Подворье Андреевского скита (Стамбул): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=41.024574182102036, 28.97883934311277|вид=Приходской храм}} Файл:Подвор...») |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=41.024574182102036, 28.97883934311277|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=41.024574182102036, 28.97883934311277|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Подворье Андреевского скита (Стамбул).jpg|350px|мини|справа|alt=Подворье Андреевского скита (Стамбул)]] | [[Файл:Подворье Андреевского скита (Стамбул).jpg|350px|мини|справа|alt=Подворье Андреевского скита (Стамбул)]] | ||
'''Подворье Андреевского скита в Стамбуле''' с церковью во имя святого Апостола Андрея Первозванного (тур. Aya Andrea Rus Kilisesi) | '''Подворье Андреевского скита в Стамбуле''' с церковью во имя святого Апостола Андрея Первозванного (тур. Aya Andrea Rus Kilisesi) [[Аннотация::построено в 1888–1890 годах для нужд русских паломников, прибывающих в Константинополь.]] | ||
== История == | == История == | ||
В начале ХХ | В начале ХХ века через Стамбул ежегодно проезжали 8–10 тысяч русских паломников. В ожидании парохода в [[Иерусалим|Святую Землю]] или на [[Афон]] они проводили на берегах Босфора определенное время. Кроме этих паломников, Стамбул посещали множество матросов с русских торговых и военных судов, приезжие из славянских стран. Каждый такой путешественник считал своим долгом поклониться царьградским православным святыням. | ||
В 1880-е для обслуживания паломников три главные русские обители на Афоне — Пантелеимоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты почти одновременно приобрели в Галате, портовом квартале Стамбула, расположенном на европейском берегу, земельные участки, чтобы построить странноприимницы с домовыми храмами при них. Это были многоэтажные жилые здания, возведенные по планам и под надзором местных греческих архитекторов. Храм занимал, как правило, верхний этаж, на нижних находились комнаты для паломников с общими кухнями. Венчал здание низкий «византийский» купол и русский восьмиконечный крест. (Благодаря влиянию православной России, с 1880-х в Стамбуле было разрешено ставить кресты на христианских храмах). | В 1880-е для обслуживания паломников три главные русские обители на Афоне — [[Пантелеимонов монастырь (Афон)|Пантелеимоновский монастырь]], [[Андреевский скит (Афон)|Андреевский]] и [[Ильинский скит (Афон)|Ильинский]] скиты почти одновременно приобрели в Галате, портовом квартале Стамбула, расположенном на европейском берегу, земельные участки, чтобы построить странноприимницы с домовыми храмами при них. Это были многоэтажные жилые здания, возведенные по планам и под надзором местных греческих архитекторов. Храм занимал, как правило, верхний этаж, на нижних находились комнаты для паломников с общими кухнями. Венчал здание низкий «византийский» купол и русский восьмиконечный крест. (Благодаря влиянию православной России, с 1880-х в Стамбуле было разрешено ставить кресты на христианских храмах). | ||
Подворье Андреевского скита и его церковь были построены в 1888–1890. Служили в ней иноки скита, посланные на «константинопольское послушание». Они вели богослужения, обслуживали паломников, занимались большим | Подворье Андреевского скита и его церковь были построены в 1888–1890. Служили в ней иноки скита, посланные на «константинопольское послушание». Они вели богослужения, обслуживали паломников, занимались большим хозяйством. Паломники находили здесь всё для себя нужное: ежедневные службы на церковнославянском языке, организованное посещение святых мест в [[Стамбул|Царьграде]], оформление документов, а также бесплатное жилье и пропитание. За проживание плата не взималась, каждый жертвовал, сколько мог. | ||
«Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской». | |||
Архиепископ Александр Трапицын | |||
С началом Первой мировой войны Андреевское, как и другие русские подворья, было турками закрыто, часть монахов, как подданных вражеской державы, интернирована. После капитуляции Турции командование войсками Антанты, занявшими Стамбул, вновь открыло подворье, но в него вместо паломников хлынули беженцы из России. Таковых, по разным оценкам, в городе поначалу было от 200 до 500 тысяч. Афонские монахи охотно предоставляли им кров на своих подворьях. Один из беженцев писал о пребывании на Андреевском подворье: «Здесь не пресеклось православное уставное богослужение, чинное, благоговейное, странно спокойное на фоне всеобщего разрушения, при пении не многолюдного, но дивного хора. <…> Здесь — старая Россия, даже этот запах трапезы в часы стола, эта старая афонская, такая вдумчивая, такая любвеобильная и смиренная вежливость». | С началом Первой мировой войны Андреевское, как и другие русские подворья, было турками закрыто, часть монахов, как подданных вражеской державы, интернирована. После капитуляции Турции командование войсками Антанты, занявшими Стамбул, вновь открыло подворье, но в него вместо паломников хлынули беженцы из России. Таковых, по разным оценкам, в городе поначалу было от 200 до 500 тысяч. Афонские монахи охотно предоставляли им кров на своих подворьях. Один из беженцев писал о пребывании на Андреевском подворье: «Здесь не пресеклось православное уставное богослужение, чинное, благоговейное, странно спокойное на фоне всеобщего разрушения, при пении не многолюдного, но дивного хора. <…> Здесь — старая Россия, даже этот запах трапезы в часы стола, эта старая афонская, такая вдумчивая, такая любвеобильная и смиренная вежливость». | ||
