Николо-Радовицкий монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Россия, г. Москва|вид=Монастырь}}
{{Местоположение святыни|локация=Россия, г. Москва|вид=Монастырь}}
[[Файл:Николо-Радовицкий монастырь.jpg|alt=Николо-Радовицкий монастырь|thumb|300x300px|]]


== История ==
== История ==


Он был основан в первой половине XV века старцем Пахомием, пришедшим в Москву с митрополитом Киевским и всея Руси Фотием.
Монастырь был основан старцем Пахомием, пришедшим в Москву с митрополитом Киевским и всея Руси Фотием.
 
В 1408 году великий князь Василий Дмитриевич послал Константинопольскому патриарху Матфею просьбу о назначении в Россию нового митрополита на место скончавшегося митрополита Киевского и всея Руси Киприана. На эту кафедру был избран и возведен греческий монах Фотий, который в 1409 году приехал в Киев, где пробыл полгода. Среди свиты митрополита был некий монах Пахомий.


По смерти митрополита Фотия в 1431 году ради уединения и безмолвия иеромонах Пахомий оставил митрополичью волость и отправился в поисках тихого места в чащу лесов на юг от Сенежа. Здесь он и решил основать свою пустынь. Постепенно у него стали появляться сподвижники из числа тех людей, которые, как и он, искали уединения. Основанную обитель иеромонах Пахомий наименовал Акакиевой пустынью в честь той, которую устроил его наставник митрополит Фотий, а местность стал именовать Радовицы, в честь своего родного города в Фессалии.  
По смерти митрополита Фотия в 1431 году ради уединения и безмолвия иеромонах Пахомий оставил митрополичью волость и отправился в поисках тихого места в чащу лесов на юг от Сенежа. Здесь он и решил основать свою пустынь. Постепенно у него стали появляться сподвижники из числа тех людей, которые, как и он, искали уединения.  


Во второй половине XVI века настоятелю обители игумену Ионе Рогоже на озере было явление святителя и чудотворца Николая, идущего по водам от берега к острову. После чудесного явления был вырезан образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева, высотой около полутора метра. На иконе святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, в правой руке он держит меч, а в левой - храм (символизирующий собой град). В более позднее время на образ святителя была сделана митра. Образ сразу же прославился многими чудесами, привлекая большое число богомольцев.
Во второй половине XVI века настоятелю обители игумену Ионе Рогоже на озере было явление святителя и чудотворца Николая, идущего по водам от берега к острову. После чудесного явления был вырезан образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева, высотой около полутора метра. На иконе святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, в правой руке он держит меч, а в левой - храм (символизирующий собой град). В более позднее время на образ святителя была сделана митра. Образ сразу же прославился многими чудесами, привлекая большое число богомольцев.
Строка 13: Строка 13:
В связи с этим и монастырская братия стала увеличиваться, что заставило настоятеля обители игумена Иону «бить челом» государю Иоанну Грозному. В ответ на просьбу игумена Иоанн IV выдал грамоту, которой пожаловал монастырю земельные владения протяженностью 10 верст в длину и 5 верст в ширину.  
В связи с этим и монастырская братия стала увеличиваться, что заставило настоятеля обители игумена Иону «бить челом» государю Иоанну Грозному. В ответ на просьбу игумена Иоанн IV выдал грамоту, которой пожаловал монастырю земельные владения протяженностью 10 верст в длину и 5 верст в ширину.  


В 1616 году игумен Антоний испросил у царя Михаила Федоровича повторную грамоту на владение монастырём землей. Царь в точности повторил утраченную жалованную грамоту царя Иоанна IV. В жалованную монастырю вотчину входило 8 деревень, 2 починка и 22 пустоши вместе с крепостными крестьянами. Все деревни и пустоши были взяты царем из имений князей Василия Ростовского и Василия Жиряпина.
В 1616 году игумен Антоний испросил у царя Михаила Федоровича повторную грамоту на владение монастырём землей.


В 1619 году произошло нападение на монастырь и его разграбление. Об этом событии так было записано в монастырской летописи: «Возвращаясь из Москвы по домам, военные предавались грабежу и насилию среди местных селений и городов. Могли ли они удержаться от наживы при виде беззащитной обители?». В монастырском синодике того времени было вписано имя убиенного схиигумена Ионы, погибшего во время нападения на монастырь.
В 1619 году произошло нападение на монастырь и его разграбление.  


