Благовещенский собор Казанского кремля: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году. | Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году. | ||
[[Файл:Храм Казанского кремля.jpg|мини|справа|Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли]] | |||
На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов. | На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора. | В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора. | ||
[[Файл:Храм Казанского кремля4.jpg|мини|справа|Благовещенский собор в 1839 г., литография А. Дюрана]] | |||
В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. | В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора. | Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора. | ||
[[Файл:Храм Казанского кремля1.jpg|мини|справа|Собор в начале XX века]] | |||
Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом. | Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом. | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
[[Файл:Храм Казанского кремля5.jpg|мини|справа|Келья святителя Гурия]] | |||
В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта '''келья святителя Гурия''' — небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» . | В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта '''келья святителя Гурия''' — небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» . | ||
Версия от 00:28, 3 ноября 2016
Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).
История[править | править код]
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани.
Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году.
На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов.
Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова.
После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас.
В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.
В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского.
Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом.
Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены.
После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть.
Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.
Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.
В связи с ростом населения города в 1830-х годах возникла необходимость на месте Благовещенского собора построить новый, для чего потребовалось бы снести старый собор и колокольню. В 1835 году губернский архитектор Ф. И. Петонди и академик архитектуры М. П. Коринфский сделали несколько вариантов проектов.
Император Николай I, посетивший Казань 20 августа 1836 года, не одобрил эти проекты, а «Высочайше повелел обратить холодный Благовещенский собор в тёплый и расширить его».
В 1841 году по проекту Петонди началась третья крупная реконструкция собора. В 1841 году был разобран Рождественский собор. На месте южного придела во имя Бориса и Глеба была заложена придельная церковь во имя Рождества Христова в память о разобранном Христорождественском соборе, а с северной стороны заложена новая придельная церковь во имя Бориса и Глеба, так же, как и южный придел, на прежнем фундаменте. Освящение вновь отстроенных приделов было совершено в июне 1846 года. С западной стороны в 1842-1843 годах к собору были пристроены новая большая двухсветная трапезная, дошедшая до наших дней, и высокое открытое крыльцо, которое в 1863 году по проекту Бессонова было обращено в крытую со всех сторон паперть.
Пол в соборе в 1842 году был поднят на одну сажень.
В этот период в соборе было устроено печное отопление. В разных его местах были расставлены несколько огромных голландских изразцовых, а частью так называемых унтермаркских круглых печей. Перестройка Благовещенского собора была произведена с большими отступлениями от проекта, о чём свидетельствуют архивные документы.
Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым.
В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев.
В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов.
Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы.
В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.
Другой придельный храм, во имя Всех Святых, находился в подвальном этаже под алтарём собора в усыпальнице Святителей Казанских, освящён в 1896 году.
Последний ремонт Благовещенского собора дореволюционного периода производился в 1913-1914 годах, когда в ознаменование 300-летия Дома Романовых ожидался приезд в Казань императора Николая Александровича. Известными в России иконописцами — братьями М. Н. и Н. Н. Сафоновыми (сыновья Н. Л. Сафонова) были поновлены стенная живопись, иконы и утварь.
Кафедральный Благовещенский собор часто подвергался пожарам, разрушениям и реконструкциям и в советский период.
В 1930-х годах колокольня Благовещенского собора, крыльцо с западной стороной, часовня святого Гурия, главы собора были снесены, остался лишь центральный барабан. В таком виде собор просуществовал до второй половины XX века.
В 1950-х годах, с созданием в Казани Специальной научно-реставрационной мастерской, начались работы по изучению здания Благовещенского собора. Первые исследования этого древнейшего сооружения как памятника архитектуры города Казани и предложения по его реставрации были сделаны доктором архитектуры, заслуженным архитектором России профессором С. С. Айдаровым.
28 ноября 1978 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры был согласован эскизный проект реставрации Благовещенского собора, предусматривающий фрагментарную реставрацию памятника по оптимальному облику с восстановлением утраченных главок XVIII века. Годом позже Казанской специальной научно-реставрационной мастерской были восстановлены утраченные главки и кресты собора.
К началу XXI века, в связи с 450-летием Казанской епархии, проведены реставрационные работы, восстановлены утраченные элементы внешнего облика здания, в интерьерах отреставрированы настенная живопись, воссозданы иконостас, пристенные киоты, паникадила и другие атрибуты внутреннего церковного убранства. Комплексные научные исследования и проектные и восстановительные работы осуществлены реставраторами Татарского специального научно-реставрационного управления совместно со специалистами государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» и Межобластного научно-реставрационного художественного управления.
Современное состояние[править | править код]
Описание[править | править код]
Благовещенский собор Казанского Кремля — самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.
Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.
Святыни[править | править код]
В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия — небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .
На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В. Ф. Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.
Престольные праздники[править | править код]
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Как добраться[править | править код]
Адрес: 420014, г. Казань, Кремль, а/я 25
Телефоны: (843) 5678079, 5678031.
Паломнику[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Благовещенский собор Казанского Кремля