Псково-Печерский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=57.811543, 27.614769|вид=Монастырь}}  
{{Местоположение святыни|локация=57.811543, 27.614769|вид=Монастырь}}  
[[Файл:Псково-Печерский_монастырь.jpg|alt=Псково-Печерский монастырь|thumb|300x300px|]]
[[Файл:Псково-Печерский_монастырь.jpg|alt=Псково-Печерский монастырь|thumb|300x300px|]]
'''Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь''' — [[Аннотация::один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей]]. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами (по-древнерусски - печорами), называемыми
'''Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь''' [[Аннотация::считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей]]. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом созданными. Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать год годом основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 - 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).  
Богом зданными (т.е. созданными) пещерами. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.


Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
Строка 12: Строка 11:
== История ==
== История ==


=== Ранняя история монастыря ===
=== Ранний период ===
Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет, как не проводилось и научных исследований происхождения расположенных в монастыре пещер.
<nowiki> </nowiki>Эти пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне
существующего ручья Каменец. На основании исследования других,
находящихся в Печорах пещер, о которых исследователем И.А. Агаповым был сделан вывод об их природном эрозионно-суффозионном происхождении, пещеры, находящиеся в Псково-Печерском монастыре также могут быть природного происхождения.


Предания о начале монашеской жизни в этих пещерах зафиксированы в монастырской летописи и в последствии развитые в псково-печерском патерике. Возможно, что некоторые подробности были добавлены к этим преданиям уже в ХХ веке. По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского,
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном.  
<nowiki> </nowiki>была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни.
<nowiki> </nowiki>В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от
набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих  
затворников, преподобного Марка, называемого "начальным иноком" монастыря. Если ранние публикации предания указывают на легендарность личности Марка, то в более поздних изданиях истории монастыря Марк уже является персонажем историческим. Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву, который случайно (по Божьему промыслу) нашел пещеру, на которой к тому времени уже была надпись "Богом зданные пещеры".


Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви святителя Николая и великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После ее кончины Иоанн принял постриг с именем Иона.
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".
<nowiki> </nowiki>Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма
образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков.


Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз (согласно монастырской летописи)
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам появилась и небольшая обитель, а хоронили иноков в пещерах.
<nowiki> </nowiki>подвергалась разорению со стороны ливонцев. Подъем монастырской жизни,  
зафиксированный уже не только преданием в монастырской летописи, но и в  
псковской летописи, начался в 1519 году, когда Московское правительство в
<nowiki> </nowiki>лице псковского дьяка великого князя Мисюря Мунехина
<nowiki> </nowiki>и его подъячего Ортюша Псковитина "назирати убогое место, незнаемо
никем же, под немецким рубежом" – распознали стратегическое значение
положения монастыря напротив (в 20-ти километрах) от ливонской крепости Нейгаузен. В 1523 году при игумене Дорофее
<nowiki> </nowiki>стараниями Мунехина монастырь был укреплен деревянными стенами,  
расширен пещерный храм и на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия — основателей Киево-Печерской лавры.
<nowiki> </nowiki>Посвящением монастырского собора Успению (как в лавре), а церкви —
Антонию и Феодосию, так же подчеркивалась переемственность духовной
жизни и значительность нового монастыря.
<nowiki> </nowiki>Следующий игумен Герасим ввел в монастыре общежительный устав по
образцу Киево-Печерского, утвержденный так же и благотворителем
монастыря Мунехиным.


=== Монастырь в период Ливонской и Северной войн ===
Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство "назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом". Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.
Настоящий расцвет обители связан с ее последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения
<nowiki> </nowiki>Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее
монастырские пещеры. При нем обитель превратилась в сильную крепость,  
вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены (1558-1565 года) и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца (1565 год). Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит заподозревшим измену царем Иоанном Грозным. Согласно рукописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре,
<nowiki> </nowiki>это произошло у монастырских ворот. Раскаявшись, царь понес тело
игумена в Успенский храм. С тех пор путь от Николького храма до
Успенской церкви называют "Кровавым путем".


