Категория:Польша: различия между версиями
(→Ссылки) |
(Перенос контента в страну-категорию) |
||
Строка 242: | Строка 242: | ||
* [http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40166.htm Паломничество к главной православной святыне Польши] | * [http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40166.htm Паломничество к главной православной святыне Польши] | ||
* [http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_3126.htm Польская Православная Церковь] | * [http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_3126.htm Польская Православная Церковь] | ||
[[Категория:Страны]] |
Версия от 10:35, 29 февраля 2016
По́льша (польск. Polska), официальное название — Респу́блика По́льша (польск. Rzeczpospolita Polska) — государство в Восточной (Центральной) Европе. Население, по итогам переписи 2012 года, составляет более 38,5 миллионов человек, территория — 312 679 км². Занимает тридцать шестое место в мире по численности населения и шестьдесят девятое по территории.
Столица — Варшава. Государственный язык — польский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Варшава
- Лодзь
- Краков
- Вроцлав
- Познань
Православие в Польше[править | править код]
Православие в Польше — вторая по численности религиозная конфессия после католицизма.
Христианство на территории современной Польши появилось с проникновением христианства в VIII веке. После заключения Кревской унии (1385) и принятия уний, в особенности Брестской унии (1596), и последовавших притеснений со стороны Римско-Католической церкви Православная церковь оказалась в тяжёлом положении и вплоть до вхождения этих территорий в состав Российской империи была немногочисленной. После обретения Польшей независимости, в 1924 году, была получена автокефалия Польской православной церкви, однако польское правительство начало преследовать православных: были разрушены сотни храмов, в том числе Александро-Невский собор в Варшаве. После Второй мировой войны положение Православной церкви в Польше стабилизировалось, хотя вследствие отхода Волыни к УССР (что влекло включение соответствующих епархий в юрисдикцию РПЦ) стала малочисленней. Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Возглавляет Польский православную церковь митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк).
История[править | править код]
Появление христианства[править | править код]
На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии.
В 966 году польский князь Мешко I приниял христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию, Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние.
Ко времени Крещения Руси земли по западной стороне реки Буга, где находятся города Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало своё влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI веке в Западной Руси возникли два самостоятельных княжества — Галицкое и Волынское, которые в конце XII века были объединены в единое Галицко-Волынское.
Первая православная кафедра[править | править код]
В XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице — Холме — стараниями князя была основана православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных.
Ухудшение положения Православной церкви[править | править код]
После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV века он завладел Галичиной. Волынь, несмотря на призывы папы к крестовому походу против «схизматиков», литовскому князю Любарту удалось отстоять. После присоединения Галицких и Холмских земель к польским владениям, положение православных здесь заметно ухудшилось. Православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности.
После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака был переход Литовского князя в католичество. Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям.
Православие в период уний[править | править код]
В 1458 году униатский Константинопольский патриарх Григорий Мамма, пребывавший в Риме, поставил литовско-галицким митрополитом Григория, бывшего в своё время протодиаконом у митрополита Исидора. Григорий попытался утвердить в своей митрополии унию и начал гонения на православное духовенство, но не нашёл поддержки у польского короля и в 1469 году сам присоединился к православию. Ягеллоны, впрочем, не желали покровительствовать православию и охотно урезали его права и ослабляли материальное положение Православной церкви и верующих.
В XV и XVI веках в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцкое и Ряшевское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли её в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон».
В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельскаго сейма получила своё завершение. Если к этому Польша и Литва находились только в конфедеративного союзе и имели свои отличия в управлении, то Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Православное население Беларуси и Западной Украины, которое оказалось в составе Польши, начало ощущать систематический гнёт со стороны католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими взглядами, ставил выше всего интересы Римского престола.
Сложное положение было и с православной иерархией. До конца XVI век века большая её часть во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви. В настоящее время создается много полемических произведений, направленных на защиту чистоты веры от посягательств со стороны инославию и прежде всего Римско-католической церкви. Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.
XVII—XVIII века[править | править код]
До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу.
В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.
В Российской империи[править | править код]
Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия.
В Польском государстве[править | править код]
После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.
В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), епископы Дионисий (Валединский) и Александр (Иноземцев), против — пророссийские архиепископ Елевферий (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).
8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие — архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский), и 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Константинопольским патриархатом.
