Псково-Печерский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:


'''Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь''' [[Аннотация::считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей]]. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 – 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
'''Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь''' [[Аннотация::считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей]]. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 – 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
'''См. также: [[Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь]]'''


{{Погода|id=10931}}
{{Погода|id=10931}}
'''[[Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь]]'''


== История ==
== История ==
Строка 12: Строка 12:
'''Ранний период'''
'''Ранний период'''


Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij прп. Сергия Радонежского]). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».


В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.


Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.
Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших [[Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра|Киево-Печерскую лавру]].


То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм – Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.
То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм – Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.
Строка 22: Строка 22:
'''Войны: Ливонская и Северная'''
'''Войны: Ливонская и Северная'''


С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.   
С приходом сюда [https://azbyka.org/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij преподобномученика Корнилия], игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.   


150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия – Михайловского собора, а также Сретенской церкви.  
150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия – Михайловского собора, а также Сретенской церкви.  
Строка 30: Строка 30:
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.  
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.  


До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.  
До 1960 г. тут подвизался [https://azbyka.org/days/sv-simeon-zhelnin-pskovo-pecherskij иеросхимонах Симеон (Желнин)], причисленный не так давно к лику святых.  


'''Великая Отечественная'''
'''Великая Отечественная'''
Строка 45: Строка 45:
'''После войны'''
'''После войны'''


В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра.  
В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).  
Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).  


Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков), затем – Патриарх Московский и всея Руси.  
Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит [https://azbyka.org/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-1917-1997/9 Пимен (Извеков)], затем – Патриарх Московский и всея Руси.  


В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию.  
В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию.  
Строка 65: Строка 64:
=== [[Пещеры Псково-Печерского монастыря|Богом зданные пещеры]] ===
=== [[Пещеры Псково-Печерского монастыря|Богом зданные пещеры]] ===


Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Krestjankin/ архимандрита Иоанна (Крестьянкина)]. А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.
Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Krestjankin/ архимандрита Иоанна (Крестьянкина)]. А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.


[[Пещеры Псково-Печерского монастыря|Подробнее...]]
[[Пещеры Псково-Печерского монастыря|Подробнее...]]
Строка 72: Строка 71:
'''Успенский пещерный и Покровский'''  
'''Успенский пещерный и Покровский'''  


Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.  
Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.  


'''Церковь Николы Вратаря'''
'''Церковь Николы Вратаря'''
Строка 84: Строка 83:
'''Собор Архистратига Михаила'''
'''Собор Архистратига Михаила'''


Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).  
Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. [https://azbyka.org/days/sv-tatiana-rimskaja мчц. Татианы], которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).  


'''Сретенский храм'''
'''Сретенский храм'''


Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).
Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами прп. Симеона (Желнина).


=== Монастырские стены и башни ===
=== Монастырские стены и башни ===

Версия от 19:52, 8 июля 2021

Идёт загрузка карты…
Псково-Печерский монастырь

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 – 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

См. также: Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Ранний период

Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».

В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.

Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.

То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм – Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.

Войны: Ливонская и Северная

С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.

150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия – Михайловского собора, а также Сретенской церкви.

С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.

Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.

До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.

Великая Отечественная

Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.

Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).

Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)

В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.

После войны

В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).

Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков), затем – Патриарх Московский и всея Руси.

В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию.

В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).

Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.

Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.

Современное состояние[править | править код]

Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.

Богом зданные пещеры[править | править код]

Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Успенский пещерный и Покровский

Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Церковь Николы Вратаря

Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.

Большая звонница

Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.

Собор Архистратига Михаила

Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Сретенский храм

Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами прп. Симеона (Желнина).

Монастырские стены и башни[править | править код]

К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.

Башня Верхних решёток – устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.

Башня Нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.

Посмотреть интерактивный путеводитель по монастырю

Деятельность монастыря[править | править код]

  • Сельскохозяйственная
  • Духовно-просветительская
  • Издательская

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим куполом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.

