Монастырь Святого Николая Анапавсаса: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=39.7238763, 21.6247569|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=39.7238763, 21.6247569|вид=Монастырь}}
[[Аннотация::'''Монастырь святого Николая Анапавсаса''' — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан не позднее XIII века]].
'''Монастырь святого Николая Анапавсаса''' — [[Аннотация::один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан не позднее XIII века]].


Чтобы посетить монастырь Святого Николая Анапавсаса, надо сначала  
Чтобы посетить монастырь Святого Николая Анапавсаса, надо сначала подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы храма, а потом по 85 ступеням, высеченным в скале.
подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы храма, а потом по 85  
ступеням, высеченным в скале.


== История ==
== История ==
Время основания монастыря точно неизвестно. Полагают, что первые аскеты
Время основания монастыря точно неизвестно. Полагают, что первые аскеты появились на этой маленькой и относительно низкой скале в XIII веке, а основателем обители был монах Никанор Анапавсас (Αναπαυσάς — с  
<nowiki> </nowiki>появились на этой маленькой и относительно низкой скале в XIII веке, а  
греческого «успокоитель»). Поскольку скала, на которой стоит храм, имеет небольшую площадь, пригодную для строительства, все здания монастыря разворачивались в высоту.
основателем обители был монах Никанор Анапавсас (Αναπαυσάς — с  
греческого «успокоитель»). Поскольку скала, на которой стоит храм, имеет
<nowiki> </nowiki>небольшую площадь, пригодную для строительства, все здания монастыря  
разворачивались в высоту.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
На первом уровне расположена часовня Святого Антония, площадь ее алтаря около 4 м <sup>2</sup>, поэтому принять она может лишь одного священнослужителя.
На первом уровне расположена часовня Святого Антония, площадь ее алтаря около 4 м<sup>2</sup>, поэтому принять она может лишь одного священнослужителя.


На втором уровне — храм Святого Николая, построенный еще в XVI веке, а
На втором уровне — храм Святого Николая, построенный еще в XVI веке, а иконописное убранство для него чуть позже выполнил выдающийся художник с Крита — Феофан Стрелитзас Бафа. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь Святого Иоанна Предтечи и своды, где хранятся мощи.
<nowiki> </nowiki>иконописное убранство для него чуть позже выполнил выдающийся художник с
<nowiki> </nowiki>Крита — Феофан Стрелитзас Бафа.
На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь Святого Иоанна Предтечи и своды, где хранятся мощи.


== Престольные праздники ==
'''Собор Святого Николая'''
'''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]


== Собор Святого Николая ==
Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его  
Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по
характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно  
<nowiki> </nowiki>всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет  
развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом.
крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его  
характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в  
случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в  
маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно  
развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого»
<nowiki> </nowiki>типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом.


Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей,  
Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: ''«Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».''
что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса,  
названного Бафом, также известного как Феофан Критский: ''«Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».''


Хотя собор Анапавсаса был первой масштабной работой художника, он все
Хотя собор Анапавсаса был первой масштабной работой художника, он все же смог очень удачно решить богатую иконописную программу, помехой этому не стала даже ограниченность пространства. Главная фигура купола — Вседержитель, окруженный поясом, который олицетворяет Небесную Литургию. На самой вершине купола с рукописями в динамических позах изображения пророков Моисея, Аввакума, Иеремии, Михея, Исаии, Давида, Соломона, Ионы, Елисея и Ильи, а в остроконечных треугольниках — четверо евангелистов.
<nowiki> </nowiki>же смог очень удачно решить богатую иконописную программу, помехой  
этому не стала даже ограниченность пространства. Главная фигура купола —
<nowiki> </nowiki>Вседержитель, окруженный поясом, который олицетворяет Небесную  
Литургию. На самой вершине купола с рукописями в динамических позах  
изображения пророков Моисея, Аввакума, Иеремии, Михея, Исаии, Давида, Соломона, Ионы, Елисея и Ильи, а в остроконечных треугольниках — четверо евангелистов.