Стены монастыря служили его обороне более 150 лет — до заключения Ништадтского мира в 1721 году. За это время монастырь выдержал осады войск польского короля Стефана Батория (1581 год), польских отрядов под командованием Я. Ходкевича и А. Лисовского и шведских войск короля Густава II Адольфа (с перерывами в 1611-1614 годах), войск шведского короля Карла XII (в 1703 году).
То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм - Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.


В 1758 - 1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь. В 1792 - 1800 годах в монастыре была построена церковь в честь Лазаря Четверодневного, в 1815-1827 годах в память избавления Пскова от наполеоновских войск был сооружен Михайловский собор, в 1870 году была устроена Сретенская церковь.
=== Войны: Ливонская и Северная ===


С 1785 по 1824 год в обители подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, трое суток находившийся как бы совершенно мертвым. В 1822 году император Александр I имел с ним келейную беседу.
С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.


В 1920 году Печерская обитель по Тартускому мирному договору была отнесена к Эстонии и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия - Михайловского собора, а также Сретенской церкви.  


С 1896 по 1960 год в обители подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин). В 2003 году он был причислен к лику святых.
С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.  


=== В годы Великой Отечественной войны ===
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.  
Во время войны храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус.


После оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).
До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.  


С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.
=== Великая Отечественная ===


Весной 1942 года в монастыре поселился оказавшийся на оккупированной территории схиепископ Макарий (Васильев), который ранее находился на «нелегальном положении» (катакомбный епископ).
Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.
Обитель после оккупации была подчинена  и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому).
После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).  


C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии.
Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)
<nowiki> </nowiki>Целью этой миссии было возрождение духовной жизни на захваченных
немцами территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность
оккупационным властям для возможности совершать богослужения. Есть
свидетельства, что во Псково-Печерском монастыре разыскиваемых
геспаповцами людей прятали под куполами.


В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков),
В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.  
<nowiki> </nowiki>монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны
оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова
города Петсери, префект полиции.


В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.
=== После войны ===


В ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 во время налёта советской авиации в монастыре осколком бомбы убит схиепископ Макарий.
В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра.
Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).  


После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков)
Наместник (1949-1954 гг.) - архимандрит Пимен (Извеков), затем - Патриарх Московский и всея Руси.  
<nowiki> </nowiki>был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в
Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его
обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за
антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.


=== Послевоенное время ===
В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 . с Валаама в Финляндию.  
16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра.


Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской православной церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским).
В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).  
С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.


В 1957 году в монастырь переселились семь Валаамских старцев, в 1939 году перевезенные с острова Валаам в Финляндию.
Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).  


28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года
В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.  
<nowiki> </nowiki>усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской
<nowiki> </nowiki>обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы
<nowiki> </nowiki>хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, также был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.


В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены большие реставрационные работы.
Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.  


В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко). Все они погребены в монастырских пещерах.
== Монастырский ансамбль ==


В 1986 году в Никольской башне монастыря был освящен храм в честь преподобномученика Корнилия, а в 1995 году на Святой горе монастыря — деревянная церковь в честь Псково-Печерских преподобных.
Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.  
 
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II
<nowiki> </nowiki>подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в
монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из
руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года.
 
== Ансамбль монастыря ==
В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние),
церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор),
Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в
дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также
Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница,
Крепостные стены с башнями.
 
В настоящее время ближние пещеры и Сретенская церковь открыты весь
день. Вход в дальние Богом зданные пещеры осуществляется по  
предварительной договоренности. Успенский храм и Михайловский собор  
открыты только на время богослужений.


=== Богом зданные пещеры ===
=== Богом зданные пещеры ===
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер.
Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В
них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и
преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги.


За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных  
Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) - порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.  
галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й
галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем.


Протяженность дальних пещер составляет около 200 м. В них
=== Храмы: Успенский пещерный и Покровский ===
поддерживается постоянная температура около +10° С. Первоначально пещеры
<nowiki> </nowiki>служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать
благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян захороненным в пещерах был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год).


Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков),
Успенский пещерный храм - главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге - Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы "Умиления", рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.  
<nowiki> </nowiki>старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке:
валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий,
<nowiki> </nowiki>монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман),
архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова.
=== Церковь Николы Вратаря ===


Среди мирян в пещерах погребены предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н. Плещеева, В.Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.  