К началу XVII века количество монашествующих сильно увеличилось. Обитель уже не могла вмещать всех желающих, и поэтому было решено перенести монастырь с острова Святого озера на берег. В 1623 году вышла Утвердительная грамота за подписью царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета на имя настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Иосифа о выделении земли на берегу озера под монастырь. Сразу же по получении грамоты монахи выстроили деревянную церковь на берегу Святого озера в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Около церкви они начали строить деревянные кельи.
К началу XVII века количество монашествующих сильно увеличилось. В 1623 году вышла Утвердительная грамота за подписью царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета на имя настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Иосифа о выделении земли на берегу озера под монастырь. Сразу же по получении грамоты монахи выстроили деревянную церковь на берегу Святого озера в честь Рождества Пресвятой Богородицы.  


В 1634 году снова произошло печальное событие в жизни монастыря. Жители села Нудовши, недовольные своим положением, напали на обитель и избили настоятеля игумена Евфимия и монахов. Из монастыря была похищена церковная утварь, казна, зерно и скот. Монахам, и без того терпящим скудный образ жизни, пришлось более прежнего трудиться для восстановления запасов.
В 1634 году снова произошло печальное событие в жизни монастыря. Жители села Нудовши, недовольные своим положением, напали на обитель и избили настоятеля игумена Евфимия и монахов. Из монастыря была похищена церковная утварь, казна, зерно и скот. Монахам, и без того терпящим скудный образ жизни, пришлось более прежнего трудиться для восстановления запасов.
Строка 33: Строка 33:
В 1678 году при игумене Иакове в монастыре случился сильный пожар, из-за которого сгорели все монастырские здания, кроме храма.
В 1678 году при игумене Иакове в монастыре случился сильный пожар, из-за которого сгорели все монастырские здания, кроме храма.


В 1722 году в монастыре произошло событие, опечалившее его жителей. По именному указу императора Петра I «из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события» образ святителя Николая вместе с прочими резными иконами был взят в Москву и помещен в палатах Святейшего Синода. Настоятель монастыря архимандрит Гедеон написал императору прошение, в котором ходатайствовал о возращении иконы в монастырь. К своему прошению он приложил список с именами людей, получивших исцеления. Об этом в монастырской летописи была следующая запись: «Список был принят, а образ удержан». Долгое время пробыл архимандрит Гедеон в Синоде, умоляя вернуть образ святителя.
В 1722 году в монастыре произошло событие, опечалившее его жителей. По именному указу императора Петра I «из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события» образ святителя Николая вместе с прочими резными иконами был взят в Москву и помещен в палатах Святейшего Синода.  


28 января 1725 года архимандрит Гедеон был вызван в Санкт-Петербург для участия погребения скончавшегося императора Петра I. Во время его отсутствия для управления монастырем был назначен архимандрит Софроний (Лихуд).
28 января 1725 года архимандрит Гедеон был вызван в Санкт-Петербург для участия погребения скончавшегося императора Петра I. Во время его отсутствия для управления монастырем был назначен архимандрит Софроний (Лихуд).


В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь. От Новодевичьего монастыря до Николо-Радовицкого образ святителя Николая несли на руках в сопровождении духовенства, с зажженными свечами в руках и непрерывным молебным пением. На протяжении пути многие люди получали исцеления.
В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь.  


В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей.
В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей.


В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. На колокольне располагалось тринадцать колоколов, самый большой из которых весил триста двенадцать пудов (более пяти тонн). На колокольне были установлены башенные часы с курантами. Под колокольней были устроены трехпролетные святые врата. Стены и своды арочных проемов были расписаны священными изображениями, а проезд был вымощен каменной брусчаткой. Монастырские врата были кованные с массивными засовами.
В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году.


В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая.
В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая.
Строка 53: Строка 53:
15 ноября 1786 года полностью отреставрированная церковь свв. Иоакима и Анны в северо-восточной башне монастыря была заново освящена епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым). К храму с западной стороны был пристроен каменный двухэтажный настоятельский корпус.
15 ноября 1786 года полностью отреставрированная церковь свв. Иоакима и Анны в северо-восточной башне монастыря была заново освящена епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым). К храму с западной стороны был пристроен каменный двухэтажный настоятельский корпус.


