Благовещенский cобор Московского Кремля: различия между версиями
Строка 11: | Строка 11: | ||
Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества. В реконструкции Кремля, новой великокняжеской резиденции Ивана III, работали итальянские скульпторы, но для построения домовой церкви были приглашены русские мастера из города Пскова. Перед зодчими стояла трудная задача, требовалось гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. | Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества. В реконструкции Кремля, новой великокняжеской резиденции Ивана III, работали итальянские скульпторы, но для построения домовой церкви были приглашены русские мастера из города Пскова. Перед зодчими стояла трудная задача, требовалось гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. | ||
[[Файл:Благовещенский собор Московского Кремля10.jpg|мини|слева|К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860|alt=Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля10]] | [[Файл:Благовещенский собор Московского Кремля10.jpg|мини|слева|К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860 г.|alt=Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля10]] | ||
По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля) установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии. | По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля) установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии. |
Версия от 20:10, 2 апреля 2024
Благовещенский Собор Московского Кремля - самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве. Был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.
История[править | править код]
На месте современного храма во второй половине XIV— начала XV вв. располагалась деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор. В конце XV века, в 1484–1489 годах, великий князь Иван III, государь «всея Руси» перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей.
Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества. В реконструкции Кремля, новой великокняжеской резиденции Ивана III, работали итальянские скульпторы, но для построения домовой церкви были приглашены русские мастера из города Пскова. Перед зодчими стояла трудная задача, требовалось гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней.
По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля) установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.
В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора. Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим.
Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие одноглавые придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. В основном именно в это время трехглавый храм приобрел свой живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.
Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: Венчанием Ивана Грозного на царство, завоевание Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.
Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат.
В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.
В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, поэтому главные входы так торжественны и нарядны. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.
После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.
В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.
С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси. Богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля совершаются в престольные праздники и по особым случаям. Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.
Описание собора.
Благовещенский собор выдающийся памятник отечественной архитектурной традиции. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые ниши и выложенные из кирпича особой формы пояски «бегунка» и «поребрика». В то же время, мы видим ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству.
Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.
Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.
Восточную стену первоначально закрывала галерея, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный поясок балясин. Сначала он был терракотовым, как на построенной одновременно с Благовещенским собором и теми же мастерами церкви Ризположения, но в XIX веке его заменили на каменный.
Пристроенные в 1560-х годах приделы удачно дополняют основной объем: их стены расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Они возведены над углами галерей. Строительство приделов принципиально изменило художественный облик Благовещенского собора, заставило его по-новому звучать в ансамбле Соборной площади.
Окружив центральный объем здания небольшими отдельно стоящими приделами-церковками, зодчие середины XVI века принципиально изменили первоначальный идейно-художественный замысел памятника. Утратив стройный силуэт и гармоничное равновесие интерьера и внешнего облика небольшого московского храма конца XV века, Благовещенский собор приобрел живописную парадность, свойственную памятникам архитектуры грозненского времени, стал своеобразным монументом, представительствующим на Соборной площади от великокняжеского дома, подчеркивающим значимость нового положения московского государя — «царя всея Руси». Девятиглавая пирамидальная композиция сближает Благовещенский собор с памятником Казанской победы – Покровским собором на Красной площади.
Хорошо сохранившиеся внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века позволяют восстановить интерьеры этих интересных памятников культуры Руси времени Иоанна Грозного.
Здание собора стоит на высоком подклете. Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.
Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Северная и западная галереи использовались в торжественных процессиях, для прохода царских шествий, православных гостей царя на прием Грановитую палату.
Южная и ныне утраченная восточная галереи были возведены одновременно в 1489 году. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Вероятно, в середине XVI в. сюда из дьяконника был перенесен придел Василия Кесарийского. В 1562-1564 годах придел, расположенный в галерее, был обновлен.
Южная и восточная галереи соединяли храм с дворцом и Казенной палатой, где хранилось имущество князя. Возведение паперти с востока, со стороны, обращенной на площадь, была необычной для русского зодчества: к алтарям не полагалось пристраивать что бы то ни было. Впоследствии восточную галерею разобрали вместе с примыкающими к ней палатами казны. По южной паперти цари проходили с Соборной площади в свой дворец, связанный переходами с домовым храмом. Вход в собор с гульбища украшает портал, характерный для московской архитектуры XV века.
Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. В это время были стесаны портал и лопатки четверика. Портал восстановили в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.
На эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо (со стороны Москвы- реки). В 1550-1560-ых годах южное крыльцо, прежде открытое, сделано закрытым. Южное крыльцо храма выходило в небольшой дворцовый сад, по нему проходили в Архангельский собор, оно служило местом отдыха и раздачи милостыни. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века.
До XIX века южная паперть, вероятно, не имела сплошной росписи, но была украшена резьбой. О богатстве и изысканности декора свидетельствуют сохранившиеся резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, открытая при реставрации 1949 года. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски обнаружены и на резных деталях южного крыльца. Колонки при входе на крыльцо открыли во время реставрации 1860-х годов и тогда же заменили грубыми копиями.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время храм благоустроен. Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Совершить виртуальную экскурсию по храму
Деятельность прихода[править | править код]
Святыни[править | править код]
Престольные праздники[править | править код]
- Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
- Гавриил, Архангел - 21 ноября, 8 июля, 26 июля
- Собор Пресвятой Богородицы - 8 января
- Вход Господень в Иерусалим - Воскресенье перед Пасхой
- Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 8
Телефон (экскурсионное бюро): +7 495 695-41-46; +7 495 697-03-49
Часы работы музея: с 10:00 до 17:00 Кассы: с 09:.30 до 16:30 Выходной — четверг.
Официальный сайт музея Московского Кремля: www.kreml.ru
Официальный сайт Московского патриархата: Московский Кремль:Благовещенский собор
Паломнику[править | править код]
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с Церковью Двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Патриарших палатах. Проход на территорию Кремля осуществляется через Кутафью башню, в Оружейную палату — через Боровицкие ворота.
С учётом возможной очереди рекомендуем планировать посещение Музеев Кремля заранее (30-40 мин).
Узнать об экскурсиях и актуальных ценах можно на официальном сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль"
Телефон (экскурсионное бюро): +7 495 695-41-46; +7 495 697-03-49
Богослужения[править | править код]
Богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля совершаются в престольные праздники и по особым случаям.
Как добраться[править | править код]
Москва, Кремлевская набережная, 1 стр. 8
Станции метро:
- Библиотека имени Ленина – 0.5 км.
- Александровский сад – 0.6 км.
- Боровицкая – 0.6 км.
Фото[править | править код]
-
-
План-схема собора
-
Собор в 1965 году
-
Благовещенский собор. Вид с Соборной площади Кремля.
-
-
Благовещенский собор. Вид со стороны Москва-реки.
-
-
Благовещенский собор (северная сторона). Вид от Грановитой палаты.
-
Выставка на южной галерее Благовещенского собора.
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Московскiй придворный Благовещенскiй собор (1911 год, 120 страниц)