Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь: различия между версиями
Строка 133: | Строка 133: | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа] | '''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа] | ||
'''[[Престольный праздник::Марк, апостол и евангелист]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-mark-evangelist 8 мая] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == |
Версия от 13:09, 30 января 2017
Крым
Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь расположен в Крыму, на окраине Бахчисарая, в ущелье, названном именем Пресвятой Богородицы. Уже не первый век постройки обители, поднимаясь ярусами со дна ущелья, врезаются в отвесные скалы, а в пещерных храмах возносится к небу горячая иноческая молитва. Рядом с монастырём находится кладбище воинов, павших в Крымскую войну в 1853-1856 годах.
История[править | править код]
Основание монастыря можно отнести ко времени между XI и XV веками. Не исключено, что монашеская жизнь зародилась в ущелье Марии еще раньше, около VIII столетия, когда в Крым, как и на другие окраины Византийской империи, бежали от преследования иконоборцев сторонники почитания икон. Но говорить о возникновении именно Успенского монастыря в этот период вряд ли приходится. Скорее всего, первоначально на склоне ущелья был вырублен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уже позднее вокруг пещерной церкви сложился монастырь. Поводом к созданию храма послужило чудесное обретение иконы Божией Матери, впоследствии получившей название Бахчисарайской. «Монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» — именно так именуется Успенская обитель под Бахчисараем в грамоте царя Феодора Иоанновича от 27 мая 1596 года. Из текста грамоты следует, что ранее государь всея Руси послал братии 15 рублей милостыни.
С XVII века Успенская обитель была избрана митрополитами Готфскими (Готфейскими, Готско-Кафскими) в качестве своей резиденции. Владыки этой митрополии (из древнейших в составе Константинопольского Патриархата) окормляли главным образом греков и потомков многочисленных племен и народов (в частности, готов), некогда живших на Крымском полуострове и принявших Православие. Вот, собственно, практически все из того немногого, что можно засвидетельствовать о ранней истории обители. Более или менее подробные известия о монастыре имеются только с конца XVIII века.
В 1774 году подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора победоносно завершилась шестилетняя русско-турецкая война. Для восстановления имперского протектората и претворения в жизнь условий Кючук-Кайнарджийского дговора на Крымский полуостров был отправлен князь А. А. Прозоровский с вверенными ему войсками. В письме от 31 мая 1777 года он сообщал, что близ Бахчисарая с давних времен существует небольшая греческая церковь, высеченная в горе и что местный архиерей хочет построить здесь новый, более обширный, храм. Этим архиереем являлся знаменитый в истории северно-при-черноморского и приазовского христианства святитель Игнатий (Газадини), митрополит Готфский.
На ханский престол был посажен лояльный по отношению к власти Российской империи хан, но, тем не менее, местные христиане не чувствовали себя спокойно, опасаясь преследований, — слишком открыто они поддерживали русских. Вместо обновления и расширения Успенский Бахчисарайский монастырь ждало совсем другое — запустение...
Возрождение монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре связано с деятельностью святителя Иннокентия (Борисова), назначенного в 1848 году на Херсонскую кафедру, под управлением которой тогда находился и Крым. 15 августа 1850 года состоялось его торжественное открытие, настоятелем был назначен архимандрит Поликарп (Радкевич). На открытии присутствовали святитель Иннокентий, греческий митрополит Агафангел, множество духовенства, съехавшегося со всего Крыма, и сотни, если не тысячи богомольцев. Свидетель этого события впоследствии вспоминал: «Слух о восстановлении древних святых мест по горам нашим распространился у нас еще с начала весны, обрадовал собою всех, кто обращал внимание на эти места, вполне стоящие того, чтобы их поднять из развалин и обратить к свойственному им благолепию. Посему, еще с начала августа, в Успенскую скалу начали стекаться набожные посетители и богомольцы...".
В начале XX века у обители появился скит, освященный во имя Анастасии Узорешительницы. Он был основан на месте бывшего домового храма, приписанного к монастырю еще в 1851 году. В скиту, который располагался в восьми километрах от монастыря, находилась также деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Важную роль сыграл возрожденный Бахчисарайский монастырь во время Крымской войны 1853—1856 годов. В нем тогда размещался госпиталь, при котором сестрами милосердия служили представительницы женской Крестовоздвиженской общины.
После установления в Крыму советской власти Успенскую обитель ждала такая же судьба, как и большинство других монастырей: в 1921 году она была закрыта. На ее территорию въехала колония инвалидов имени Артема. С 1929 года началось посте-пенное разрушение монастырского комплекса. Положение не спасло даже то, что в 1970—80-х годах тут находился психоневрологический интернат. Долгожданное возобновление иноческой жизни последовало в 1991 году по благословению архиепископа Симфе-ропольского Лазаря (Швеца).