В 1805 году в южной стороне началось строительство каменного двухэтажного корпуса. Он примыкает к колокольне, и из него идет вход в надвратный Петропавловский храм. В длину здание 12 сажень, а в ширину - 7. На первом этаже была устроена братская трапезная, кухня и пять келий. На втором этаже находились настоятельские кельи с приемной. Помещения были расписаны пленным французом евангельскими изображениями. Позднее, в 1860 году, настоятель монастыря епископ Рязанский и Зарайский Смарагд (Крыжановский) распорядился побелить потолки, а стены оклеить обоями.
В 1805 году в южной стороне началось строительство каменного двухэтажного корпуса.


В конце XVIII века недалеко от монастыря, в Радовицах, было построено пять монастырских кирпичных гостиниц. В гостиницах размещали паломников. Согласно гостиничному уставу, брать деньги за проживание было запрещено, только за еду и то, кто сколько пожалует. А неимущим пища предлагалась безвозмездно. Даже когда гостиницы сдавались в аренду, правила благотворительности сохранялись.
В конце XVIII века недалеко от монастыря, в Радовицах, было построено пять монастырских кирпичных гостиниц.


Монастырь, кроме благотворительности, оказывал еще и помощь государству во время войн и бедствий. Во время Русско-французской войны 1812 года, во время Крымской войны 1854 года, во время Турецкой войны в 1877 году монастырь передавал деньги в пользу Красного креста.
Монастырь, кроме благотворительности, оказывал еще и помощь государству во время войн и бедствий. Во время Русско-французской войны 1812 года, во время Крымской войны 1854 года, во время Турецкой войны в 1877 году монастырь передавал деньги в пользу Красного креста.
Строка 67: Строка 67:
В 1872 году в деревянной Никольской церкви, что на острове Святого озера, был произведен значительный ремонт. Двери и окна в храме были расширены, а стены изнутри окрашены. Вместо обветшавшего иконостаса был изготовлен новый.
В 1872 году в деревянной Никольской церкви, что на острове Святого озера, был произведен значительный ремонт. Двери и окна в храме были расширены, а стены изнутри окрашены. Вместо обветшавшего иконостаса был изготовлен новый.


Старанием архимандрита Владимира при монастыре был устроен детский приют для сирот - мальчиков из духовного сословия. Приют был рассчитан на 10 человек. Основанный приют, расположенный в старом настоятельском корпусе, просуществовал до 1917 года. Мальчиков готовили для поступления в духовные училища. К ним приглашался учитель, окончивший полный курс семинарии. Приют содержался на полном монастырском обеспечении.
Старанием архимандрита Владимира при монастыре был устроен детский приют для сирот - мальчиков из духовного сословия. Приют был рассчитан на 10 человек. Основанный приют, расположенный в старом настоятельском корпусе, просуществовал до 1917 года.  


22 мая 1890 года Никольский храм сильно пострадал от пожара, после чего были сделаны новые иконостасы и расписаны стены. 1 июня 1895 года храм вновь был освящен епископом Рязанским и Зарайским Иустином (Полянским).
22 мая 1890 года Никольский храм сильно пострадал от пожара, после чего были сделаны новые иконостасы и расписаны стены. 1 июня 1895 года храм вновь был освящен епископом Рязанским и Зарайским Иустином (Полянским).
Строка 73: Строка 73:
В 1879 году старанием наместника монастыря игумена Нестора Никольский храм на острове Святого озера был обложен кирпичом и приобрел вид каменного храма.
В 1879 году старанием наместника монастыря игумена Нестора Никольский храм на острове Святого озера был обложен кирпичом и приобрел вид каменного храма.


27 мая 1919 года заведующий Егорьевским подотделом по ликвидации церковного имущества А.С. Борисов в присутствии настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Мелетия составил опись всего монастырского имущества от церковной утвари до хозяйственного инвентаря. После описи и составления соответствующего акта все монастырское имущество было изъято, а сам монастырь закрыт. В 1923 году монахов выгнали из келий. Последний настоятель игумен Мелетий продолжал жить возле родных монастырских стен до самой смерти. Умер он в конце 1930-х годов и похоронен на сельском кладбище.
27 мая 1919 года заведующий Егорьевским подотделом по ликвидации церковного имущества А.С. Борисов в присутствии настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Мелетия составил опись всего монастырского имущества от церковной утвари до хозяйственного инвентаря. После описи и составления соответствующего акта все монастырское имущество было изъято, а сам монастырь закрыт. В 1923 году монахов выгнали из келий.  