Под сводом храма находится Платитера Влахернити. В полукруге —
Под сводом храма находится Платитера Влахернити. В полукруге — священнослужители — Великий Василий и Иоанн Креститель. С восточной стороны, рядом со сводом, Иаков и пророк Исаия. Ниже первомученик архидиакон Стефан. На вершине храма — Молитва с Христом. В нижнем поясе восточной стены — пророк Иона во рту кита. Под аркой изображены Воскресение Христово, Снятие с Креста, Пятидесятница, Рождество Христово.
священнослужители — Великий Василий и Иоанн Креститель. С восточной  
стороны, рядом со сводом, Иаков и пророк Исаия.
<nowiki> </nowiki>Ниже первомученик архидиакон Стефан. На вершине храма — Молитва с  
Христом. В нижнем поясе восточной стены — пророк Иона во рту кита. Под  
аркой изображены Воскресение Христово, Снятие с Креста, Пятидесятница,  
Рождество Христово.


На северной стене храма — Видение Петра Александрийского, Литос, [https://azbyka.org/otechnik/Afanasij_Velikij/ Святой Афанасий Александрийский] и Святой [https://azbyka.org/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/ Кирилл Александрийский].
На северной стене храма — Видение Петра Александрийского, Литос, [https://azbyka.org/otechnik/Afanasij_Velikij/ Святой Афанасий Александрийский] и Святой [https://azbyka.org/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/ Кирилл Александрийский]. Исследователи утверждают, что диакон, стоящий на коленях перед Кириллом, похож на живописца храма — иеродиакона Киприана. На южной стене храма изображены святые [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григорий Богослов], Иоанн Креститель и Спиридон. На внутренней стороне окна — Жертвоприношение Авраама.
<nowiki> </nowiki>Исследователи утверждают, что диакон, стоящий на коленях перед  
Кириллом, похож на живописца храма — иеродиакона Киприана. На южной  
стене храма изображены святые [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григорий Богослов], Иоанн Креститель и Спиридон. На внутренней стороне окна — Жертвоприношение Авраама.


Божественный круг продолжается и в основном храме, правда здесь он  
Божественный круг продолжается и в основном храме, правда здесь он обогащён сценами страданий. Под сводом восточной башни расположены — Рождество, Сретение, Распятие и Снятие с Креста. Ниже, справа и слева от святилища, святые Николай и Иоанн Предтеча. В центре купола Благовещение, справа и слева по три мученика.
обогащён сценами страданий. Под сводом восточной башни расположены —
Рождество, Сретение, Распятие и Снятие с Креста. Ниже, справа и слева от
<nowiki> </nowiki>святилища, святые Николай и Иоанн Предтеча. В центре купола Благовещение, справа и слева по три мученика.


Под сводом южной башни изображены Крещение, Преполовение  
Под сводом южной башни изображены Крещение, Преполовение Пятидесятницы и Воскрешение Лазаря. Ниже — фигуры Святого Николая Молодого и Христофора. Святой Николай Молодой пришел в Фессалию воином для подавления восстания, но предпочел стать аскетом в монастыре Вунаинис. Его очень почитают в Фессалии. На куполе — Преображение и ниже святые Иаков Персянин, Артемий и Евстафий. На переднем плане южной башни — Архангел, окруженный шестью мучениками.
Пятидесятницы и Воскрешение Лазаря. Ниже — фигуры Святого Николая  
Молодого и Христофора. Святой Николай Молодой пришел в Фессалию воином  
для подавления восстания, но предпочел стать аскетом
<nowiki> </nowiki>в монастыре Вунаинис. Его очень почитают в Фессалии. На куполе —
Преображение и ниже святые Иаков Персянин, Артемий и Евстафий. На  
переднем плане южной башни — Архангел, окруженный шестью мучениками.


Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже — святые Нестор и Прокопий. На куполе — Успение Пресвятой Богородицы,
Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже — святые Нестор и Прокопий. На куполе — Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева — святые [https://azbyka.org/otechnik/Kosma_Maiumskij/ Косма Маиумский] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ Иоанн Дамаскин]. На нижнем поясе стены — святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни — также Архангел с шестью мучениками.
<nowiki> </nowiki>справа и слева — святые [https://azbyka.org/otechnik/Kosma_Maiumskij/ Косма Маиумский] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ Иоанн Дамаскин]. На нижнем  
поясе стены — святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На
<nowiki> </nowiki>переднем плане северной башни — также Архангел с шестью мучениками.


