Кирилловская церковь (Киев): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 45: Строка 45:


== Богослужения ==
== Богослужения ==
Сб 16-30 Всенощное бдение
 
Вс 09-15 Литургия
 
== Местонахождение ==
== Местонахождение ==



Версия от 21:58, 1 декабря 2015

Идёт загрузка карты…

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.

История[править | править код]

Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости.

В 1139 году к Дорогожицкому стратегическому пункту на северо-западной околице подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, овладел этой местностью и сразу же получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Позже на Дорогожичах построилась Кирилловская церковь, появление которой связано с именем Всеволода Ольговича. Постройка церкви-крепости – логичный шаг Всеволода — князя-воина, князя-стратега — к укреплению околиц желанного для многих “стольного града”.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница Ольговичей. Первое с известных захоронений в Кирилловской церкви датируется 1179 годом. Это захоронение жены Всеволода Ольговича, дочки Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. Как сказано в летописях, в том же 1179 году умерла и была похоронена в Кирилловской церкви невестка Марии Мстиславовны — княгиня Мария Казимировна. В 1194 году в Кирилловском некрополе появилось захоронение знатной особы: 27 июля в дворце загородной Кирилловской резиденции на 78-м году умер старший сын Всеволода Ольговича, великий киевский князь, один из главных героев древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” — Святослав Всеволодович. Последнее в древнейшей истории Кирилловского некрополя захоронения – сына Святослава, Всеволода Чермного, датируется 1215 г.

Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.

Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.

В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.

Последующие незначительные по объему ремонтные работы, которые проводились в сооружении, не внесли изменений во внешний вид храма. Зато в интерьере церкви в 1860 году под поздней штукатуркой обнаружено уникальные фресковые росписи ХІІ ст.

С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».

В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.

Описание[править | править код]

Архитектура[править | править код]

В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.

Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.

Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.

Стенопись[править | править код]

В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.

В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.

В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были оновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Святыни[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Сб 16-30 Всенощное бдение

Вс 09-15 Литургия

Местонахождение[править | править код]

Где остановиться[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Кирилловский монастырь

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103