С 1944 года с.Радовицы входило в состав Шатурского района. В монастырских помещениях во время Великой отечественной войны сначала находился временный госпиталь, а потом некоторое время в уцелевших строениях размещали военнопленных. В игуменском корпусе до 60-х годов прошлого столетия была устроена сельская школа. В монастыре также был коровник. Местные жители при полном попустительстве властей разбирали строения, брали кирпич, стекла, рамы и кровлю для собственных нужд. После Отечественной войны на нужды местного торфодобывающего предприятия по добыче торфа ушел кирпич южной и западной стен.  
С 1944 года с. Радовицы входило в состав Шатурского района. В монастырских помещениях во время Великой отечественной войны сначала находился временный госпиталь, а потом некоторое время в уцелевших строениях размещали военнопленных. В игуменском корпусе до 60-х годов прошлого столетия была устроена сельская школа. В монастыре также был коровник.  


К концу XX века монастырь окончательно был разграблен и разорен. Местные жители разбирали храмы и монастырские постройки по кирпичу.
К концу XX века монастырь окончательно был разграблен и разорен. Местные жители разбирали храмы и монастырские постройки по кирпичу.
Строка 90: Строка 90:


В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.
В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.
== Современное состояние ==
Обитель восстанавливается, укрепляется, украшается, растет братия, развивается хозяйство, налаживаются все традиционные формы церковного служения.
== Храмы ==
* Собор Рождества Пресвятой Богородицы
* Церковь Петра и Павла (в надвратной колокольне)
* Церковь Иоакима и Анны (в северо-восточной башне)
== Святыни ==
* Чудотворный резной образ святителя Николая чудотворца
== Престольные праздники ==
* Собор Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября
* Церковь Петра и Павла (в надвратной колокольне) - 12 июля
* Церковь Иоакима и Анны (в северо-восточной башне) - 22 сентября
== Фото ==
<gallery>
Собор Рождества Богородицы Николо-Радоницкий.jpg
Петропавловская церковь Радоницкого монастыря.jpg
Церковь Иоакима и Анны Радоницкого монастыря.jpg
</gallery>
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=Cp54JGH86KY|250|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=yzTw-8djbVE|250|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=in6Xv-yvGgg|250|left||frame}}


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес''': 140321, Московская обл., Егорьевский р-н, с.Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а
'''Адрес''': 140321, Московская обл., Егорьевский р-н, с.Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а
До г. Москва можно добраться самолетом, поездом или автобусом.
Далее от станции метро "Выхино" автобусом №325 Егорьевск-Москва, или электричкой с Казанского вокзала или ст. Выхино до Егорьевска, далее автобусом №25 или №26 Егорьевск-Радовицы.
== Паломнику ==
'''Телефоны:''' 8 (495) 363-58-00, 8(903)714-34-70
'''E-mail:''' radovo50@mail.ru.
'''[http://радовицы.рф/ Cайт монастыря]'''
{{SEO|в Николо-Радовицкий монастырь|Москвы}}
{{SEO|в Николо-Радовицкий монастырь|Москвы}}

Версия от 19:22, 9 июня 2016

Следующая пара координат не была опознана: ,.Следующая пара координат не была опознана: ,.
Идёт загрузка карты…
Николо-Радовицкий монастырь

История[править | править код]

Монастырь был основан старцем Пахомием, пришедшим в Москву с митрополитом Киевским и всея Руси Фотием.

По смерти митрополита Фотия в 1431 году ради уединения и безмолвия иеромонах Пахомий оставил митрополичью волость и отправился в поисках тихого места в чащу лесов на юг от Сенежа. Здесь он и решил основать свою пустынь. Постепенно у него стали появляться сподвижники из числа тех людей, которые, как и он, искали уединения.

Во второй половине XVI века настоятелю обители игумену Ионе Рогоже на озере было явление святителя и чудотворца Николая, идущего по водам от берега к острову. После чудесного явления был вырезан образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева, высотой около полутора метра. На иконе святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, в правой руке он держит меч, а в левой - храм (символизирующий собой град). В более позднее время на образ святителя была сделана митра. Образ сразу же прославился многими чудесами, привлекая большое число богомольцев.

В связи с этим и монастырская братия стала увеличиваться, что заставило настоятеля обители игумена Иону «бить челом» государю Иоанну Грозному. В ответ на просьбу игумена Иоанн IV выдал грамоту, которой пожаловал монастырю земельные владения протяженностью 10 верст в длину и 5 верст в ширину.

В 1616 году игумен Антоний испросил у царя Михаила Федоровича повторную грамоту на владение монастырём землей.

В 1619 году произошло нападение на монастырь и его разграбление.