Предоставление автокефалии Православной церкви в Польше[править | править код]
Константинопольский патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил митрополита Дионисия (Валединского) в этом сане предстоятеля и признал за ним титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры. Митрополит Дионисий обратился к Константинопольскому патриарху Григория VII с просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской православной церкви, затем сообщить об этом и всем главам поместных православных церквей. 13 ноября 1924 за три дня до своей кончины патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Однако официальное провозглашение автокефалии задержалось почти на год в связи с возникновением проблем в Константинопольской патриархии после смерти Григория VII. Его преемник, Константин VI, в конце января 1925 году был выслан из Константинополя турецкими властями, и патриаршая кафедра до июля того же года оставалась свободной. Новоизбранный Патриарх Василий III сообщил в августе Митрополиту Дионисию, что в следующем месяце он пришлёт в Варшаву делегацию, и привезет Томос об автокефалии Православной церкви в Польше. В середине сентября в Варшаву прибыли представители Константинопольской и Румынской церквей и 17 сентября в их присутствии, а также при наличии всего епископата Польши, представителей епархий, варшавской паствы и членов правительства в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное объявление Патриаршего Томоса. Автокефалию Православной церкви в Польше признали в то время все поместные и автономные церкви, за исключением Русской православной церкви.
Новая волна гонений[править | править код]
Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов, святынь, другого церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. Основанием для таких претензий католики выдвигали то положение, что упомянутые церковные объекты когда-то принадлежали греко-католикам, но правительством Российской империи были переданы православным. В это время был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих). Вскоре Польшу наводнили иезуиты и представители других католических орденов. Одновременно под давлением правительства происходила полонизация духовного образования, делопроизводства и богослужения.
К моменту провозглашения автокефалии Православной Церкви в Польше, здесь действовали две духовных семинарии — в Вильно и Кременце и несколько духовных мужских и женских училищ. В феврале 1925 году было открыто высшее духовное учебное заведение — Православный богословский факультет при Варшавском университете.
В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти греко-католического митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд греко-католического духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году). Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому УГКЦ должна получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши (смотри статью Неоуния).
Продолжением намеченной съездом программы стала публикация 25 мая 1937 года новой инструкции по внедрению «восточного обряда». В этой инструкции обращалось внимание на то, что Ватикан придаёт большое значение «возвращению православных к вере отцов», а между тем работа в этом направлении идет медленно и малоуспешно. В результате 1938 году в Холмщине и на Подляшье православные храмы стали не только закрывать, но и разрушать. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными, лишёнными средств к существованию. В польской прессе не говорилось о подобных бесчинствах, но за некоторое время до указанных событий на Холмщине и Подляшье была проведена соответствующая подготовка. Так, в польских газетах появились сообщения, что на Холмщине и в некоторых других городах есть много православных храмов, построенных царским российским правительством с намерением русифицировать край. Эти храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли.
Вторая мировая война[править | править код]
1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия. Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь терпела притеснения со стороны государства.
Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство. В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы. На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церковь.
Послевоенный период[править | править код]
После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года — митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская.
Святые[править | править код]
- св. свщмч. Максим Горлицкий
- св. свщмч. Григорий (Перадзе)
- святые новомученики Холмские и Подляшские
- св. свщмч. Максим Сандович
- св. мч. Гавриил Белостоцкий
Святыни[править | править код]
Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви.
С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче - польск. Siemiatycze):
- Святая гора Грабарка.
ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура:
- оригинал «Ченстоховской» иконы Божией Матери.
С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии:
- оригинал «Гидлянской» («Гидельской») иконы Божией Матери.
КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары:
- оригинал «Юровичской» иконы Божией Матери.
ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха:
- оригинал «Снежной» («Подкаменской») иконы Божией Матери.
ГНЕЗНО (ок. 40 км. к северо-востоку от Познани). Католический кафедральный собор Вознесения Святой Девы Марии и Св. Адальберта. Мощи:
- свмч. Адальберт (Войцех) Пражский (Х в.).
БЕЛОСТОК. Православный Никольский собор. Мощи и икона:
- мч. младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) (XVII в.),
- «Белостокская-Смоленская» икона Божией Матери.
БЕЛЬСК-ПОДЛЯСКИ (ок. 40 км. к югу от Белостока). Православный храм Рождества Богородицы:
- оригинал иконы Божией Матери «Одигитрия-Бельская».