Монахов монастыря погребают на пятой и шестой улицах, мирян – на
=== Большая звонница ===
других улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая
<nowiki> </nowiki>землей. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших.


Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.
Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.  


=== Успенская пещерная и Покровская церкви ===
=== Собор Архистратига Михаила ===
Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Был выкопан с холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящен в 1473 году. Успенская церковь имеет только передний фасад, ее противо­положная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин. В 1758-1759 годах
<nowiki> </nowiki>над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и
Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм
осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над
Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.


В Успенском храме находятся:
Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора - десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).  
* Чудотворная икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), напи­санная псковским иконописцем Алексеем Малым и в 1521 году подаренная монастырю.
* Два чтимых списка с чудотворной иконы "Умиления" Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках.
* Рака с мощами преподобномученика Корнилия.
* Икона святителя Николая в житии, XVI век.


=== Церковь Николы Вратаря ===
=== Сретенский храм ===
Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Был выкопан с холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящен в 1473 году. Успенская церковь имеет только передний фасад, ее противо­положная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин. В 1758-1759 годах
<nowiki> </nowiki>над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и
Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм
осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над
Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.


В Успенском храме находятся:
Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).  
* Чудотворная икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), напи­санная псковским иконописцем Алексеем Малым и в 1521 году подаренная монастырю.
* Два чтимых списка с чудотворной иконы "Умиления" Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках.
* Рака с мощами преподобномученика Корнилия.
* Икона святителя Николая в житии, XVI век.
Построена зодчим Павлом Заболотным в 1564 году (по другим сведения в 1565 году),
<nowiki> </nowiki>возможно одновременно со строительством крепостных стен вокруг
монастыря. Надвартная церковь могла какое-то время служить главным
входом в монастырь, святыми воротами. В этом случае Никольская башня и
дополнительные прясла стен, образовавшие захаб
<nowiki> </nowiki>перед воротами, были пристроены несколько позднее. Церковь сейчас имеет
<nowiki> </nowiki>общую кровлю с Никольской башней крепостной стены. На участке
первоначальной стены, между Тюремной башней и церковью, была устроена
небольшая звонница, предположительно одновременная храму, крыльцо
которого выполняло роль контрфорса,
<nowiki> </nowiki>поддерживавшего звонницу. Эта внутренняя стена захаба была впоследствии
<nowiki> </nowiki>разобрана, а оставшийся участок под звонницей был дополнительно усилен
пристройкой. По причине того, что церковь построена рядом с главными
монастырскими воротами (Святыми вратами)
<nowiki> </nowiki>ее называют церковью Николы Вра́таря, а также Николы Ратного (в церкви
имеется деревянное фигурное изображение Николы с мечом в руке).


=== Большая звонница ===
=== Ризница ===
К востоку от Успенского собора, по той же линии, находится главная
монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов,
поставленных в одну линию, от запада к востоку. Возведение звонницы было
<nowiki> </nowiki>начато в 1523 году на месте старой деревянной.
Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений
подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы
<nowiki> </nowiki>церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).


Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим купо¬лом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра) и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).


Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых
=== Святые источники ===
значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.


=== Михайловский собор ===
Во имя преподобномученика Корнилия (напротив Успенской церкви, неподалеку от Ризницы) и артезианский во имя иконы Божией Матери Живоносный источник (напротив Благовещенской церкви, над Живоносным источником выстроена была шестигранная часовня).  
Собор в честь архистратига Божьего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружен в 1815-1827 годах по проекту итальянского архитектора Л.И. Руска в стиле классицизма. Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова. В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала, графа П.Х. Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности.
На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х. Витгенштейна.


Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году.
=== Монастырские стены и башни ===


=== Сретенская церковь ===
К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.  
Построена в 1870 году в псевдорусском стиле
<nowiki> </nowiki>на месте трапезной Благовещенской церкви 1540 года постройки. Храм
имеет 3 главы и выстроен в два этажа. Предполагают, что подклет здания
Благовещенской трапезной церкви сохранился под помещением Сретенской
церкви с 1540 года.
<nowiki> </nowiki>Там располагались четыре службы: хлебня, мукосейня, казна (для которой
впоследствии было выстроено отдельное здание ризницы), погреб капустной.
<nowiki> </nowiki>В толще стены под трапезной имеется лестница в подклет.