На своде западной башни изображены — Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря.
На своде западной башни изображены — Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа — Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа — фигуры Архангелов Гавриила и Михаила.
<nowiki> </nowiki>Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа — Моление о  
чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа — фигуры  
Архангелов Гавриила и Михаила.


Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия.
Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия.


Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде
Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены — святые Алексей и Иоанн Каливит.
<nowiki> </nowiki>и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых  
Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во  
внутренней части окна южной стены — святые Алексей и Иоанн Каливит.


В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение
В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже — Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода — пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева — святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери — Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая — иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором — Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены — Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом — Святой Пахомий и ангел.
<nowiki> </nowiki>Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже — Богоматерь с Младенцем; на  
переднем плане свода — пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и  
Иезекииль. Слева — святой отец Афанасий Метеорский,
<nowiki> </nowiki>основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели  
монастыря Святого Николая: слева от Богоматери — Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая — иеромонах Никонор, экзарх
<nowiki> </nowiki>Стагон. Рядом со Святым Никанором — Симеон Столпник. На сопредельной  
стороне северного свода западной стены — Три Кары, Даниил в яме со  
львами. Рядом — Святой Пахомий и ангел.


На северной стороне нефа изображено Успение [https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/ святого Ефрема Сирина] и  
На северной стороне нефа изображено Успение [https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/ святого Ефрема Сирина] и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Lestvichnik/ святой Иоанн Лествичник]. В западной части, в углу — Исцеление страдающего водянкой, ниже — Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.
ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С  
южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Lestvichnik/ святой Иоанн Лествичник]. В западной части, в углу — Исцеление страдающего водянкой,  
ниже — Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и
<nowiki> </nowiki>Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.


Столь большое количество иконизированных тем, которые содержит храм  
Столь большое количество иконизированных тем, которые содержит храм Святого Николая и неф (размером с несколько переносных икон), не встречается на поверхностях других — более грандиозных — храмов Метеоры.
Святого Николая и неф (размером с несколько переносных икон), не  
В иконописном убранстве храма Святого Николая — юношеской работе Феофана Стрелитзаса — заметно незаурядное мастерство художника, совершенство и зрелость его таланта: точный и устойчивый план, гармоничные и уравновешенные сцены, акцентирование догматики и чистота композиции, спокойные, вдумчивые лица фигур, изображенные настолько точно, что приобретают характер портрета. Все это составляет тайну художественного образования Феофана Стрелитзаса.
встречается на поверхностях других — более грандиозных — храмов Метеоры.
<nowiki> </nowiki>В иконописном убранстве храма Святого Николая — юношеской работе  
Феофана Стрелитзаса — заметно незаурядное мастерство художника,  
совершенство и зрелость его таланта: точный и устойчивый план,  
гармоничные и уравновешенные сцены, акцентирование догматики и чистота  
композиции, спокойные, вдумчивые лица фигур, изображенные настолько  
точно, что приобретают характер портрета. Все это составляет тайну  
художественного образования Феофана Стрелитзаса.


Необходимо подчеркнуть, что в декорации храма использованы сцены,  
Необходимо подчеркнуть, что в декорации храма использованы сцены, которые никогда не выполнялись ни в одном уголке мира. Это, например, сцена, в которой Адам дает имена животным. Подобные темы были известны в византийских рукописных миниатюрах XII в., технику которых Феофан Стрелитзас удачно приспосабливает к большой поверхности.
которые никогда не выполнялись ни в одном уголке мира. Это, например,  
сцена, в которой Адам дает имена животным. Подобные темы были известны в
<nowiki> </nowiki>византийских рукописных миниатюрах XII в., технику которых Феофан  
Стрелитзас удачно приспосабливает к большой поверхности.


Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества.
Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества.
== Святыни ==
Мощи святых в церкви Святого Иоанна Предтечи.
== Престольные праздники ==
'''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]
== Паломнику ==
'''Адрес:'''  Μετεώρων, Kalampaka 422 00, Греция
'''Проезд:'''
* '''Из Афин'''
В Каламбаку из столицы страны – города Афины – можно добраться на поезде или автобусе, причем поезда следуют как без пересадок, так и с пересадками в Палеофарсалосе. Дешевле покупать билеты на прямые поезда и сразу в обе стороны. На официальном сайте железных дорог  билеты стоят дешевле, чем в кассах вокзала. Следует также понимать, что в вагоны класса А билеты стоят дороже, чем в вагоны класса В за счет повышенного уровня комфортности.
Поезд до Каламбаки из Афин отправляется со станции Ларисса (одноименная станция метро (красная линия) находится прямо у вокзала). Прямой рейс под номером 884 в сторону Метеор и 885 – обратно. Стоимость билетов от 14 евро на человека в 1 сторону.
Также до Каламбаки из Афин можно добраться на автобусе. Он отправляется с автовокзала Лиосион (остановка метро Като Патиссия – зеленая линия), от терминала В. Автобус отправляется каждые 2 часа с 7:30 до 15:30 с пересадкой в Трикале. Цены на билеты можно узнать на официальном сайте автобусной ветки КТЕЛ Трикалы. Также как и на поезд, билет в обе стороны стоит дешевле.
Если решили взять авто на прокат и ехать самостоятельно, тогда вам следует отправляться в сторону Ламии, затем в Домокос, Кардицу, Трикалу и Каламбаку. Этот путь займет порядка 4 часов. Расстояние от Афин до Каламбаки 350 км. Однако следует помнить, что на всем участке пути указателей очень мало. Если едите в Метеоры впервые, лучше позаботиться о сопровождающем.
Арендовать автомобиль
* '''Из Салоник'''
До Каламбаки можно доехать и из Салоник – второго по величине города в Греции. Поезда отправляются от единственного в городе ж/д вокзала. Добраться туда из аэропорта «Македония» можно автобусом, следующим по маршруту №78. Прямой поезд №591 отправляется в 16:17 из Салоник и спустя 3 часа прибывает в пункт назначения. Обратный рейс (№590) отправляется в 8:19 из Каламбаки. Так что при таком варианте рассчитывайте провести в Каламбаке 2 ночи. Стоимость переезда начинается от 12 евро. Можно также подобрать вариант с пересадкой в Палеофарсалосе.
Из Салоник до монастырей Метеор можно добраться и на автобусе. Ехать также придется через Трикалу. Актуальные цены и расписание автобусов можно узнать на официальном сайте КТЕЛ Трикалы.
На арендованном авто ехать придется по платной скоростной трассе Салоники – Афины (Е75). Едите в сторону Катерини (справа), далее вдоль Олимпийской гряды (слева). В районе Ларисы сворачиваете на Трикалу (трасса Е92) и далее на Каламбаку.
В Каламбаке следует найти автобусную остановку у фонтана Plateia Dimarhiou. Именно отсюда дважды в день отправляются автобусы до деревушки Кастраки, а далее к стенам монастыря «Великий Метеор». В выходные дни они отправляются в 8:20 и 13:20, в будни – в 9:00 и в 13:30. Тут же у фонтана можно поймать такси, которое отвезет вас к любому из шести монастырей.
'''Режим работы:'''
* В летний период с 1 апреля по 31 октября монастырь открыт с 09:00 до 17:00. По пятницам монастырь закрыт.
* В зимний период с 1 ноября по 31 марта монастырь открыт ежедневно с 09:00 до 17:00, по воскресеньям с 09:30 до 16:00.
'''Телефон:''' [tel:+302432022375 +30 24320 22375]
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=3_H-JAaSLeY|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=KvInX4JJ8rw|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия от 11:10, 31 августа 2021

Идёт загрузка карты…

Монастырь святого Николая Анапавсаса — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан не позднее XIII века.

Чтобы посетить монастырь Святого Николая Анапавсаса, надо сначала подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы храма, а потом по 85 ступеням, высеченным в скале.

