Храм Иоанна Предтечи (Киров): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=58.607491, 49.677598 |вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=58.607491, 49.677598 |вид=Приходской храм}}


[[Аннотация::'''Церковь Иоанна Предтечи''' – сегодня третий по древности действующий православный храм в Кирове. Среди памятников архитектуры Вятк конца ХVII – начала ХVIII храм Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность.]]
[[Аннотация::'''Церковь Иоанна Предтечи''' – сегодня третий по древности действующий православный храм в Кирове. Среди памятников архитектуры Вятк конца ХVII – начала ХVIII храм Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность. Один из редчайших памятников Вятского зодчества начала XVIII века. Начало постройки - 1711 год.]]


== История ==
== История ==
Строка 16: Строка 16:
Шли годы, прошел своим чередом почти целый земной век. Предтеченский приход значительно вырос и давно уже стал частью Хлынова-Вятки. В 1781 году прихожане взялись за перестройку обветшавшего купола и кровли  храма, решив украсить его новым восьмиярусным иконостасом. Для этих целей купол храма был разобран, чуть приподнят, и на нем были сложены друг на друге два восьмерика. Но работы на том не прекратились - в 1786-93 годах при храме тщанием прихожан был построен и освящен второй придел для древней почитаемой иконы святых праведных Захарии и Елизаветы. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. Очевидно в эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела, который органично вписался в архитектурный облик памятника. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.
Шли годы, прошел своим чередом почти целый земной век. Предтеченский приход значительно вырос и давно уже стал частью Хлынова-Вятки. В 1781 году прихожане взялись за перестройку обветшавшего купола и кровли  храма, решив украсить его новым восьмиярусным иконостасом. Для этих целей купол храма был разобран, чуть приподнят, и на нем были сложены друг на друге два восьмерика. Но работы на том не прекратились - в 1786-93 годах при храме тщанием прихожан был построен и освящен второй придел для древней почитаемой иконы святых праведных Захарии и Елизаветы. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. Очевидно в эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела, который органично вписался в архитектурный облик памятника. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.