К началу XVII века количество монашествующих сильно увеличилось. В 1623 году вышла Утвердительная грамота за подписью царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета на имя настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Иосифа о выделении земли на берегу озера под монастырь. Сразу же по получении грамоты монахи выстроили деревянную церковь на берегу Святого озера в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1634 году снова произошло печальное событие в жизни монастыря. Жители села Нудовши, недовольные своим положением, напали на обитель и избили настоятеля игумена Евфимия и монахов. Из монастыря была похищена церковная утварь, казна, зерно и скот. Монахам, и без того терпящим скудный образ жизни, пришлось более прежнего трудиться для восстановления запасов.

На протяжении своего царствования царь Михаил Федорович покровительствовал святой обители и вносил щедрые пожертвования. В 1642 году он пожертвовал монастырю «40 четвертей земли в Перевицком стану на Рязанской стороне».

В 1650 году в Николо-Радовицком монастыре на месте деревянного храма в честь Рождества Богородицы был построен каменный, пятиглавый. Внутреннее пространство нового храма без алтаря состояло из 16 квадратных аршин. В 1650 году архиепископ Рязанский и Муромский Моисей освятил придел в честь святителя Николая.

Главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1651 году архиепископом Рязанским и Муромским Мисаилом.

С северной стороны храма в 1678 году был пристроен двухэтажный придел, в нижнем этаже которого был устроен храм в честь святого Иоанна Крестителя, а в верхнем - ризница.

15 июля 1677 года митрополит Рязанский и Муромский Иосиф освятил церковь святых Иоакима и Анны, устроенную в северо-восточной каменной башне монастыря. Во время освящения престола произошло чудесное событие: исцелился некий Иван Афанасьев, который до той поры не ходил восемь лет и был принесен в храм.

В 1678 году при игумене Иакове в монастыре случился сильный пожар, из-за которого сгорели все монастырские здания, кроме храма.

В 1722 году в монастыре произошло событие, опечалившее его жителей. По именному указу императора Петра I «из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события» образ святителя Николая вместе с прочими резными иконами был взят в Москву и помещен в палатах Святейшего Синода.

28 января 1725 года архимандрит Гедеон был вызван в Санкт-Петербург для участия погребения скончавшегося императора Петра I. Во время его отсутствия для управления монастырем был назначен архимандрит Софроний (Лихуд).

В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь.

В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей.

В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году.

В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая.

В 1779 году в Богородицерождественском храме над левым приделом святого Иоанна Крестителя, на месте бывшей ризницы, был устроен храм в честь Сретения Господня.

В 1780 году с северной стороны от монастырской колокольни был построен каменный двухэтажный братский корпус. В верхнем этаже устроены шесть келий. В нижнем этаже - четыре братских кельи, просфорня и комнаты для наемных рабочих.

В 1783 году обгоревшая во время пожара первоначальная колокольня вместе с храмом прп. Михаила была разобрана. В 1784 году над алтарем Рождества Богородицы был устроен второй этаж под ризницу.

15 ноября 1786 года полностью отреставрированная церковь свв. Иоакима и Анны в северо-восточной башне монастыря была заново освящена епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым). К храму с западной стороны был пристроен каменный двухэтажный настоятельский корпус.

В 1805 году в южной стороне началось строительство каменного двухэтажного корпуса.

В конце XVIII века недалеко от монастыря, в Радовицах, было построено пять монастырских кирпичных гостиниц.

Монастырь, кроме благотворительности, оказывал еще и помощь государству во время войн и бедствий. Во время Русско-французской войны 1812 года, во время Крымской войны 1854 года, во время Турецкой войны в 1877 году монастырь передавал деньги в пользу Красного креста.

В 1816 году по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Феофилакта в юго-восточной части монастыря был заложен храм в память победы России над французами.

В 1844 году владелец села Городищи действительный статский советник генерал Николай Андрианович Дивов посетил итальянский город Бари, в котором получил часть святых мощей святителя Николая от их хранителя викария Патричи с приложением соответствующего удостоверения. В 1868 году Н.А. Дивов, вложив привезенные мощи святителя в икону, подарил их Николо-Радовицкому монастырю.

В 1852 году наместником монастыря был назначен иеромонах Иоасаф, возведенный в 1854 году в сан игумена, а в 1858 году удостоен саном архимандрита. За десять лет управления монастырем отец Иоасаф произвел в обители некоторые перемены. На монастырской колокольне вместо шатрового завершения был устроен металлический шпиль, а монастырскую площадь, расположенную между Никольским храмом и настоятельским корпусом, выложил чугунными литыми плитами.

