Воскресенский скит Валаамского монастыря: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== История == | == История == | ||
История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века – с посещения святынь Иерусалима, будущим игуменом Валаамского монастыря, отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Центром этой Валаамской Палестины и стал Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря. | История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века – с посещения святынь [[Иерусалим|Иерусалима]], будущим игуменом Валаамского монастыря, отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Центром этой Валаамской Палестины и стал Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря. | ||
Вся местность вдоль дороги от Центральной монастырской усадьбы до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима – гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан. | Вся местность вдоль дороги от Центральной монастырской усадьбы до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима – гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью. | Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью. | ||
Нижний храм неслучайно освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного. Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. | Нижний храм неслучайно освящен в честь святого [https://azbyka.org/days/sv-andrej-pervozvannyj апостола Андрея Первозванного]. Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. | ||
Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные Иосиф Аримафейский и Никодим помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению. | Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство [[Храм Гроба Господня|Храма Гроба Господня]] в Иерусалиме. Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные [https://azbyka.org/days/sv-iosif-arimafejskij Иосиф Аримафейский] и [https://azbyka.org/days/sv-nikodim-tajnyj-uchenik-iisusa-hrista Никодим] помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению. | ||
Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес. | Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
'''Храм Воскресения Христова''' | '''Храм Воскресения Христова''' | ||
Красотой «северного | Красотой «северного [[Афон|Афона]]» пленился и известный благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков (в мантии Иоанн, в схиме дано прежнее имя – Иннокентий). Именно он предложил игумену Гавриилу на месте часовни в Никоновской бухте воздвигнуть храм и при нем несколько келейных корпусов. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, т.к. считается, что именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Храм освящен Малым архиерейским 10.07.2006 г. Патриархом Алексием II. Храм открыт только летом. | ||
'''Храм апостола Андрея Первозванного''' | '''Храм апостола Андрея Первозванного''' | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* Частица Гроба | * Частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли | ||
== Как добраться == | == Как добраться == |
Версия от 00:51, 20 июля 2021
История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века с посещения святынь Иерусалима будущим игуменом Валаамского монастыря – отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.
История[править | править код]
История создания Воскресенского скита началась в конце XIX века – с посещения святынь Иерусалима, будущим игуменом Валаамского монастыря, отцом Маврикием, позже пожелавшим устроить на острове северный Иерусалим. Центром этой Валаамской Палестины и стал Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря.
Вся местность вдоль дороги от Центральной монастырской усадьбы до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима – гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан.
Строительство Воскресенского скита проходило при поддержке известного сибирского благотворителя Иннокентия Сибирякова. В 1901 году был заложен фундамент храма, а уже спустя пять лет он предстал во всем своем великолепии. С самого начала храм был задуман по принципу контраста: верхний храм, во имя Воскресения Христова – торжественный, светлый, полный ликования, вселяет надежду; нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному – скорбный и печальный, призывает к покаянию и очищению.
Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью.
Нижний храм неслучайно освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного. Согласно монастырскому преданию, именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.
Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные Иосиф Аримафейский и Никодим помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению.
Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес.
Главная святыня храма и всего Воскресенского скита – пещера Святого Гроба Господня. Здесь стоит «лавица» – подобие Иерусалимского каменного ложа, на котором покоилось тело Господа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир. Над камнем располагаются несколько лампад, одна из которых неугасимая.
С устройством Воскресенского скита в нем поселились первые шесть иноков. Когда число братии возросло были построены келейный и хозяйственные корпуса с мансардами. В нижнем храме совершалось чтение неусыпаемой Псалтири.
Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война, не миновала и Валаамскую обитель: 264 монастырских насельника были призваны на военную службу. Затем после революции и перехода Валаамского архипелага в состав Финляндии здесь размещалась монастырская школа для детей. После эвакуации монастыря и возвращения Валаама СССР скит был заброшен. В послевоенное время в скиту был организован филиал дома инвалидов, а в шестидесятые годы прошлого века открыли летнюю туристическую базу отдыха. Из неохраняемых государством скитских корпусов и храмов было вынесено все, включая мраморные подоконники и печные изразцы. В нижней церкви устроили прачечную, в верхнем храме – танцплощадку.
Современное состояние[править | править код]
Новое возрождение Воскресенского скита началось после второго прихода святого апостола Андрея Первозванного на Валаамский архипелаг. 4 июня 2003 года по благословению игумена Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, архимандрита Иеремии ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного прибыл на Валаам. Первый молебен на острове Валааме был отслужен тогда именно в нижнем храме Воскресенского скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма.
13 декабря 2005 года, в праздник апостола Андрея Первозванного, игумен Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий совершил первую Божественную литургию в восстановленном храме.
В июле 2011 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещая скит отметил: «Сегодня паломнический маршрут начинается именно с этого места, и каждый турист, каждый паломник, прибывающий на Валаам, соприкасается с храмом Воскресения, с замечательной красотой этого храма как неким символом того, что воскресение и есть наивысшая ценность человеческого бытия, и всякое паломничество – будь то по Валааму, по храмам, монастырям, или паломничество длиною в человеческую жизнь – должно устремляться к этой цели воскресения. Дай Бог, чтобы это святое место обращало сердца людей к Воскресшему Спасителю».
Храмы[править | править код]
Храм Воскресения Христова
Красотой «северного Афона» пленился и известный благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков (в мантии Иоанн, в схиме дано прежнее имя – Иннокентий). Именно он предложил игумену Гавриилу на месте часовни в Никоновской бухте воздвигнуть храм и при нем несколько келейных корпусов. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, т.к. считается, что именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Храм освящен Малым архиерейским 10.07.2006 г. Патриархом Алексием II. Храм открыт только летом.
Храм апостола Андрея Первозванного
Красотой «северного Афона» пленился и известный благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков (в мантии Иоанн, в схиме дано прежнее имя – Иннокентий). Именно он предложил игумену Гавриилу на месте часовни в Никоновской бухте воздвигнуть храм и при нем несколько келейных корпусов. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, т.к. считается, что именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Храм освящен малым архиерейским чином 18.08.2005 г. Патриархом Алексием II. Храм открыт только летом.
Совершить виртуальную экскурсию по Воскресенскому скиту
Престольные праздники[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли
Как добраться[править | править код]
Адрес: 186756, Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Воскресенский скит
Канцелярия Валаамского монастыря:
Телефон: +7 812 252 77 00
Электронная почта: office.spb@valaam.ru
Фото[править | править код]
-
Воскресенский скит Валаамского монастыря. Фото начала XX века
-
Воскресенский скит Валаамского монастыря
-
Воскресенский скит Валаамского монастыря
-
Воскресенский скит Валаамского монастыря
-
Храм Воскресения Христова
-
Нижний храм Воскресенского скита. Фото начала XX века
-
Нижний храм Воскресенского скита
-
Иконостас Верхнего храма Воскресенского скита
-
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, карта
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Валаамского монастыря. Каждый паломник, прибывающий на Валаам, соприкасается с храмом Воскресения
- Монастырский вестник. Воскресенский скит Валаамского монастыря