== Современное состояние ==
В 1993 году храм передали Вятской епархии — началось его возрождение. Вскоре Господь благословил видимым образом новое храмовое благоустроение. В канун Благовещения 1993 года на берегу реки Вятки речниками во время земляных работ была чудесно обретена старинная икона покровителя города - преподобного Трифона Вятского. Настоятели городских церквей не решались принять ее к себе из-за ветхости, и вскоре явленный образ оказался в  восстанавливающемся Предтеченском храме, где тогда и икон почти не было, ее приняли с радостью. Теперь образ преп. Трифона почитают как храмовую святыню.
В 1993 году храм передали Вятской епархии — началось его возрождение. Вскоре Господь благословил видимым образом новое храмовое благоустроение. В канун Благовещения 1993 года на берегу реки Вятки речниками во время земляных работ была чудесно обретена старинная икона покровителя города - преподобного Трифона Вятского. Настоятели городских церквей не решались принять ее к себе из-за ветхости, и вскоре явленный образ оказался в  восстанавливающемся Предтеченском храме, где тогда и икон почти не было, ее приняли с радостью. Теперь образ преп. Трифона почитают как храмовую святыню.
Из темной иконописной доски со временем чудесным образом высветился прекрасный лик преподобного Трифона Вятского. Не заметить это нерукотворное самообновление иконы было невозможно. Сегодня этот образ находится в южном приделе храма. Краткий рассказ об этом размещен на стенде - рядом с образом преподобного Трифона. В память обретения этого образа Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф благословил совершать в храме праздничную службу накануне Благовещения.
1994 был освящен северный Престол во имя Грузинской иконы Божией Матери, а через четыре года засиял благодатью освящения южный Престол в честь святых Захарии и Елизаветы. Освящение обоих святых Престолов возглавлял клирик Свято-Серафимовской церкви,  старейший вятский  протоиерей Серафим Исупов. К слову сказать, свое священническое служение он начал с далекого  1956 года.
Вслед за преподобным Трифоном Вятским благословил возрождение храма и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал здесь во время своего визита в Вятскую епархию в октябре 1994 года. В храме ему подарили дымковскую игрушку в виде разукрашенного православного храма. Патриарх не ожидал такого оригинального подарка и от души улыбался, смотря на вятский дар.
К тому времени была возведена колокольня, убраны все внутренние перегородки и освящен северный придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Сложился и костяк нового прихода, в том числе из бывших посетителей планетария. Но теперь их жизненный путь освещали не холодные звезды, а имена русских святых, вписанных в историю Иоанно Предтеченской церкви.
Чуть позже была воссоздана в своих исторических границах обширная  кованная ограда храма с каменными рельефными столбами в исполнении мастера ручной ковки Алексея Кузницына. В 2012 году он стал лауреатом общественной премии «Вятский горожанин»  за вклад в возрождение и развитие традиций ручной художественной ковки на Вятке.
Летом 2004 года приход церкви Иоанна Предтечи торжественно отметил столетие со дня посещения храма святым праведным Иоанном Кронштадтским. В церкви поместили его святой лик с памятной надписью о том, что 10 июля 1904 года (по новому стилю) в этом храме им была совершена Божественная литургия. Отныне ежегодно в этот день в нашем храме служится молебен  праведному Иоанну Кронштадтскому.
Среди благодетелей прихода немало известных имен. Председатель Детского фонда России, писатель Альберт Лиханов, в 1935 году принявший святое Крещение в этом храме, пожертвовал семиярусное паникадило для центрального придела. Государство направило финансовые средства на реставрацию памятника архитектуры федерального значения.
Благодаря этому был полностью восстановлен центральный придел, частично выполнен центральный иконостас, воссоздана каменная ограда в ее исторических границах, расчищены и отреставрированы настенные росписи. Вятские художники Виктор Харлов и Владимир Востриков воспроизвели художественные изображения позапрошлого века в соответствии со стилем и замыслом своего предшественника. Полное освящение храма состоялось 10 сентября 2005 года — через 11 лет после передачи здания верующим. Чин освящения храма возглавлял архимандрит Иов (Муравьев). В честь этого памятного события Божественная литургия в центральном приделе была совершена Митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом.
В июне 2012 году случилось еще одно радостное событие. Улице, на которой расположен храм и названной в советское время  в память о террористе и убийце конца 19 века Степане Халтурине, вернулии ее историческое название - Пятницкая. Свое название улица Пятницкая получила по имени одноименной церкви, стоявшей над высоким берегом реки Вятки на территории Александровского сада. Этот удивительно красивый каменный храм легко узнать среди других вятских церквей по необычной шатровой колокольне. Он был возведен в 1705-12 гг. и имел два придела – в честь святой мученицы Параскевы Пятницы и Сретения Господня, отчего в народе храм также называли Сретенским. Сегодня Пятницкого храма нет. Он стал одной из первых городских церквей, снесенных вскоре после переименования Вятки в Киров в декабре 1934 года.
== Описание ==
Храм Иоанна Предтечи отличается не только пышностью своего убранства, уникально его объемное построение — здание возведено восьмериком от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, довольно редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторяет свой деревянный прототип — храм во имя Покрова Богородицы. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова из-за построения в 1709 г. каменного храма по разрешению архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия была перенесена за старый земляной вал, где жители новослободки во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать приход.
Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.
Стилистический анализ каменных колоколен приходских храмов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга, получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия.
Компоновка объемов колокольни (за исключением пропорциональных соотношений), элементы декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — Стефановской церкви в г. Вятке (1746—69 г.). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е г. XVIII столетия), а также колокольня Николаевского собора г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек.
Сейчас набралось достаточно материалов, чтобы выделить из общего раздела «Барокко российских окраин», так называемое, «вятское барокко». Это явление или течение перекрывает временной промежуток около ста лет – с конца XVII века по конец XVIII. До этого момента в Вятке вообще не было каменного строительства, а с XIX века вся самобытность была утрачена и наступила эра унылого провинциального классицизма и эклектики. Ни то, ни другое интереса, по большому счёту, не представляет. Здесь мы рассмотрим наиболее представительные образцы «вятского барокко», к которым можно отнести Никольскую церковь в Истобенске (1765-1768 гг.), Троицкую церковь в Макарье (1768-1770 гг.), Иоанно-Предтеченскую в Кирове (1714-1729 гг.) и ряд других, более ранних, с которых всё и началось.


== Святыни ==
== Святыни ==
* Образ преподобного Трифона Вятского, чудесно обновившийся после того, как был передан храму.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==

Версия от 16:29, 22 августа 2016

Идёт загрузка карты…

Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в Кирове. Среди памятников архитектуры Вятк конца ХVII – начала ХVIII храм Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность. Один из редчайших памятников Вятского зодчества начала XVIII века. Начало постройки - 1711 год.

