Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (Хвалинская): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) м (Elena переименовал страницу Часовня Тихвинской иконы Божией Матери в Хвалинской (Хвалинская) в Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (Хвалинская) без оставления перенаправления) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством. | Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством. | ||
Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет | Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. | ||
Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели. | Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели. | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == |
Версия от 23:34, 26 декабря 2022
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери — православный храм 1790 года в деревне Хвалинской Каргопольского районе на западном берегу Лекшмозера.
История[править | править код]
Деревня Хвалинская (Орлово) расположена на западном берегу Лекшмозера, в двенадцати километрах от приходского центра в деревне Морщихинская. В середине XIX века в приозёрном селении проживало в двенадцати дворах сто сорок пять человек. В 1790 году хвалинские крестьяне построили часовню. Поставили её на берегу озера, в центре деревни, «иконами украсив изрядно».
Исторический облик часовни сильно искажён перестройками XIX и ХХ веков. В тридцатых – сороковых годах ХХ века её приспособили под магазин. Сейчас здание представляет собой прямоугольный в плане объём, завершённый двухскатной крышей. Его фасады обшиты горизонтальным тёсом «в рустик», углы и внутренняя перегородка акцентированы вертикальной тесовой обшивкой. Свесы кровли над фасадами также подшиты досками. Подобное оформление фасадов характерно для кенозерских часовен последней трети XIX века. По два окна на продольных стенах и двери значительно увеличены в размерах и переделаны. Вход в часовню напоминает створчатые ворота хозяйственных построек. Над воротами, на фронтоне, прибит деревянный крест. Фасады окрашены в голубой цвет, вертикальные элементы обшивки, подшивка свесов кровли, наличники окон выкрашены охрой.
Внутри здание разделено поперечной перегородкой на два помещения, стены которых скрыты обоями и древесноволокнистой плитой. Низкие потолки набраны из досок.
Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский»
Современное состояние[править | править код]
Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.
Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет.
Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Тихвинская" - 9 июля
Как добраться[править | править код]
Адрес: Архангельская область, Каргопольский муниципальный округ, деревня Хвалинская, Центральная ул., 40
Проезд: Деревня Хвалинская расположена на западном берегу Лекшмозера.
Фото[править | править код]
-
-
«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери на выставке «Век ради вечного», посвящённой 100-летию реставрационного центра им. И.Э. Грабаря
Ссылки[править | править код]
- Национальный парк "Онежское Поморье". Часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, 1790 г.
- 25 марта 2021 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. Фото