В 1923–1925 советское правительство попыталось завладеть святогорскими подворьями, но эти притязания были отринуты, поскольку строения никогда не принадлежали российскому государству. После прихода в России к власти большевиков русские святогорцы приняли турецкое подданство. Несмотря на это в | В 1923–1925 советское правительство попыталось завладеть святогорскими подворьями, но эти притязания были отринуты, поскольку строения никогда не принадлежали российскому государству. После прихода в России к власти большевиков русские святогорцы приняли турецкое подданство. Несмотря на это в конце 1929 турки реквизировали подворья как собственность «прежнего русского императорского правительства» и опечатали храмы. Здание заняли турецкие учреждения и квартиросъемщики. В связи с этим советские власти предприняли новую попытку завладеть подворским имуществом. Только в 1934 с помощью особой Европейской комиссии, которая улаживала споры турок с греками, Вселенский Патриарх сумел вернуть монахам их подворья. Но, увы, вся церковная утварь из них исчезла. | ||
В 1950 при Андреевском подворье возникло Русское благотворительное общество, которое занялось организацией эмигрантской жизни и опекой русских эмигрантов. В 1963–1990 его возглавлял инженер-электрик Николай Георгиевич Тимченко, умерший в возрасте 102 лет. Его место занял Александр Степанович Симухин, родившийся в 1916 в Стамбуле в семье дипломата. | В 1950 при Андреевском подворье возникло Русское благотворительное общество, которое занялось организацией эмигрантской жизни и опекой русских эмигрантов. В 1963–1990 его возглавлял инженер-электрик Николай Георгиевич Тимченко, умерший в возрасте 102 лет. Его место занял Александр Степанович Симухин, родившийся в 1916 в Стамбуле в семье дипломата. | ||
Хотя в 1971 в Андреевском скиту на Афоне умер последний русский монах, и он ныне заселен греческой общиной, церковь сохранила свою русскость, несмотря на подчинение Вселенскому Патриарху. Служат в ней на церковнославянском языке и по юлианскому календарю. Все чаще в церковь приходят новые эмигранты из России, хотя в созданной в 1943 общине преобладают пожилые потомки эмигрантов первой волны. | |||
Хотя в 1971 в Андреевском скиту на Афоне умер последний русский монах, и он ныне заселен греческой общиной, | |||
С конца XIX века и до 1934 подворье окормлял архимандрит Софроний (Баринов), скончавшийся позднее на Афоне. Его сменили иеромонах Никон и протоиерей Петр Хайдуков, серб по национальности. Хоронят русских, умерших в Стамбуле, на русском участке греческого кладбища в северном квартале Шишли, где стоит небольшая часовня с характерной маковкой. Немало русских захоронений есть и на Болгарском кладбище. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Храм располагается на последнем пятиэтажного дома в районе Каракёй. Поблизости находятся [[Пантелеимоновское]] и [[Ильинское]] подворья. | Храм располагается на последнем пятиэтажного дома в портовом районе Каракёй. Поблизости находятся [[Церковь святого великомученика Пантелеимона (Стамбул)|Пантелеимоновское]] и [[Ильинское]] подворья. | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* Чтимые иконы | * Чтимые иконы | ||
Есть небольшой музей. | Cохранились первоначальный иконостас русской работы и настенные росписи, выполненные в «нестеровском» стиле в 1928–1929 местным эмигрантом Н. К. Перовым, который с 1957 руководил Русским благотворительным обществом и работал сценографом. Лестницу в храм он украсил изображением Андреевского скита на Афоне, в плафоне изобразил собор афонских и киевских святых. Восемь образов в иконостасе — тоже кисти этого художника. В большом киоте находятся иконы [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij святителя Николая Чудотворца] и [https://azbyka.org/days/sv-panteleimon-celitel великомученика Пантелеимона]. Есть небольшой музей. | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == |
Версия от 16:54, 7 декабря 2022
Подворье Андреевского скита в Стамбуле с церковью во имя святого Апостола Андрея Первозванного (тур. Aya Andrea Rus Kilisesi) построено в 1888–1890 годах для нужд русских паломников, прибывающих в Константинополь.
История[править | править код]
В начале ХХ века через Стамбул ежегодно проезжали 8–10 тысяч русских паломников. В ожидании парохода в Святую Землю или на Афон они проводили на берегах Босфора определенное время. Кроме этих паломников, Стамбул посещали множество матросов с русских торговых и военных судов, приезжие из славянских стран. Каждый такой путешественник считал своим долгом поклониться царьградским православным святыням.