История[править | править код]

В 1664-67 годах под руководством вятского воеводы князя Григория Афанасьевича Козловского вокруг хлыновского кремля и посада был устроен высокий земляной вал с деревянными стенами и башнями. Внутри укрепленного вала началось изрядное церковное и светское строительство. К 1710 году посад не только был плотно застроен, но и за границами его, в концах Воскресенской и Ильинской улиц г. Хлынова возникла слободка, включавшая 98 дворов. По законам того времени жители любой слободки численностью в сто дворов могли просить правящего архиерея благословить создание прихода и строительство нового храма. Радует духовная ревность слободских граждан, еще не набралось полного сотенного числа дворов, а они уже загодя 5 декабря 1710 года написали архиепископу Вятскому и Великопермскому Дионисию свою челобитную с прошением «построить новую церковь во имя святого Иоанна Предтечи за острогом, при конце Вознесенской улицы на огородном месте Герасима Шмелева». Челобитную отправили в Москву, где на Вятском подворье в декабре 1710 года гостил владыка Дионисий, но Промыслу Божьему, дабы возгреть в сердцах завальных вятчан духовное усердие, ответа на нее не последовало.

Через полгода, 23 мая 1711 года вятчане, проживавшие в концах Воскресенской и Ильинской улиц, отправили на имя владыки Дионисия новую челобитную, ответ на которую последовал незамедлительно. Уже на следующий день 24 мая 1711 года владыка подписал храмозданную грамоту, благословив разобрать и перенести на конец Воскресенской улицы старую Покровскую деревянную церковь.

Новую деревянную церковь заложили в воскресение 17 июня 1711 года. При этом из Богоявленского собора Хлыновского кремля был устроен Крестный ход до Шмелевского огорода и отслужен закладочный молебен. Старая деревянная Покровская церковь была разобрана, перевезена, собрана на новом месте и 16 сентября 1711 года освящена самим владыкой Дионисием во имя святого Иоанна Предтечи.

Настоятелем церкви был назначен священник Лука Луппов. Спустя три года он от имени всех прихожан вновь обратились к владыке Дионисию с челобитной, желая построить рядом с деревянной церковью каменный Предтеченский храм, повторяющий ее своими очертаниями. Строительство каменного однопрестольного храма началось 5 июня 1714 года и закончилось через пять лет. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян.

В иконостасе церкви стояла древнейшая Грузинская икона Божией Матери. По просьбе настоятеля церкви священника Луки Луппова в ноябре 1723 года вновь приехавший на Вятку епископ Алексий (Титов) благословил устроить в честь нее отдельный придел. Строительство каменного придела в честь Грузинской иконы Божией Матери было завершено в 1729 году. В 1735 году к храму была пристроена и освящена каменная колокольня.

Шли годы, прошел своим чередом почти целый земной век. Предтеченский приход значительно вырос и давно уже стал частью Хлынова-Вятки. В 1781 году прихожане взялись за перестройку обветшавшего купола и кровли храма, решив украсить его новым восьмиярусным иконостасом. Для этих целей купол храма был разобран, чуть приподнят, и на нем были сложены друг на друге два восьмерика. Но работы на том не прекратились - в 1786-93 годах при храме тщанием прихожан был построен и освящен второй придел для древней почитаемой иконы святых праведных Захарии и Елизаветы. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. Очевидно в эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела, который органично вписался в архитектурный облик памятника. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.

Современное состояние[править | править код]

В 1993 году храм передали Вятской епархии — началось его возрождение. Вскоре Господь благословил видимым образом новое храмовое благоустроение. В канун Благовещения 1993 года на берегу реки Вятки речниками во время земляных работ была чудесно обретена старинная икона покровителя города - преподобного Трифона Вятского. Настоятели городских церквей не решались принять ее к себе из-за ветхости, и вскоре явленный образ оказался в восстанавливающемся Предтеченском храме, где тогда и икон почти не было, ее приняли с радостью. Теперь образ преп. Трифона почитают как храмовую святыню.

Из темной иконописной доски со временем чудесным образом высветился прекрасный лик преподобного Трифона Вятского. Не заметить это нерукотворное самообновление иконы было невозможно. Сегодня этот образ находится в южном приделе храма. Краткий рассказ об этом размещен на стенде - рядом с образом преподобного Трифона. В память обретения этого образа Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф благословил совершать в храме праздничную службу накануне Благовещения.

1994 был освящен северный Престол во имя Грузинской иконы Божией Матери, а через четыре года засиял благодатью освящения южный Престол в честь святых Захарии и Елизаветы. Освящение обоих святых Престолов возглавлял клирик Свято-Серафимовской церкви, старейший вятский протоиерей Серафим Исупов. К слову сказать, свое священническое служение он начал с далекого 1956 года.

Вслед за преподобным Трифоном Вятским благословил возрождение храма и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал здесь во время своего визита в Вятскую епархию в октябре 1994 года. В храме ему подарили дымковскую игрушку в виде разукрашенного православного храма. Патриарх не ожидал такого оригинального подарка и от души улыбался, смотря на вятский дар.