В храме находятся списки с чудотворных икон Божией Матери "Троеручица" и "Взыскание погибших", в 2003 году установлена рака с мощами преподобного Симеона (Желнина).
'''Башня Верхних решёток''' — устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья.  Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.  


=== Ризница ===
'''Башня нижних решёток''', как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.  
Монастырская ризница или Большая казна (церковная сокровищница) при игумене Корнилии
<nowiki> </nowiki>размещалась в подклете Благовещенской трапезной церкви. Датировка
современного отдельного здания ризницы давалась различными учеными в
пределах XVI-XVIII веков, известно, что какая-то ризница сгорела в
пожаре 1687/88 года. Последние исследования, с привлечением большого
числа аргументов, включая сохранившиеся изображения, материал ризницы
(кирпич) и приказные монастырские книги аргументируется датировка концом
<nowiki> </nowiki>XVII века, после пожара конца 1687 года и до начала Северной войны.  
Более конкретно, предлагается 1688 год, когда за кирпичную работу
тихвинцам каменщикам Исачко Федосееву и Сенке Иванову, кирпичному
мастеру Патрекею Леонтиеву и печерскому каменщику Данилке Герасимову
было выплочено в общей сложности более десяти рублей. Трехэтажное здание
<nowiki> </nowiki>находится напротив Большой звонницы, примыкая к Сретенскому храму.  
Имеет три яруса и завершается небольшим синим купо­лом с золотыми
звездами. На этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека.


В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и
== Святыни ==
ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь,
подарки монастырю от русских царей и императоров. Все эти ценные
предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в монастырь в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове). Из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (остальные 62 пропали).


=== Святые источники ===
'''Мощи'''
В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей) и артезианский — в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня.


=== Стены и башни ===
преп. Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря и Симеона Псково-Печерских, мц. Татианы,
Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558 - 1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев, имеющих сильную крепость Нейгаузен в 20 км. от монастыря. Позднее были построены еще четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.
В настоящее время монастырь содержит 9 башен, на месте месте Брусовой
<nowiki> </nowiki>башни, разрушенной в 1581 году, был построен собор Михаила Архангела. Святые ворота
<nowiki> </nowiki>монастыря находятся в Петровской башне, построенной в XVII веке
(первоначально использовались ворота под Никольской надвратной церковью,
<nowiki> </nowiki>проход осуществлялся через захаб, образованный пристроенной к ней
снаружи (возможно, несколько позднее самой надвратной церкви) Никольской
<nowiki> </nowiki>башней).


'''Башня Верхних решёток''' — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец.
'''иконы'''
<nowiki> </nowiki>В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую
воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался
железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для
проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне.
Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая
<nowiki> </nowiki>высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25
метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими
камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой -
караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к
<nowiki> </nowiki>крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся
участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на
берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений
смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни
Верхних решёток.


'''Башня нижних решёток''', так же, как и Башня верхних решёток,
Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), икона Николая Чудотворца,
поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает
северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и
глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет
четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с
широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их
расположение позволяло брать под контроль практически все направления
возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную
стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние
ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были
установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением
Спаса.


== Святыни ==
'''в пещерах'''
В монастыре находятся мощи: преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.


Также здесь находятся три почитаемые чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии - в Михайловском соборе.
'''почитаемые могилы'''


В Никольском храме находится икона Святителя Николая Чудотворца из Успенского собора ХVI века. Точная копия чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого, сделана святым игуменом Корнилием в бытность его в Москве.
митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.  


== Фото ==
== Фото ==
[[Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь]]
[[Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь]]


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=BQweJrBIUPE|230|left|Псково-Печерская обитель (архимандрит Тихон Шевкунов), 2007. |frame
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=BQweJrBIUPE|230|left|Псково-Печерская обитель (архимандрит Тихон Шевкунов), 2007. |frame
}}
}}
Строка 324: Строка 141:


== Как добраться ==
== Как добраться ==
Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва–Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.