История[править | править код]

Время основания монастыря точно неизвестно. Полагают, что первые аскеты появились на этой маленькой и относительно низкой скале в XIII веке, а основателем обители был монах Никанор Анапавсас (Αναπαυσάς — с греческого «успокоитель»). Поскольку скала, на которой стоит храм, имеет небольшую площадь, пригодную для строительства, все здания монастыря разворачивались в высоту.

Современное состояние[править | править код]

На первом уровне расположена часовня Святого Антония, площадь ее алтаря около 4 м2, поэтому принять она может лишь одного священнослужителя.

На втором уровне — храм Святого Николая, построенный еще в XVI веке, а иконописное убранство для него чуть позже выполнил выдающийся художник с Крита — Феофан Стрелитзас Бафа. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь Святого Иоанна Предтечи и своды, где хранятся мощи.

Собор Святого Николая

Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом.

Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: «Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».

Хотя собор Анапавсаса был первой масштабной работой художника, он все же смог очень удачно решить богатую иконописную программу, помехой этому не стала даже ограниченность пространства. Главная фигура купола — Вседержитель, окруженный поясом, который олицетворяет Небесную Литургию. На самой вершине купола с рукописями в динамических позах изображения пророков Моисея, Аввакума, Иеремии, Михея, Исаии, Давида, Соломона, Ионы, Елисея и Ильи, а в остроконечных треугольниках — четверо евангелистов.

Под сводом храма находится Платитера Влахернити. В полукруге — священнослужители — Великий Василий и Иоанн Креститель. С восточной стороны, рядом со сводом, Иаков и пророк Исаия. Ниже первомученик архидиакон Стефан. На вершине храма — Молитва с Христом. В нижнем поясе восточной стены — пророк Иона во рту кита. Под аркой изображены Воскресение Христово, Снятие с Креста, Пятидесятница, Рождество Христово.

На северной стене храма — Видение Петра Александрийского, Литос, Святой Афанасий Александрийский и Святой Кирилл Александрийский. Исследователи утверждают, что диакон, стоящий на коленях перед Кириллом, похож на живописца храма — иеродиакона Киприана. На южной стене храма изображены святые Григорий Богослов, Иоанн Креститель и Спиридон. На внутренней стороне окна — Жертвоприношение Авраама.

Божественный круг продолжается и в основном храме, правда здесь он обогащён сценами страданий. Под сводом восточной башни расположены — Рождество, Сретение, Распятие и Снятие с Креста. Ниже, справа и слева от святилища, святые Николай и Иоанн Предтеча. В центре купола Благовещение, справа и слева по три мученика.

Под сводом южной башни изображены Крещение, Преполовение Пятидесятницы и Воскрешение Лазаря. Ниже — фигуры Святого Николая Молодого и Христофора. Святой Николай Молодой пришел в Фессалию воином для подавления восстания, но предпочел стать аскетом в монастыре Вунаинис. Его очень почитают в Фессалии. На куполе — Преображение и ниже святые Иаков Персянин, Артемий и Евстафий. На переднем плане южной башни — Архангел, окруженный шестью мучениками.

Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже — святые Нестор и Прокопий. На куполе — Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева — святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены — святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни — также Архангел с шестью мучениками.

На своде западной башни изображены — Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа — Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа — фигуры Архангелов Гавриила и Михаила.

Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия.

Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены — святые Алексей и Иоанн Каливит.

В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже — Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода — пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева — святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери — Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая — иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором — Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены — Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом — Святой Пахомий и ангел.

На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу — Исцеление страдающего водянкой, ниже — Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.

Столь большое количество иконизированных тем, которые содержит храм Святого Николая и неф (размером с несколько переносных икон), не встречается на поверхностях других — более грандиозных — храмов Метеоры. В иконописном убранстве храма Святого Николая — юношеской работе Феофана Стрелитзаса — заметно незаурядное мастерство художника, совершенство и зрелость его таланта: точный и устойчивый план, гармоничные и уравновешенные сцены, акцентирование догматики и чистота композиции, спокойные, вдумчивые лица фигур, изображенные настолько точно, что приобретают характер портрета. Все это составляет тайну художественного образования Феофана Стрелитзаса.

