Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
'''Адрес:''' 01015 ул. Лаврская, 15
'''Телефон:''' [tel:0442551105 (044) 255-11-05].
'''Проезд:'''
* От ст. м «Арсенальная» — трол. 38, авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»;
* От ст. м «Днепр» 800 м пешком в сторону моста Патона
Ки́ев— столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Административный центр Киевской области.Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси.
В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских».
История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.).
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.
Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
С 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Киевские архиереи становятся главами не только своей епархии, но и автономной Церковной области в пределах Украины. После её ликвидации по указу патриарха Тихона был установлен Украинский экзархат.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года учредил самоуправляющуюся Украинскую Православную Церковь, в составе которой Киевская епархия является предстоятельской и управляется непосредственно митрополитом всея Украины.
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
10 февраля 2011 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было установлено празднование Собора Киевских святых, которое Священный Синод постановил совершать 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Вот некоторые имена из списка Собора Киевских Святых:
точный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» в окладе (дар монастыря Дохиар, Св. Гора Афон), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Киево-Зверинецкий храмовый образ, 1918 г.), мощи преподобних отцев Зверинецких (XI-XIII век) (Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь)
Икона Божией Матери «Всецарица», источник Божией Матери, источник прп. Антония Печерского, частички мощей всех прп. Печерских, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины, мч. Трифона (Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина»)
чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Почаевская», мощи основательницы обители — преподобной Великой Княгини Анастасии (Киевской), часть Хитона Господня, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (выносится для поклонения в дни его памяти), часть от камня Гроба Господня — в Распятии (Свято-Покровский Киевский женский монастырь)
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Казанская» (выносится на поклонение в дни ее празднования),частицы мощей прп. мч. Елисаветы и ин. Варвары (выносятся на поклонение в день их памяти), целебные источники свт. вмч. и Целителя Пантелеимона, Архистратига Михаила, и «Слезы Божией Матери» (Пантелеимоновский монастырь в Феофании)
Мощи прп. Елены Киево-Флоровской, источник в честь св. мчч. Флора и Лавра, часовня, в которой была захоронена прп. Елена Киево-Флоровская, чтимые списки икон Божьей Матери: Казанской; Скоропослушницы; Тихвинской; Почаевской (Вознесенский (Флоровский) монастырь)
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Софийский собор - Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.
Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24 (ст. метро "Золотые ворота")
Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ― находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни лавры всегда хранились в Великой Церкви.
Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов.
С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».
В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.
Адрес: 04080, Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103
В ХІ – ХІІІ вв. между Троещиной и Вигуровщиной был загородный дворец князей Киевских. В XVI – XVII вв. эти села были подарены монастырям. Грамота Петра І от 16 октября 1720 г. подтверждает, что село Троещина принадлежит Свято-Троицкому больничному монастырю при Лавре. Опись 1781 г. говорит о существовании храма в Троещине.
Приходской деревянный храм вмч. Георгия Победоносца был разрушен в 1962 г. (на его месте построен клуб). И за 3 недели в том же году был устроен Свято-Троицкий храм (в молитвенном доме). 1991 – 1997 гг.: построен Свято-Троицкий собор.
Престольные праздники: День Святой Троицы (основной престол), дни памяти прп. Серафима Саровского (2/15 января и 19 июля/1 августа; северный придел), вмч. Георгия Победоносца (23 апреля/6 мая; южный придел), вмч. Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября; нижний храм).
В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря Авдеева на Оболони началось сооружение большого храма Покрова Богородицы, однако вскоре строительные работы были приостановлены, поскольку первоначальный проект не соответствовал традиционной форме православного храма.
Первая Литургия была отслужена на Покров (1/14 октября) 1993 г. В 1995 г. храм был освящен архиерейским чином.
В 1994—96 гг. силами прихожан под руководством настоятеля Покровского прихода протоиерея Николая Терещука, без участия профессионального архитектора, рядом с недостроенной церковью соорудили так называемый Малый Покровский храм. Он был освящен осенью 1996 г. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом). 17 икон для храма предоставила Киевская таможня.
В августе 1997 г. архиерейским чином освящено место под строительство Покровского собора и начаты строительные работы.
На набережной, возле Покровского храма, ежегодно в день Богоявления проводится освящение вод Днепра.
Престольный праздник: Покров Божией Матери (1/14 октября).
Храм открыт ежедневно, с 9.00 до 19.00.
Адрес: 04216 Украина, Киев, ул. Приречная, 5‑А.
Телефон: 411‑00‑25, 411‑20‑00.
Проезд: от М «Минская», М «Героев Днепра» — м. такси 559 до церкви; от М «Минская» — трол. 24, 24к до ост. «Ул. Приречная»; от М «Петровка» — трол. 34 до ост. «Торговый центр»; с Рыбальского острова — авт. 88 до ост. «Ул. Приречная».
Храм святого великомученика Георгия Победоносца имеет статус Собора железнодорожников Украины. Расположен на Привокзальной площади Киевского железнодорожного вокзала (Южный терминал). Храм был построен при сооружении Южного вокзала в рекордно короткие сроки (за 72 дня), за что был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Еще 40 дней понадобилось, чтобы совершить внутреннюю отделку храма. Храм высотой 42 м выполнен в византийском стиле. Автором проекта стал выдающийся украинский арх. Р. Сывенький. Дополнением к храму явилась колокольня в стиле модерн, в виде двух пересекающихся арок. Настенные росписи, выполненные мастерами Художественной академии Украины под руководством известного украинского академика М. Титова, удачно сочетают в себе живописные библейские сюжеты и красочные узорчатые орнаменты. Интерьер украшает деревянный иконостас с резным куполом над алтарем и позолоченными фигурами ангелов. Здесь хранится частица мощей Св. Георгия Победоносца.
Храм открыт ежедневно, с 8.00 до 20.00.
Престольный праздник - вмч. Георгия (пам. 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря).
Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы Пирого́щи (укр. Церква Успіння Богородиці Пирогощі) — православный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132—1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха.
Церковь упоминается в «Слове о полку Игоревом».
В 1935 году разрушена большевиками. В 1998 году на историческом месте построен новый храм. Принадлежит к непризнанной поместными православными церквями (кроме Константинопольского патриархата) ПЦУ.
Адрес: 04070 Украина, г. Киев, Контрактовая площадь, 1
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).
Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.
Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.
Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.
Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.
Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.
При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).
При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.