Церковь царевича Димитрия "на крови" (Углич): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 38: Строка 38:


== Святыни ==
== Святыни ==
* Мощи благоверного князя Романа Угличского
* Частица мощей царевича Димитрия, кафтан царевича Димитрия
* Феодоровская икона Божией Матери, перед которой молился царевич Димитрий
* Афонская икона Божией Матери
* Икона Покрова Божией Матери, которая явилась в XIV в. (такая же икона хранится в историко-художественном музее, какая из них список, неизвестно) и другие святыни.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==

Версия от 23:31, 18 января 2017

Идёт загрузка карты…

Церковь Димитрия "на крови" — возведенный на живописном крутом берегу Волги храм Угличского кремля, который обозначает место убиения царевича Димитрия Угличского. C 2001 года церковь является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

Церковь Святого царевича Димитрия – наиболее известный храм Углича. Он стоит на высоком мысе в месте впадения Каменного ручья в Волгу. Этот храм упомянут во всех путеводителях по Золотому кольцу и Волге, его посетили миллионы людей: паломников и туристов.

После гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года на заднем дворе княжеского дворца была построена часовня. Но простояла она недолго, до времени разорения Углича поляками. Потом в 1630 году на этом месте появился шатровый деревянный храм в честь царевича Димитрия, а при нем – зимняя церковь Михаила Архангела.

В алтаре первоначального храма располагалась гробница, под которой находилось то место, где была пролита кровь царевича. По легенде в каждую годовщину смерти кровь выступала на песке. Это мог наблюдать сам царь Алексей Михайлович, когда в 1663 году побывал в Угличе. Пораженный увиденным он пожертвовал церкви крест на храмовую икону.

Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1692 году, нижний этаж в нем занимала церковь Михаила Архангела, верхний – церковь царевича Димитрия. Оформили храм в московском живописном стиле того времени. Основной объем здания поднимается на подклете и состоит из четырех частей: храмовой части, алтаря, паперти с колокольней и трапезной.

Алтарь Дмитриевской церкви – полукруглый, к нему также примыкает пристройка, которая расширяет нижний алтарь. Особенно изысканна храмовая часть здания. Она завершается стройным пятиглавием. На паперть с запада ведет крыльцо, ведущее на второй этаж. Паперть с севера продолжалась небольшой галереей, связывавшей части храма. Довершает облик храма шатровая колокольня. Все углы украшены лопатками, пояски соответствуют сводам. На окнах здания – крупные и узорные наличники с колонками и кокошниками. Под кровлей четверика – ярус кокошников, несмотря на то, что у храма нет внутренних столбов.

Интерьер церкви уютен и скромен. Со времен возведения церкви сохранились многочисленные иконы. Один из иконостасов, находящийся в трапезной, относится к 17 веку. Храмовый иконостас был установлен в 1866 году. Он стилизован под барокко. Росписи Дмитриевской церкви – довольно сложны. 12 клейм на южной и северной стенах храма иллюстрируют символ веры. Они вполне могли быть написаны артелью знаменитого царского изографа Билиндина П.Ф., которая писала многочисленные иконы для этого храма. Позже их переписывали и обновляли. Остальные сюжеты росписи выполнены живописцам артели Сапожникова в 1772 году.

Наибольшее внимание привлекает композиция на западной стене храмовой части «Убиение царевича Димитрия». В драматичных тонах здесь рассказана вся история гибели царевича, расправы горожан с его убийцами и перенесение мощей царевича Димитрия в Москву. На алтаре – живопись, посвященная теме смерти и воскрешения Иисуса Христа. Тема выполнена в нарочито темных тонах, оставляющих серьезное и мрачное настроение.

Интересен ансамбль росписей трапезной, относящийся к 1787-1788 годах. Они принадлежат руке живописца Петра Хлебникова и рассказывают о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы.

Наверху в клеймах – изображения дней творения мира, в центре свода парит Господь Саваоф в окружении ангелов. На стенах храма – история первых людей. Фигуры прописаны естественно, хотя и не совсем совершенно, но со знанием анатомии, это было своеобразной данью тому времени и современным художественным достижением. Несколько позже к ним были приписаны прикрывшие наготу пояса. В круглых клеймах на своде паперти написаны заповеди.

Северную галерею церкви в 1861 году заменили крупным приделом в честь Царевича Димитрия и князей Ярославля Федора, Давида, Константина, выполненным в стиле эклектики. Здесь хранилась походная церковь дружины Углича, отправившейся в 1855 году на Крымскую войну.

Современное состояние[править | править код]

Сегодня в церкви царевича Димитрия располагается один из музейных отделов. Кроме художественных произведений здесь можно увидеть связанные с царевичем реликвии, в том числе прославленный ссыльный колокол. Иногда в церкви проводятся службы.

Архитектура[править | править код]

Небольшое здание «кораблём» состоит из вытянутого ввысь бесстолпного четверика с декоративным пятиглавием, трапезной, паперти (ярославского пошиба крыльцо на ползучих арках) и невысокой шатровой колокольни. Здание декорировано в нарядной манере конца XVII века. На кроваво-красной поверхности стен (цвет пролитой крови) выделяются белоснежные декоративные детали — наличники, полуколонны, карнизы. Южный фасад церкви хорошо сохранился, а с северной стороны в XIX веке был сооружен придел, плохо сочетающийся с архитектурой основного здания.

Живопись и внутреннее убранство[править | править код]

В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами. Предполагается, что они выполнены артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.

Росписи в трапезной посвящены библейскому сказанию о сотворении мира, Адаме и Еве, их грехопадении и изгнании из рая. Они выполнены мастером Хлебниковым из Борисоглебских слобод в 1788 году и представляют собой яркий пример внедрения светских вкусов в церковную живопись (объемно и реалистично выполненные обнаженные фигуры Адама и Евы).

Расчистка и укрепление росписи стен были выполнены Ярославской научно-реставрационной мастерской в 1971—1976 годах. Храм принадлежит местному музею, вход в него платный. Здесь выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол.

Святыни[править | править код]

  • Мощи благоверного князя Романа Угличского
  • Частица мощей царевича Димитрия, кафтан царевича Димитрия
  • Феодоровская икона Божией Матери, перед которой молился царевич Димитрий
  • Афонская икона Божией Матери
  • Икона Покрова Божией Матери, которая явилась в XIV в. (такая же икона хранится в историко-художественном музее, какая из них список, неизвестно) и другие святыни.

Престольные праздники[править | править код]

Димитрий Угличский и Московский, царевич, благоверный - 28 мая, 16 июня

Как добраться[править | править код]

Адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3.

Паломнику[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Церковь на месте гибели царевича Дмитрия Углич
Церковь царевича Димитрия на крови Углич
В Угличе отмечают День царевича Дмитрия

Ссылки[править | править код]

[]