В 1872 году в деревянной Никольской церкви, что на острове Святого озера, был произведен значительный ремонт. Двери и окна в храме были расширены, а стены изнутри окрашены. Вместо обветшавшего иконостаса был изготовлен новый.

Старанием архимандрита Владимира при монастыре был устроен детский приют для сирот - мальчиков из духовного сословия. Приют был рассчитан на 10 человек. Основанный приют, расположенный в старом настоятельском корпусе, просуществовал до 1917 года.

22 мая 1890 года Никольский храм сильно пострадал от пожара, после чего были сделаны новые иконостасы и расписаны стены. 1 июня 1895 года храм вновь был освящен епископом Рязанским и Зарайским Иустином (Полянским).

В 1879 году старанием наместника монастыря игумена Нестора Никольский храм на острове Святого озера был обложен кирпичом и приобрел вид каменного храма.

27 мая 1919 года заведующий Егорьевским подотделом по ликвидации церковного имущества А.С. Борисов в присутствии настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Мелетия составил опись всего монастырского имущества от церковной утвари до хозяйственного инвентаря. После описи и составления соответствующего акта все монастырское имущество было изъято, а сам монастырь закрыт. В 1923 году монахов выгнали из келий.

С 1944 года с. Радовицы входило в состав Шатурского района. В монастырских помещениях во время Великой отечественной войны сначала находился временный госпиталь, а потом некоторое время в уцелевших строениях размещали военнопленных. В игуменском корпусе до 60-х годов прошлого столетия была устроена сельская школа. В монастыре также был коровник.

К концу XX века монастырь окончательно был разграблен и разорен. Местные жители разбирали храмы и монастырские постройки по кирпичу.

С 1993 года с. Радовицы вновь стало входить в Егорьевский район. В 1994 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при храме Рождества Богородицы в Радовицах была зарегистрирована православная община. С того момента началась в Радовицах церковная жизнь. Местные жители, лишенные некогда церковных таинств, стали приобщаться к жизни прихода.

В 2001 году настоятелем храма был назначен выпускник Коломенской семинарии иеромонах Августин (Французов). В скором времени начались реставрационные работы. На храме Рождества Богородицы (стоящем около монастыря) был установлен купол с крестом, сделана кровля, проведены внутренние работы, вставлены окна и двери, приобретена необходимая церковная утварь. На месте Никольского храма на острове Святого озера установлен крест. 12 сентября 2006 года Радовицы посетил викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий.

26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода (журнал №124) приход храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района преобразован в Николо-Радовицкий мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен иеромонах Августин (Французов) с возведением в сан игумена.

В 2008 году монастырь впервые посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и, совершая Божественную Литургию под открытым небом, возопил с пророком «оживут ли кости сии». После Литургии владыка обратился к монастырям, храмам и общественности Московской области с призывом помочь в возрождении святыни. Просьба митрополита была услышана.

Уже через год митрополит Ювеналий освящал храм Петра и Павла в отреставрированной колокольне, еще через год – собор Рождества Богородицы, возрождение которого стало настоящим чудом. В 2011 году владыка вновь посетил монастырь и совершил освящение последнего из сохранившихся на территории монастыря отреставрированного храма святых Богоотец Иоакима и Анны.

В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.

Современное состояние[править | править код]

Обитель восстанавливается, укрепляется, украшается, растет братия, развивается хозяйство, налаживаются все традиционные формы церковного служения.

Храмы[править | править код]

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы
  • Церковь Петра и Павла (в надвратной колокольне)
  • Церковь Иоакима и Анны (в северо-восточной башне)

Святыни[править | править код]

  • Чудотворный резной образ святителя Николая чудотворца

Престольные праздники[править | править код]

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября
  • Церковь Петра и Павла (в надвратной колокольне) - 12 июля
  • Церковь Иоакима и Анны (в северо-восточной башне) - 22 сентября

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 140321, Московская обл., Егорьевский р-н, с.Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а

До г. Москва можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Далее от станции метро "Выхино" автобусом №325 Егорьевск-Москва, или электричкой с Казанского вокзала или ст. Выхино до Егорьевска, далее автобусом №25 или №26 Егорьевск-Радовицы.

Паломнику[править | править код]

Телефоны: 8 (495) 363-58-00, 8(903)714-34-70

E-mail: radovo50@mail.ru.

Cайт монастыря