В 1880-е для обслуживания паломников три главные русские обители на Афоне — Пантелеимоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты почти одновременно приобрели в Галате, портовом квартале Стамбула, расположенном на европейском берегу, земельные участки, чтобы построить странноприимницы с домовыми храмами при них. Это были многоэтажные жилые здания, возведенные по планам и под надзором местных греческих архитекторов. Храм занимал, как правило, верхний этаж, на нижних находились комнаты для паломников с общими кухнями. Венчал здание низкий «византийский» купол и русский восьмиконечный крест. (Благодаря влиянию православной России, с 1880-х в Стамбуле было разрешено ставить кресты на христианских храмах).
Подворье Андреевского скита и его церковь были построены в 1888–1890. Служили в ней иноки скита, посланные на «константинопольское послушание». Они вели богослужения, обслуживали паломников, занимались большим хозяйством. Паломники находили здесь всё для себя нужное: ежедневные службы на церковнославянском языке, организованное посещение святых мест в Царьграде, оформление документов, а также бесплатное жилье и пропитание. За проживание плата не взималась, каждый жертвовал, сколько мог.
«Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской». Архиепископ Александр Трапицын
С началом Первой мировой войны Андреевское, как и другие русские подворья, было турками закрыто, часть монахов, как подданных вражеской державы, интернирована. После капитуляции Турции командование войсками Антанты, занявшими Стамбул, вновь открыло подворье, но в него вместо паломников хлынули беженцы из России. Таковых, по разным оценкам, в городе поначалу было от 200 до 500 тысяч. Афонские монахи охотно предоставляли им кров на своих подворьях. Один из беженцев писал о пребывании на Андреевском подворье: «Здесь не пресеклось православное уставное богослужение, чинное, благоговейное, странно спокойное на фоне всеобщего разрушения, при пении не многолюдного, но дивного хора. <…> Здесь — старая Россия, даже этот запах трапезы в часы стола, эта старая афонская, такая вдумчивая, такая любвеобильная и смиренная вежливость».
В 1923–1925 советское правительство попыталось завладеть святогорскими подворьями, но эти притязания были отринуты, поскольку строения никогда не принадлежали российскому государству. После прихода в России к власти большевиков русские святогорцы приняли турецкое подданство. Несмотря на это в конце 1929 турки реквизировали подворья как собственность «прежнего русского императорского правительства» и опечатали храмы. Здание заняли турецкие учреждения и квартиросъемщики. В связи с этим советские власти предприняли новую попытку завладеть подворским имуществом. Только в 1934 с помощью особой Европейской комиссии, которая улаживала споры турок с греками, Вселенский Патриарх сумел вернуть монахам их подворья. Но, увы, вся церковная утварь из них исчезла.
В 1950 при Андреевском подворье возникло Русское благотворительное общество, которое занялось организацией эмигрантской жизни и опекой русских эмигрантов. В 1963–1990 его возглавлял инженер-электрик Николай Георгиевич Тимченко, умерший в возрасте 102 лет. Его место занял Александр Степанович Симухин, родившийся в 1916 в Стамбуле в семье дипломата.
Хотя в 1971 в Андреевском скиту на Афоне умер последний русский монах, и он ныне заселен греческой общиной, церковь сохранила свою русскость, несмотря на подчинение Вселенскому Патриарху. Служат в ней на церковнославянском языке и по юлианскому календарю. Все чаще в церковь приходят новые эмигранты из России, хотя в созданной в 1943 общине преобладают пожилые потомки эмигрантов первой волны.
С конца XIX века и до 1934 подворье окормлял архимандрит Софроний (Баринов), скончавшийся позднее на Афоне. Его сменили иеромонах Никон и протоиерей Петр Хайдуков, серб по национальности. Хоронят русских, умерших в Стамбуле, на русском участке греческого кладбища в северном квартале Шишли, где стоит небольшая часовня с характерной маковкой. Немало русских захоронений есть и на Болгарском кладбище.
Современное состояние[править | править код]
Храм располагается на последнем пятиэтажного дома в портовом районе Каракёй. Поблизости находятся Пантелеимоновское и Ильинское подворья.
Святыни[править | править код]
- Чтимые иконы
Cохранились первоначальный иконостас русской работы и настенные росписи, выполненные в «нестеровском» стиле в 1928–1929 местным эмигрантом Н. К. Перовым, который с 1957 руководил Русским благотворительным обществом и работал сценографом. Лестницу в храм он украсил изображением Андреевского скита на Афоне, в плафоне изобразил собор афонских и киевских святых. Восемь образов в иконостасе — тоже кисти этого художника. В большом киоте находятся иконы святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона. Есть небольшой музей.
Престольные праздники[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Турция, Стамбул, Karaköy Mumhane Cd. No.39.
Паломнику[править | править код]
Богослужения в церкви совершаются нерегулярно.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного в Стамбуле
- Православие.ру. За семью холмами. Как сегодня живет Русская Православная Церковь на берегу Босфора. Фото
- Искусство и архитектура Русского зарубежья. / М. Г. Талалай. Церковь св. Ап. Андрея Первозванного. Свято-Андреевского скита на Афоне. Стамбул, Турция. История и фото