Необходимо подчеркнуть, что в декорации храма использованы сцены, которые никогда не выполнялись ни в одном уголке мира. Это, например, сцена, в которой Адам дает имена животным. Подобные темы были известны в византийских рукописных миниатюрах XII в., технику которых Феофан Стрелитзас удачно приспосабливает к большой поверхности.

Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества.

Святыни[править | править код]

Мощи святых в церкви Святого Иоанна Предтечи.

Престольные праздники[править | править код]

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Паломнику[править | править код]

Адрес: Μετεώρων, Kalampaka 422 00, Греция

Проезд:

  • Из Афин

В Каламбаку из столицы страны – города Афины – можно добраться на поезде или автобусе, причем поезда следуют как без пересадок, так и с пересадками в Палеофарсалосе. Дешевле покупать билеты на прямые поезда и сразу в обе стороны. На официальном сайте железных дорог билеты стоят дешевле, чем в кассах вокзала. Следует также понимать, что в вагоны класса А билеты стоят дороже, чем в вагоны класса В за счет повышенного уровня комфортности.

Поезд до Каламбаки из Афин отправляется со станции Ларисса (одноименная станция метро (красная линия) находится прямо у вокзала). Прямой рейс под номером 884 в сторону Метеор и 885 – обратно. Стоимость билетов от 14 евро на человека в 1 сторону.

Также до Каламбаки из Афин можно добраться на автобусе. Он отправляется с автовокзала Лиосион (остановка метро Като Патиссия – зеленая линия), от терминала В. Автобус отправляется каждые 2 часа с 7:30 до 15:30 с пересадкой в Трикале. Цены на билеты можно узнать на официальном сайте автобусной ветки КТЕЛ Трикалы. Также как и на поезд, билет в обе стороны стоит дешевле.

Если решили взять авто на прокат и ехать самостоятельно, тогда вам следует отправляться в сторону Ламии, затем в Домокос, Кардицу, Трикалу и Каламбаку. Этот путь займет порядка 4 часов. Расстояние от Афин до Каламбаки 350 км. Однако следует помнить, что на всем участке пути указателей очень мало. Если едите в Метеоры впервые, лучше позаботиться о сопровождающем. Арендовать автомобиль

  • Из Салоник

До Каламбаки можно доехать и из Салоник – второго по величине города в Греции. Поезда отправляются от единственного в городе ж/д вокзала. Добраться туда из аэропорта «Македония» можно автобусом, следующим по маршруту №78. Прямой поезд №591 отправляется в 16:17 из Салоник и спустя 3 часа прибывает в пункт назначения. Обратный рейс (№590) отправляется в 8:19 из Каламбаки. Так что при таком варианте рассчитывайте провести в Каламбаке 2 ночи. Стоимость переезда начинается от 12 евро. Можно также подобрать вариант с пересадкой в Палеофарсалосе.

Из Салоник до монастырей Метеор можно добраться и на автобусе. Ехать также придется через Трикалу. Актуальные цены и расписание автобусов можно узнать на официальном сайте КТЕЛ Трикалы.

На арендованном авто ехать придется по платной скоростной трассе Салоники – Афины (Е75). Едите в сторону Катерини (справа), далее вдоль Олимпийской гряды (слева). В районе Ларисы сворачиваете на Трикалу (трасса Е92) и далее на Каламбаку.

В Каламбаке следует найти автобусную остановку у фонтана Plateia Dimarhiou. Именно отсюда дважды в день отправляются автобусы до деревушки Кастраки, а далее к стенам монастыря «Великий Метеор». В выходные дни они отправляются в 8:20 и 13:20, в будни – в 9:00 и в 13:30. Тут же у фонтана можно поймать такси, которое отвезет вас к любому из шести монастырей.

Режим работы:

  • В летний период с 1 апреля по 31 октября монастырь открыт с 09:00 до 17:00. По пятницам монастырь закрыт.
  • В зимний период с 1 ноября по 31 марта монастырь открыт ежедневно с 09:00 до 17:00, по воскресеньям с 09:30 до 16:00.

Телефон: +30 24320 22375

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]