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
Хронология[править | править код]
XV К. Предполагаемое время явления Бахчисарайской иконы Божией Матери и устроения на месте ее обретения в скале храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1596 Первое документальное свидетельство об Успенском монастыре.
1680/1681 Нахождение Бахчисарайской иконы Божией Матери документально засвидетельствовано в ущелье Марии в храме с Богородичным посвящением.
1774 Заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора, ознаменовавшего окончание шестилетней русско-турецкой войны и переход Крымского ханства под протекторат России.
1778 В связи с переселением 30 тысяч христиан из Крыма в Приазовье Успенский Бахчисарайский монастырь приходит в запустение. Переселенцы забирают с собой главную святыню обители — Бахчисарайскую икону Божией Матери.
1781 В Успенской храме Бахчисарайской обители, ставшем приходским, начинает служить отец Константин Спиранди.
1800 В связи с появлением в Бахчисарае нового приходского храма (Никольского) Успенскую церковь превращают в кладбищенскую.
1850 Бахчисарайский монастырь возобновлен в качестве скита.
1851 Обители передан домовый храм одного из местных жителей, впоследствии преобразованный в скит Анастасии Узорешительницы.
1853—1856 В годы Крымской войны в монастыре открывается госпиталь, в котором служат одни из первых сестер милосердия.
1921 Бахчисарайская обитель закрыта большевиками.
1929 Решением Бахчисарайского горсовета многие монастырские здания разбирают на строительные материалы.
1944 После освобождения Крыма от фашистских войск в бывшем монастыре размещается госпиталь.
1991 Возобновление иноческой жизни в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре.
Святыни[править | править код]
- Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
- Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
- Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
- Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.
-
Икона Успения Пресвятой Богородицы
-
Икона Божией Матери Всецарица
-
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
-
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне
Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери[править | править код]
Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря.
Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочис-ленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа.
Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет... Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих.
Известные личности[править | править код]
Святитель Игнатий Мариупольский[править | править код]
«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.
Жизненный путь святителя Игнатия можно разделить на три части: от рождения в далекой Греции до переселения в Крым, затем — до исхода крымских христиан в Приазовье, и, наконец, служение в Мариуполе. Много трудностей пришлось испытать святителю, но он всегда преодолевал их и с честью нес тяжелый архиерейский крест, возложенный на него, как на пастыря доброго.
Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.
Святитель Иннокентий Херсонский[править | править код]
Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов), прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.
Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.
В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Архитектурный ансамбль[править | править код]
Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.
Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя святителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.
Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также построено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, — на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году появилась Гефсиманская часовня.
Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский... В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.
План монастыря[править | править код]
А: Первый ярус
Б: Второй ярус
В: Третий ярус
1) Успенский храм
2) Свято-Марковский храм
3) Константино-Еленинский храм
4) Дом настоятеля
Богослужения[править | править код]
В будние дни литургия начинается в Марковском храме около 7:00 часов, после окончания утреннего монашеского правила. В праздничные дни две литургии служатся в храме апостола Марка и в Успенской церкви, начало в 3:30 и 7:30. На утреннее и вечернее монашеское правило (начало в 5:00 и 19:30 соответственно) допускаются только мужчины. Подъем в монастыре — в 4:30, отбой — после окончания вечернего правила.
Желающему побыть в монастыре несколько дней необходимо, добравшись до обители, получить благословение у отца настоятеля или, в случае его отсутствия, — у отца благочинного. Каждый, кто остается на длительный срок, обязан нести послушание.
Престольные праздники[править | править код]
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Марк, апостол и евангелист - 8 мая
Как добраться[править | править код]
С симферопольского автовокзала (расположен рядом с железнодорожным вокзалом) или автостанции «Западная» Симферополя следует ехать на любом автобусе, проходящем через Бахчисарай. На бахчисарайском автовокзале нужно пересесть на любую маршрутку до Старого города (конечная остановка), или воспользоваться услугой такси. Далее — пешком несколько сотен метров по лесной дороге. На автомобиле следует двигаться по трассе, связывающей Симферополь с Севастополем, — до поворота на Бахчисарай, после чего поезжайте по указателям на монастырь.
Адрес: Россия, Республика Крым, 98400, г. Бахчисарай, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Телефон: +38 (06554) 4-74-74, +38 (050) 360-77-37 Сайт: http://www.lavra.crimea.ua
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Телефон: +380-6554-47474
Проезд: проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)
Фото[править | править код]
-
Братские кельи первого яруса
-
Сень с мозаичным образом Божией Матери «Живоносный Источник»
-
Колокольня и площадка второго яруса
-
Иконы на скале
-
Хозяйственные постройки монастыря
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
[lavra.crimea.ua/ustav0.php Устав обители]
Православные святыни Крыма
Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь