Киев: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 131: | Строка 131: | ||
== Православные храмы Киева == | == Православные храмы Киева == | ||
* [[Софийский собор]] (Киев) | * [[Софийский собор]] (Киев) | ||
* Успенский собор [[Свято-Успенская Киево-Печерская | * Успенский собор [[Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра | Киево-Печерской Лавры]] (г.[[Киев]]) | ||
== Фото == | == Фото == | ||
== Видео == | == Видео == | ||
<youtube>https://www.youtube.com/watch?v=4TtP8XsCQjo</youtube> | <youtube>https://www.youtube.com/watch?v=4TtP8XsCQjo</youtube> | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 14:09, 11 июля 2015
Ки́ев — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских».
История[править | править код]
Христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-х годов. Ряд историков церкви предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию (860—861). По византийским источникам, с 862/863 существовала «епархия Росия», впоследствии «митрополия Росия». По некоторым источникам, в том же 862 году в Киеве была установлена епископская кафедра: первым епископом, со ссылкой на византийские источники, называется «Архиепископ Алексий, присланный Патриархом Фотием»; достоверных данных о киевских епископах вплоть до конца X века нет.
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
С 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Киевские архиереи становятся главами не только своей епархии, но и автономной Церковной области в пределах Украины. После её ликвидации по указу патриарха Тихона был установлен Украинский экзархат.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года учредил самоуправляющуюся Украинскую Православную Церковь, в составе которой Киевская епархия является предстоятельской и управляется непосредственно митрополитом всея Украины.
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
Святые Киева[править | править код]
10 февраля 2011 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было установлено празднование Собора Киевских святых, которое Священный Синод постановил совершать 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Вот некоторые имена из списка Собора Киевских Святых:
св. равноап. князь Владимир (†1015)
св. равноап. княгиня Ольга (†969)
св. мч. варяг Феодор (†983)
св. мч. варяг Иоанн (†983)
св. сщмч. Макарий, митрополит Киевский (†1497)
св. сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918)
свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647)
свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (†1857)
свт. Петр, митрополит Киевский и Московский (†1326)
свт. Иона, митрополит Киевский и Московский (†1464)
свт. Герман, епископ Новгородский (†1096)
свт. Стефан, епископ Владимир-Волынский (†1094)
свт. Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226)
свт. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский (†1696)
свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (†1715)
свт. Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (†1754)
свт. Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (†1840)
свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, затворник Вышенский (†1894)
св. страстотерпец князь Борис (†1015)
св. страстотерпец князь Глеб (†1015)
св. страстотерпец князь и инок Игорь (†1147)
св. блгв. князь Ярослав Мудрый (†1054)
св. блгв. князь Владимир Мономах (†1125)
прп. Антоний Печерский (†1073)
прп. Феодосий Печерский (†1074)
прп. Моисей Угрин, инок Печерский (†после 1051)
прп. Агапит Лекарь, инок Печерский (†1090-е гг.)
прп. Алипий Иконописец, инок Печерский (†рубеж XI-XII)
прп. Нестор Летописец, инок Печерский (†между 1113-1116)
прп. Илия Муромец, инок Печерский (†XII)
прп. Анна (Янка) Киевская (†1112)
прп. Олимпиада (Стригалева), инокиня Арзамасская (†1828)
прп. Елена (Бехтеева), инокиня Киево-Флоровская (†1834)
прп. Анастасия (Романова), инокиня Киево-Покровская (†1900)
Святыни Киева[править | править код]
- Введенская икона «Призри на смирение» (Находится в Свято-Введенском монастыре, г. Киев.)
- Мощи преподобных Антония и Феодосия Печерских, преп. Агапита, Нестора (Летописца), Ильии (Муромца) и других преподобных отцов Киево-Печерских (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, г.Киев)
Православные монастыри Киева[править | править код]
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь (М)
Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь в Бортничах (М)
Введенский монастырь (на Печерске) (М)
Елены Флоровской загородный скит (Ж)
Киево-Печерская Успенская Лавра (М)
Китаева пустынь — Свято-Троицкий монастырь (М)
Монастырь отца Ионы
Николо-Тихвинский монастырь (Ж)
Пантелеимона, вмч. монастырь (Феофания) (Ж)
Покрова Божией Матери Голосеевская пустынь (М)
Покрова Божией Матери монастырь (Ж)
Ризположенский загородный скит Введенского монастыря (М)
Рождества Богородицы монастырь (Десятинная церковь) (М)
Рождества Богородицы монастырь (Церковщина) (М)
Спасо-Преображенский загородный скит Ионинского монастыря (М)
Список Печерских угодников
Троицкий Ионинский монастырь (М)
Флоровский Вознесенский монастырь (Ж)
Православные храмы Киева[править | править код]
- Софийский собор (Киев)
- Успенский собор Киево-Печерской Лавры (г.Киев)
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]