СУПРАСЛЬ (Подляшское воеводство). Православный Супрасльский Благовещенский монастырь:
- список «Супрасльской-Смоленской» иконы Божией Матери.
ЛЮБЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор:
- оригинал «Люблинской» иконы Божией Матери.
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Люблинское воеводство, к юго-востоку от Бяла-Подляска, близ с. Яблечна):
- прмч. Игнатий Яблочинский (+1942 г.).
С. ЗДЫНЯ (Малопольское воеводство, 21 км. к югу от Горлице). Кладбище:
- могила свмч. Максима Горлицкого (+1914 г.).
Храмы[править | править код]
- Собор св. Николая Чудотворца в Белостоке
- Церковь Святого Иоанна Лествичника в Варшаве
- Церковь Марии Магдалины в Варшаве
Монастыри[править | править код]
- Ставропигиальный мужской монастырь св. Онуфрия в Яблечне
- Супрасльский Благовещенский монастырь
- Монастырь свв. Кирилла и Мефодия в Уйковицах
- Скит св. Димитрия Мироточивого в Саках
- Скит прп. Серафима в Костомлотах
- Марфо-Мариинский монастырь на горе Грабарке
- Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке
- Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Войнове
- Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Турковичах
Кладбища[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Подкатегории
В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.
П
Страницы в категории «Польша»
Показано 200 страниц из 375, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)С
Ц
- Церковь cвятых Космы и Дамиана (Черемха-Весь)
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мальчице)
- Церковь в честь Перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (Жешув)
- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Ниновичи)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Андрыянки)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Версток)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Добратыче)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Кожаны)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Корхув)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Кузница)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Нарев)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Рудна)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Фасты)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Фольварки-Тильвицкие)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Хоростита)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Ялувка)
- Церковь Вознесения Господня (Августов)
- Церковь Вознесения Господня (Клейники)
- Церковь Вознесения Господня (Новоберезово)
- Церковь Вознесения Господня (Ожешково)
- Церковь Вознесения Господня (Цехановец)
- Церковь Воскресения Христова (Белосток)
- Церковь Воскресения Христова (Бельск-Подляски)
- Церковь Воскресения Христова (Бобровники)
- Церковь Воскресения Христова (Левково-Старе)
- Церковь Воскресения Христова (Легница)
- Церковь Воскресения Христова (Семятыче)
- Церковь Воскресения Христова (Хорощинка)
- Церковь Воскресения Христова (Ячно)
- Церковь Всех Святых (Белосток)
- Церковь Всех Святых (Боболице)
- Церковь Всех Святых (Кожухув)
- Церковь Всех Святых (Пётркув-Трыбунальски)
- Церковь Всех Святых (Сувалки)
- Церковь Всех Святых (Хайнувка)
- Церковь Зачатия Пресвятой Богородицы (Молодовичи)
- Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Грабарка)
- Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Кендзежин-Козле)
- Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Котерка)
- Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Токары)
- Церковь иконы Божией Матери «Казанская» (Грудзёндз)
- Церковь иконы Божией Матери «Почаевская» (Ополе)
- Церковь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (Шасталы)
- Церковь иконы Божией Матери «Ченстоховская» (Ченстохова)
- Церковь Иоанна Богослова (Домброва-Бялостоцка)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (Нарев)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (Чарна Великая)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери и пророка Божия Илии (Войславичи)
- Церковь Касперовской иконы Божией Матери (Видово)
- Церковь Милующей иконы Божией Матери (Черемха-Весь)
- Церковь Покрова Божией Матери (Ханьчова)
- Церковь Покрова Божией Матери и иконы Божией Матери «Почаевская» (Белянка)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Барлинек)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Бельск-Подляски)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Боньча)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Высова-Здруй)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Дубиче-Церкевне)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Зубаче)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Клоковичи)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Кобыляны)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Ольштын)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Пухлы)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Славатыче)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Хорощ)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Чарна Церковная)
- Церковь Преображения Господня (Бранево)
- Церковь Преображения Господня (Клейники)
- Церковь Преображения Господня (Мронгово)
- Церковь Преображения Господня (Плески)
- Церковь Преображения Господня (Плоцк)
- Церковь Преображения Господня (Сасины)
- Церковь Преображения Господня (Тополяны)
- Церковь пророка Божия Илии (Белосток)
- Церковь пророка Божия Илии (Дубины)
- Церковь пророка Божия Илии (Нова-Лука)
- Церковь пророка Божия Илии (Новокорнино)
