Категория:Латвия: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 135: Строка 135:
[[файл:Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига).jpg|250px|мини|справа]]
[[файл:Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига).jpg|250px|мини|справа]]


'''Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига)''' [[Аннотация:: основана в первой половине XIX века, когда император Николай I заметил отсутствие единоверческого храма в городе, где проживало много старообрядцев.]] В 1837 году здание Новой моленной, построенное в 1814 году, было передано православной церкви, и там был создан единоверческий приход.
'''Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига)''' основана в первой половине XIX века, когда император Николай I заметил отсутствие единоверческого храма в городе, где проживало много старообрядцев. В 1837 году здание Новой моленной, построенное в 1814 году, было передано православной церкви, и там был создан единоверческий приход.


Торжественное освящение храма состоялось 17 декабря 1895 года. По древнему Потребнику Патриарха Филарета освящение совершал архиепископ Арсений, в сослужении двух архимандритов и четырёх священников. Новый храм был не только красив архитектурно, но и очень благолепен внутри. Его украшал высокий четырёхъярусный иконостас, заказанный во Владимирской губернии, в селе Никологоры, в иконостасной мастерской М.В. Муравьёва. Иконы в иконостасе, у клиросов и на стенах храма отличало очень хорошее, строго каноническое письмо. Иконы рижской единоверческой церкви были подробно описаны в материалах X археологического съезда, проходившего в Риге в 1896 году. К сожалению, далеко не все из них сохранились до нашего времени после бурных событий XX века.
Торжественное освящение храма состоялось 17 декабря 1895 года. По древнему Потребнику Патриарха Филарета освящение совершал архиепископ Арсений, в сослужении двух архимандритов и четырёх священников. Новый храм был не только красив архитектурно, но и очень благолепен внутри. Его украшал высокий четырёхъярусный иконостас, заказанный во Владимирской губернии, в селе Никологоры, в иконостасной мастерской М.В. Муравьёва. Иконы в иконостасе, у клиросов и на стенах храма отличало очень хорошее, строго каноническое письмо. Иконы рижской единоверческой церкви были подробно описаны в материалах X археологического съезда, проходившего в Риге в 1896 году. К сожалению, далеко не все из них сохранились до нашего времени после бурных событий XX века.

Версия от 11:38, 20 сентября 2024

Идёт загрузка карты…

Ла́твия (латыш. Latvija), официальное название — Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika) — государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города[править | править код]

  • Рига
  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии[править | править код]

Православие в Латвии — одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История[править | править код]

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне — латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь[править | править код]

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca) — самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История[править | править код]

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние[править | править код]

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни[править | править код]

РИГА.

Рождественский кафедральный собор. Мощи:

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)

Свято-Троице-Сергиев женский монастырь:

  • «Толгская» икона Божией Матери

Спасо-Преображенская женская пустынь (Елгава):

  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Свято-Духов мужской монастырь (Екабпилс):

  • Якобштадтская икона Божией Матери

Монастыри[править | править код]

Храмы[править | править код]

Рождественский кафедральный собор (Рига)[править | править код]

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Илуксте)[править | править код]

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Илуксте). Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи генерал - губернатором Прибалтийского края, направил ходатайство министру внутренних дел Рос­сии о строительстве в Риге достойного кафедрального собора.

Освящение закладки собора состоялось 3 июля 1876 года. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов). К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр III прислал в дар храму 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невско­го, весил более 800 пудов. Отливались колокола на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского одним из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонтом Веревкиным.

Адрес: Рига, улица Бривибас 23 (Brīvības bulv. 23, Rīga, Latvija LV-1050)

Телефон: (+ 371) 7211216

Сайт: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/cathedral-of-the-birth-of-christ-1.html

Подробнее...

Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига)[править | править код]

Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига) основана в первой половине XIX века, когда император Николай I заметил отсутствие единоверческого храма в городе, где проживало много старообрядцев. В 1837 году здание Новой моленной, построенное в 1814 году, было передано православной церкви, и там был создан единоверческий приход.

Торжественное освящение храма состоялось 17 декабря 1895 года. По древнему Потребнику Патриарха Филарета освящение совершал архиепископ Арсений, в сослужении двух архимандритов и четырёх священников. Новый храм был не только красив архитектурно, но и очень благолепен внутри. Его украшал высокий четырёхъярусный иконостас, заказанный во Владимирской губернии, в селе Никологоры, в иконостасной мастерской М.В. Муравьёва. Иконы в иконостасе, у клиросов и на стенах храма отличало очень хорошее, строго каноническое письмо. Иконы рижской единоверческой церкви были подробно описаны в материалах X археологического съезда, проходившего в Риге в 1896 году. К сожалению, далеко не все из них сохранились до нашего времени после бурных событий XX века.

Адрес: Latgales iela 170, Latgales priekšpilsēta, Rīga, LV-1019, Латвия (Maskavas iela 170, Rīga, Latvija)

Телефон: +3 (71) 671-389-15

Сайт: http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=8411&id=41

Подробнее...