===[[Спасо-Преображенский кафедральный собор (Житомир)|Спасо-Преображенский кафедральный собор]] ===
===[[Спасо-Преображенский кафедральный собор (Житомир)|Спасо-Преображенский кафедральный собор]] ===
[[Файл:Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Житомир 2.jpg|мини|справа|Спасо-Преображенский кафедральный собор]]
Собор возводился на месте разрушенной в 1771 году Василианской церкви в период с 1866 по 1874 год архитекторами К. К. Рахау, Э. И. Жибером и В. Г. Шаламовым. В связи со сложностью возведения в строительстве принимали участие специалисты, работавшие в 1818—1858 годах в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Настенное художественное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева.
Житомирский Свято-Преображенский кафедральный собор является памятником архитектуры и охраняется государством.
Собор выдержан в русско-византийском стиле с характерными чертами русской архитектуры XVII века. Постройка сделана из кирпича. Храм крестовой формы, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями. Четырёхъярусная колокольня, примыкающая к западному фасаду. Высота собора составляет 53 метра. На колокольне установлен главный колокол весом в 500 пудов. В оформлении внутренних помещений храма использовались граниты и лабрадориты Волыни и Житомирщины.
Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии.
После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.
Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Житомирский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.
К ранним годам гонений на Церковь относится перовое сообщение об Овручском викарном епископе - Максиме (Жижиленко), который упоминается в 1924-1925 годах как временно управляющий Волынской епархией.
После выделения в 1940 году из состава Волынской независимой Житомирской епархии, Овручские земли вошли в ее ведение. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию т.н. «Украинской Автокефальной Православной Церкви» возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. Но в 1943-1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск, а связь с Московской Патриархией восстановилась.
Со второй половины 1950-х годов послевоенная "оттепель" государства по отношению к Церкви окончилась и в 1960-1980-х годах шло постепенное закрытие приходов под давлением властей. Вплоть до 1988 года реставрационные работы в храмах Житомирской епархии не разрешались, о строительстве не могло быть и речи.
После распада СССР Украина обрела независимость, стали вновь восстанавливаться храмы. На смену атеистическим гонениям пришли притеснения от раскольников-автокефалистов и униатов, на сторону которых зачастую становилась и гражданская власть.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года из Житомирской епархии была выделена Овручская.[1].
В настоящее время на территории Житомирской области расположены Житомирская и Новоград-Волынская епархия и Овручская и Коростенская епархия.
Свято-Васильевский женский монастырь. Икона с частицей мощей прмч. Макария Овручского, Каневского и Переяславского (Токаревского, † 1678)
Мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери. Святой источник, урочище Кипячее.
Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь Иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали". Чудотворная Божией Матери "Утоли моя печали"; частицы мощей св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмц. Варвары, свв. Киево-Печерских.
Женский монастырь Афонской иконы Пресвятой Богородицы. Частица пояса Матери Божией; мощи 24 старцев из Афона; чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Троеручица".
Спасо-Преображенский собор, г. Овруч. Частица мощей прп. Макария Каневского Чудотворца.
Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь[править | править код]
Обитель была основана на рубеже 16-17 вв. В 1-й пол. XVIII в. обитель стала униатской, но православные традиции жили здесь до конца столетия. По этой причине при монастыре действовала не только латинская, но и русская школа. С 1777 г. обитель содержала благотворительную больницу. В 1839 г. монастырь был возвращен в лоно Православия. Митрополит Иосиф (Семашко) († 1868), обративший в Православие многих униатов Беларуси и Украины, сделал местного игумена Леонтия Скибовского († 1868) своим соратником. По поручению владыки Иосифа о. Леонтий в 1839–1841 гг. выезжал на многочисленные приходы Житомирщины и Киевщины, где тактично устранял возникавшие среди униатов недоразумения относительно православных богослужений. В Тригорье под надзор о. Леонтия присылали оппозиционных униатских священников и монахов, чтобы они могли подробнее изучить православное богословие и пересмотреть вопрос об оправданности унии 1596 г. Усердные труды игумена были почтены саном архимандрита (1839).
Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь.
Дата основания: 1575.
Адрес: с. Тригорье, Житомирский р-н., Житомирская обл., 12422
Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь Иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"[править | править код]
Городницкий во имя Великомученика Георгия Победоносца ставропигиальный мужской монастырь был известен уже с середины 16 века. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) Городница была разрушена. Храм был сожжен, монашеская община погибла. В 1891 году при церкви основан женский монастырь. В 1914 г. небольшая женская община была упразднена, учрежден мужской монастырь.
Во время трагических послереволюционных событий прошлого века, в 1923 г. монастырь был закрыт, Георгиевский собор разорен,а его корпуса разрушены. Симеоновская церковь взорвана. Лишь после Великой Отечественной войны в 1945 было разрешено открыть Свято-Георгиевский храм как парафиальную церковь. Монашескую же жизнь (в то время тайную в условиях государственного атеистического режим) удалось возродить здесь лишь в 1979 году.
Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.
На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник Антоний (Храповицкий) инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря.
В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.
Дата основания: 1905.
Адрес: ул. Пролетарская, 2, г. Овруч, Овручский р-н., Житомирская обл., 11101
Белокаменный Преображенский кафедральный собор в Овруче отстроен в 1993 г. на месте разрушенного в советские времена храма. Еще в XVII в. здесь находился иезуитский костел, который затем стал униатским, а в XIX в. был перестроен в православный храм. Восстановлен в новом архитектурном виде. В соборе хранится частица мощей прп. Макария Каневского Чудотворца.
Собор возводился на месте разрушенной в 1771 году Василианской церкви в период с 1866 по 1874 год архитекторами К. К. Рахау, Э. И. Жибером и В. Г. Шаламовым. В связи со сложностью возведения в строительстве принимали участие специалисты, работавшие в 1818—1858 годах в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Настенное художественное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева.
Житомирский Свято-Преображенский кафедральный собор является памятником архитектуры и охраняется государством.
Собор выдержан в русско-византийском стиле с характерными чертами русской архитектуры XVII века. Постройка сделана из кирпича. Храм крестовой формы, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями. Четырёхъярусная колокольня, примыкающая к западному фасаду. Высота собора составляет 53 метра. На колокольне установлен главный колокол весом в 500 пудов. В оформлении внутренних помещений храма использовались граниты и лабрадориты Волыни и Житомирщины.