 1934 году, а в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" была устроена конюшня и строения монастыря были заселены жителями вновь образованного поселка Госконюшня».

Покинув пещеры, мы сели в машину, доехали до ближайшего живописного места, поднялись на гору и пообедали, любуясь с высоты птичьего полёта на осенний лес и речку Иловлю.

На пути в Волгоград сделали остановку у Царицынской сторожевой линии , которую мы со Скампом тоже до сих пор вживую не видели, хотя сто раз проезжали мимо.

Так закончилась наша замечательная поездка в Ольховский район. Возможно, когда-нибудь завеса тайны над монастырскими меловыми пещерами всё же будет приоткрыта, но пока мы знаем так же мало, как и 15 лет назад…

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Паломнику[править | править код]

  1. [ http://deepdig.ru/exp/kambrod.htm Пещеры Белогородского монастыря. Экспедиции]