По четным дням ходит еще один поезд «Москва–Псков» – 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле – 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину – особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.  
Из Москвы или Питера. Отправление фирменного поезда «Москва–Псков» (010А) ежедневно в 18:30 с Ленинградского вокзала, прибытие в Псков - 7:30. Отправление поезда «Москва–Псков» – 098А по четным дням с Ленинградского вокзала в 15:35, прибытие – 5.00, можно попасть на раннюю Литургию, цена на билеты дешевле.  


Внимание – важная подробность: автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте – в противном случае потеряете намного больше времени.  
Автобусы ходят позже 5 утра. Те, что проезжают через Старый Изборск, дольше едут. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы.  


Из Санкт-Петербурга во Псков ходит множество автобусов, средняя стоимость билета 550-600 рублей. Несколько дешевле стоят билеты на автобусы с автовокзала по адресу: наб. Обводного канала, 36.
До Печор можно ехать и машиной.


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Не так давно Псково-Печерский монастырь открыл свой «Дом паломника», расположенный в двух километрах от обители по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82. О приезде договаривайтесь заранее: или по телефону 8-(81148)-2-32-27, или по мейлу dompalppm@mail.ru, или по скайпу dompalppm.


Отдельная информация для тех, кто хотел бы потрудиться в обители во славу Божию. Это могут сделать и мужчины, и женщины, которых определяют на послушания в женской трапезной, на кухне, на складе солений и т.д.
В монастыре в 2 км открыт «Дом паломника» (г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82).
О своем приезде надо договориться или позвонить: 8-(81148)-2-32-27, написать: dompalppm@mail.ru, скайп - dompalppm.  


Чтобы попасть в число трудников, следует обратиться к сторожу Братского корпуса и спросить гостинника монаха Максима, предварительно получив благословение у священника на своем приходе.
Во славу Божию здесь могут трудиться все, кто прибудет в обитель (благословившись у священника в своем приходе), помогая в женской трапезной, на кухне, и проч. Для этого надо у сторожа Братского корпуса спросить гостинника монаха Максима.  


Есть еще один вопрос, которым задаются паломники, прибывающие в обитель: как попасть в Святые пещеры? В Ближние, где покоятся мощи Псково-Печерских преподобных, можно попасть всегда. А вот в Дальние – только с группой. Ну, а один-два человека всегда могут подождать, пока у входа в Пещеры начнет собираться большая группа, после чего попросить благословения у сопровождающего монаха присоединиться. Вообще нужно не стесняться спрашивать и просить – смелость, как известно, города берет.
В Святые пещеры можно попасть так - в Ближние (с мощами Псково-Печерских преподобных) всегда доступ есть, а в Дальние – с группой.  


Осталось рассказать про расписание богослужений. Каждый день в обители совершаются две Божественные литургии. Начало вечерних богослужений в летнее время – в 18:00, утренних – в 6, 7 и 10 часов утра – это зависит от дня недели и службы.
Расписание богослужений: ежедневно 2 Божественные литургии. Вечерние службы начинаются летом в 18:00, а утренние – в 6, 7 и 10 (зависит от дня недели и службы), но расписание надо смотреть на сайте монастыря [http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/informatsiya-dlya-palomnika/74-raspisanie-bogosluzhenij сайте монастыря] или при входе в монастырь <ref>[http://www.pravoslavie.ru/put/62667.htm Гид: Псково-Печерский монастырь. Православие.Ru]</ref>.


Расписание уточняйте на [http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/informatsiya-dlya-palomnika/74-raspisanie-bogosluzhenij сайте монастыря]. Оно также вывешивается при входе в обитель<ref>[http://www.pravoslavie.ru/put/62667.htm Гид: Псково-Печерский монастырь. Православие.Ru]</ref>.
== Интересно ==


== Интересные факты ==
* «Псково-Печерская обитель» - фильм под таким названием создал архимандрит Тихон (Шевкунов), положив за основу материалы, снятые в обители в 1986 г., где он и подвизался. Недавно свет увидела и его книга «"Несвятые святые" и другие рассказы», а также рассказы о Псково-Печерской обители.
* Архимандрит Тихон (Шевкунов) на основе снятых в монастыре в 1986 году материалов создал фильм «Псково-Печерская обитель». В 2011 году была издана его книга «"Несвятые святые" и другие рассказы», многие рассказы в которой связаны с Псково-Печерским монастырём, где подвизался автор.