К тому времени была возведена колокольня, убраны все внутренние перегородки и освящен северный придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Сложился и костяк нового прихода, в том числе из бывших посетителей планетария. Но теперь их жизненный путь освещали не холодные звезды, а имена русских святых, вписанных в историю Иоанно Предтеченской церкви.

Чуть позже была воссоздана в своих исторических границах обширная кованная ограда храма с каменными рельефными столбами в исполнении мастера ручной ковки Алексея Кузницына. В 2012 году он стал лауреатом общественной премии «Вятский горожанин» за вклад в возрождение и развитие традиций ручной художественной ковки на Вятке.

Летом 2004 года приход церкви Иоанна Предтечи торжественно отметил столетие со дня посещения храма святым праведным Иоанном Кронштадтским. В церкви поместили его святой лик с памятной надписью о том, что 10 июля 1904 года (по новому стилю) в этом храме им была совершена Божественная литургия. Отныне ежегодно в этот день в нашем храме служится молебен праведному Иоанну Кронштадтскому.

Среди благодетелей прихода немало известных имен. Председатель Детского фонда России, писатель Альберт Лиханов, в 1935 году принявший святое Крещение в этом храме, пожертвовал семиярусное паникадило для центрального придела. Государство направило финансовые средства на реставрацию памятника архитектуры федерального значения.

Благодаря этому был полностью восстановлен центральный придел, частично выполнен центральный иконостас, воссоздана каменная ограда в ее исторических границах, расчищены и отреставрированы настенные росписи. Вятские художники Виктор Харлов и Владимир Востриков воспроизвели художественные изображения позапрошлого века в соответствии со стилем и замыслом своего предшественника. Полное освящение храма состоялось 10 сентября 2005 года — через 11 лет после передачи здания верующим. Чин освящения храма возглавлял архимандрит Иов (Муравьев). В честь этого памятного события Божественная литургия в центральном приделе была совершена Митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом.

В июне 2012 году случилось еще одно радостное событие. Улице, на которой расположен храм и названной в советское время в память о террористе и убийце конца 19 века Степане Халтурине, вернулии ее историческое название - Пятницкая. Свое название улица Пятницкая получила по имени одноименной церкви, стоявшей над высоким берегом реки Вятки на территории Александровского сада. Этот удивительно красивый каменный храм легко узнать среди других вятских церквей по необычной шатровой колокольне. Он был возведен в 1705-12 гг. и имел два придела – в честь святой мученицы Параскевы Пятницы и Сретения Господня, отчего в народе храм также называли Сретенским. Сегодня Пятницкого храма нет. Он стал одной из первых городских церквей, снесенных вскоре после переименования Вятки в Киров в декабре 1934 года.

Описание[править | править код]

Храм Иоанна Предтечи отличается не только пышностью своего убранства, уникально его объемное построение — здание возведено восьмериком от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, довольно редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторяет свой деревянный прототип — храм во имя Покрова Богородицы. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова из-за построения в 1709 г. каменного храма по разрешению архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия была перенесена за старый земляной вал, где жители новослободки во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать приход.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Стилистический анализ каменных колоколен приходских храмов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга, получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия.

Компоновка объемов колокольни (за исключением пропорциональных соотношений), элементы декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — Стефановской церкви в г. Вятке (1746—69 г.). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е г. XVIII столетия), а также колокольня Николаевского собора г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек.

Сейчас набралось достаточно материалов, чтобы выделить из общего раздела «Барокко российских окраин», так называемое, «вятское барокко». Это явление или течение перекрывает временной промежуток около ста лет – с конца XVII века по конец XVIII. До этого момента в Вятке вообще не было каменного строительства, а с XIX века вся самобытность была утрачена и наступила эра унылого провинциального классицизма и эклектики. Ни то, ни другое интереса, по большому счёту, не представляет. Здесь мы рассмотрим наиболее представительные образцы «вятского барокко», к которым можно отнести Никольскую церковь в Истобенске (1765-1768 гг.), Троицкую церковь в Макарье (1768-1770 гг.), Иоанно-Предтеченскую в Кирове (1714-1729 гг.) и ряд других, более ранних, с которых всё и началось.

Святыни[править | править код]

  • Образ преподобного Трифона Вятского, чудесно обновившийся после того, как был передан храму.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: г. Киров (Вятка), ул. Свободы, д. 54-д

Телефон: 8 (8332) 650-361

Паломнику[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Киров, Храм Иоанна Предтечи
Пасха 2015

Ссылки[править | править код]

Храм Иоанна Предтечи

Страница храма в соцсети