Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий): различия между версиями
Нет описания правки |
Irina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=57.19615, 39.451067|вид=Монастырь}} | {{Местоположение|локация=57.19615, 39.451067|вид=Монастырь}} | ||
Свято-Авраамиев Богоявленский монастырь один из древнейших на Руси, основан был преподобным Авраамием предположительно в 1080 году. Первый храм, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола... История обители - практически история самой Руси. За годы жизни обители были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления, и возрождение. Сегодня монастырь женский, с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией. | |||
== История == | == История == | ||
[[Файл:Преподобный-Авраамий-Ростовский.jpg|мини|Преподобный Авраамий Ростовский]] | [[Файл:Преподобный-Авраамий-Ростовский.jpg|мини|Преподобный Авраамий Ростовский]] | ||
Основателем обители является сам преподобный Авраамий, который в свое время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращен - сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой (!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников обители она уцелела. | |||
Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас находятся в Никольском храме обители, открытом с 6:30 до 20:00 ежедневно. | |||
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провел в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых. | |||
Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон - будущий Патриарх Всероссийский. | |||
В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления был деревянным и стал каменным со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя Иоанна Васильевича была заложена «церковь каменну с четырьма приделама». Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Постройка датируется 1555 г. В настоящее время храм не действует, поскольку нуждается в ремонте и реставрации. | |||
Второй монастырский храм (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил и Ростовский кремль. | |||
В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий - надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца. | |||
В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель была восстановлена. | |||
В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии. | |||
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви, в том числе и Авраамиевской обители. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». | |||
В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. | |||
Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры... В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости. | |||
==Возрождение обители== | |||
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Никольском надвратном храме. | |||
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви. | |||
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
[[Файл:Авраамиев Богоявленский мужской монастырь.jpg|мини|Авраамиев Богоявленский | [[Файл:Авраамиев Богоявленский мужской монастырь.jpg|мини|Авраамиев Богоявленский женский монастырь|190x190px]] | ||
Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует. | Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта. | ||
Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены. В Веденском храме находится трапезная Действующей является церковь свт. Николая, где проходят ежедневно богослужения. | |||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
'''[[Престольный праздник::Богоявление (Крещение Господне)]]''' - [ | '''[[Престольный праздник::Богоявление (Крещение Господне)]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-svjatoe-bogojavlenie-kreshchenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 января] | ||
== Паломнику == | == Паломнику == |
Версия от 17:50, 19 апреля 2017
Свято-Авраамиев Богоявленский монастырь один из древнейших на Руси, основан был преподобным Авраамием предположительно в 1080 году. Первый храм, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола... История обители - практически история самой Руси. За годы жизни обители были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления, и возрождение. Сегодня монастырь женский, с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.
История[править | править код]
Основателем обители является сам преподобный Авраамий, который в свое время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращен - сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой (!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников обители она уцелела.
Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас находятся в Никольском храме обители, открытом с 6:30 до 20:00 ежедневно.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провел в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон - будущий Патриарх Всероссийский.
В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления был деревянным и стал каменным со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя Иоанна Васильевича была заложена «церковь каменну с четырьма приделама». Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Постройка датируется 1555 г. В настоящее время храм не действует, поскольку нуждается в ремонте и реставрации.
Второй монастырский храм (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил и Ростовский кремль.
В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий - надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца.
В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель была восстановлена.
В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви, в том числе и Авраамиевской обители. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».
В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.
Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры... В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости.
Возрождение обители[править | править код]
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Никольском надвратном храме.
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
Современное состояние[править | править код]
Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.
Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены. В Веденском храме находится трапезная Действующей является церковь свт. Николая, где проходят ежедневно богослужения.
Престольные праздники[править | править код]
Богоявление (Крещение Господне) - 19 января
Паломнику[править | править код]
Трудников принимают.
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32. Тел.: (48536) 3-60-05.
Время работы: Богослужения. Только по праздникам. Утреннее в 8 ч, вечернее в 17.