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия от 11:33, 25 февраля 2016

Идёт загрузка карты…
Псково-Печерский монастырь

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом созданными. Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать год годом основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 - 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

 Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

История[править | править код]

Ранний период[править | править код]

Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном.

Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".

В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам появилась и небольшая обитель, а хоронили иноков в пещерах.

Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство "назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом". Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.

То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм - Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.

Войны: Ливонская и Северная[править | править код]

С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.

150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия - Михайловского собора, а также Сретенской церкви.

С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.

Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.

До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.

Великая Отечественная[править | править код]

Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.

Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).

Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)

В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.

После войны[править | править код]

В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).

Наместник (1949-1954 гг.) - архимандрит Пимен (Извеков), затем - Патриарх Московский и всея Руси.

В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 . с Валаама в Финляндию.

В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).

Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.

Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.

Монастырский ансамбль[править | править код]

Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.

Богом зданные пещеры[править | править код]

Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) - порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.

Храмы: Успенский пещерный и Покровский[править | править код]

Успенский пещерный храм - главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге - Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы "Умиления", рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Церковь Николы Вратаря[править | править код]

Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.

Большая звонница[править | править код]

Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.

Собор Архистратига Михаила[править | править код]

Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора - десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Сретенский храм[править | править код]

Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).

Ризница[править | править код]

При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим купо¬лом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра) и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).

Святые источники[править | править код]

Во имя преподобномученика Корнилия (напротив Успенской церкви, неподалеку от Ризницы) и артезианский во имя иконы Божией Матери Живоносный источник (напротив Благовещенской церкви, над Живоносным источником выстроена была шестигранная часовня).

Монастырские стены и башни[править | править код]

К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.

Башня Верхних решёток — устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.

Башня нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.

Святыни[править | править код]

Мощи

преп. Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря и Симеона Псково-Печерских, мц. Татианы,

иконы

Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), икона Николая Чудотворца,

в пещерах

почитаемые могилы

митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

Фото[править | править код]

Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

Видео[править | править код]

Псково-Печерская обитель (архимандрит Тихон Шевкунов), 2007.
Старцы. Псково-Печерский монастырь.
Небо на земле. Псково-Печерский монастырь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Как добраться[править | править код]

Из Москвы или Питера. Отправление фирменного поезда «Москва–Псков» (010А) ежедневно в 18:30 с Ленинградского вокзала, прибытие в Псков - 7:30. Отправление поезда «Москва–Псков» – 098А по четным дням с Ленинградского вокзала в 15:35, прибытие – 5.00, можно попасть на раннюю Литургию, цена на билеты дешевле.

Автобусы ходят позже 5 утра. Те, что проезжают через Старый Изборск, дольше едут. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы.

До Печор можно ехать и машиной.

Паломнику[править | править код]

В монастыре в 2 км открыт «Дом паломника» (г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82).

О своем приезде надо договориться или позвонить: 8-(81148)-2-32-27, написать: dompalppm@mail.ru, скайп - dompalppm.

Во славу Божию здесь могут трудиться все, кто прибудет в обитель (благословившись у священника в своем приходе), помогая в женской трапезной, на кухне, и проч. Для этого надо у сторожа Братского корпуса спросить гостинника монаха Максима.

В Святые пещеры можно попасть так - в Ближние (с мощами Псково-Печерских преподобных) всегда доступ есть, а в Дальние – с группой.

Расписание богослужений: ежедневно 2 Божественные литургии. Вечерние службы начинаются летом в 18:00, а утренние – в 6, 7 и 10 (зависит от дня недели и службы), но расписание надо смотреть на сайте монастыря сайте монастыря или при входе в монастырь [1].

Интересно[править | править код]

  • «Псково-Печерская обитель» - фильм под таким названием создал архимандрит Тихон (Шевкунов), положив за основу материалы, снятые в обители в 1986 г., где он и подвизался. Недавно свет увидела и его книга «"Несвятые святые" и другие рассказы», а также рассказы о Псково-Печерской обители.

Ссылки[править | править код]