- Церковь Ризоположения (Великие Озерани)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Бельск-Подляски)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Влодава)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Гожув-Велькопольски)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Грудек)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Дзюрдзив)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Кентшин)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Крынки)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Лешно-Гурне)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Мельник)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Опака-Дужа)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пшемысль)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Рогачи)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Юшков Груд)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Гладышув)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Коденец)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Нова-Воля)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Орлово)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Пасынки)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Старая Гжибовщизна)
- Церковь Рождества святого Иоанна Крестителя (Хайнувка)
- Церковь святого Антония Печерского (Курашево)
- Церковь святого апостол Фомы (Милейчице)
- Церковь святого апостола и евангелиста Луки (Кункова)
- Церковь святого апостола и евангелиста Луки (Лещины)
- Церковь святого апостола и евангелиста Луки (Тиневичи Велики)
- Церковь святого апостола Иакова (Лосинка)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Аугустово)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Белосток)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Елонки)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Копытув)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Мостовляны)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Новоберезово)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Одрынки)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Павлы)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Половцы)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Тересполь)
- Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Хелм)
- Церковь святого Архангела Михаила (Бельск-Подляски)
- Церковь святого Архангела Михаила (Бжоза)
- Церковь святого Архангела Михаила (Вулька Выгоновская)
- Церковь святого Архангела Михаила (Журобице)
- Церковь святого Архангела Михаила (Загуж)
- Церковь святого Архангела Михаила (Кульно)
- Церковь святого Архангела Михаила (Липины)
- Церковь святого Архангела Михаила (Михалув)
- Церковь святого Архангела Михаила (Носув)
- Церковь святого Архангела Михаила (Орля)
- Церковь святого Архангела Михаила (Пшемкув)
- Церковь святого Архангела Михаила (Регетув)
- Церковь святого Архангела Михаила (Соколовско)
- Церковь святого Архангела Михаила (Старый Корнин)
- Церковь святого Архангела Михаила (Тожим)
- Церковь святого Архангела Михаила (Тужаньск)
- Церковь святого Архангела Михаила (Тшесьцянка)
- Церковь святого Архангела Михаила (Фасты)
- Церковь святого Архангела Михаила (Холешув)
- Церковь святого Архангела Михаила (Цехоцинек)
- Церковь святого великомученика Георгия (Белосток)
- Церковь святого великомученика Георгия (Билгорай)
- Церковь святого великомученика Георгия (Вежхлесе)
- Церковь святого великомученика Георгия (Жмигруд)
- Церковь святого великомученика Георгия (Зомбковице-Слёнске)
- Церковь святого великомученика Георгия (Лобез)
- Церковь святого великомученика Георгия (Ожиш)
- Церковь святого великомученика Георгия (Рыболы)
- Церковь святого великомученика Георгия (Семянувка)
- Церковь святого великомученика Георгия (Юровляне)
- Церковь святого великомученика Георгия Победоносца (Варшава)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Бучина)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Жерчице)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Круклянки)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Парцево)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Старый Волув)
- Церковь святого великомученика Димитрия (Хайнувка)
- Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Белосток)
- Церковь святого великомученика Пантелеимона (Засьцянки)
- Церковь святого великомученика Пантелеимона (Семянувка)
- Церковь святого Владимира (Моронг)
- Церковь святого Владимира Великого (Березно)
- Церковь святого Владимира Великого (Крыница-Здруй)
- Церковь святого Владимира Великого (Острув-Полуднёвый)
- Церковь Святого Духа (Белосток)
- Церковь Святого Духа (Киёвец)
- Церковь Святого Духа (Кодень)
- Церковь Святого Духа (Тшебятув)
- Церковь святого Луки, епископа Крымского (Лазне)
- Церковь святого Марка (Бяла-Подляска)
- Церковь святого мученика Гавриила Белостокского (Заблудовского) (Малинники)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Беловеж)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Быдгощ)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Влоцлавек)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Гданьск)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Гродзиск)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Долице)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Дратув)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Дрохичин)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Заблочье)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Замосць)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Зелёна-Гура)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Зубаче)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Зындранова)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Кельце)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Козлики)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Косна)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Милейчице)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Михалово)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Наревка)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Новы-Двур)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Орнета)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Познань)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Радом)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Свидница)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Томашув-Любельски)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Топилец)
- Церковь святого Николая Чудотворца (Торунь)