Телефон: +7 81148 2 21 45

Проезд: Из Москвы на поезде «Москва – Псков», из Санкт-Петербурга – «Ласточкой» до Пскова или до Печор (в определенные дни). Расписание см. на сайте РЖД. Из Пскова до Печор с автовокзала (200 м от ж/д вокзала) автобусом до Печор. Те, что проезжают через Старый Изборск, едут дольше. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы. До Печор можно доехать и на машине. До Пскова из Москва можно долететь на самолете. Расписание доступно на сайте авиакомпании Азимут.

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений[править | править код]

Расписание Богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря. Расписание регулярно обновляется.

Гостиницы[править | править код]

  • Монастырские гостиницы
    • Паломникам предлагаются 2-х, 3-х, 4-х , 5-ти, 7-ми, 9-местные номера разных категорий.
    • Адрес: г. Печоры, Октябрьская пл., д. 8 (в шаговой доступности от монастыря)
    • Телефон бронирования: +7 911 897 94 82 (Viber, WhatsApp)

Забронировать номер можно и на официальном сайте гостиницы

  • Паломнический центр (только по предварительному бронированию!)
    • Номера в корпусах рассчитаны на проживание 2, 3 и 4 человек. Заказ питания для групп (от 20 человек) осуществляется не менее чем за 2 суток до прибытия группы. В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе: в монастырь (в рабочие дни – 5:40, 7:00, 16:40, в воскресны дни – 6:30; 16:40); из монастыря (в рабочие дни – 20:30, по субботам и воскресеням – 21:15). Ворота Паломнического центра закрываются в 23.00.
    • Адрес: г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а (в 2-х км от монастыря)
    • Телефон бронирования: +7 911 364 21 67 (Viber, WhatsApp), +7 911 696 31 39, +7 81148 2 29 29
    • Электронная почта: dompalppm@mail.ru (о дате прибытия группы от 3 человек, времени пребывания и количестве паломников сообщать заранее в виде прошения по электронной почте. Форма прошения и более подробная информация доступна на сайте монастыря).

Трапезные[править | править код]

  • Кафе «Несвятые святые»: +7 911 361 34 71 (кафе находится в здании монастырской гостиницы по адресу: г. Печоры, Октябрьская пл., д. 8; открыто ежедневно с 9:00 до 23:00). Страница кафе в Инстаграм
  • Монастырский буфет: (расположен перед входом в монастырь, слева, за памятником прпмч. Корнилию; часы работы с 9:00 до 19:00, работает летняя веранда, возможен прием заказов питания для групп от 20 человек)
  • Трапезная паломнического центра: (трапезная расположена в Паломническом центре по адресу: ул. Юрьевская, д. 82 А; вместимость – до 450 человек, трапезная работает ежедневно с 10:00 до 18:30, для паломнических групп по предварительной заявке возможно изменение графика работы трапезной (с 8:00 до 21:00) и выбор меню. Заявка на питание в трапезной для групп (от 20 человек) осуществляется не менее чем за 2 суток до прибытия группы).
  • Монастырские лавки: (расположены за памятником прпмч. Корнилию, слева от входа в Святые врата; «Всякая вкуснятина» – ежедневно с 9:00 до 18:00; «Келарская лавка» – в субботу, воскресенье и праздничные дни с 9:00 до 18:00; Монастырская лавка на автобусной стоянке на ул. Псковская, за магазином «От и до» – в субботу, воскресенье и праздничные дни с 9:00 до 17:00.)

Подробнее о заказах питания для паломнических групп на сайте монастыря

Экскурсии[править | править код]

Телефон: +7 911 360 11 77, +7 81148 2 27 43 (с 9:00 до 17:00 ежедневно)

Электронная почта: istoriya-1473@mail.ru

Для организованных групп и одиночных паломников групповые и индивидуальные экскурсии по территории монастыря проводятся в течение дня с 9 до 19 часов по предварительной записи. Для паломнических групп необходимо подать прошение на официальном бланке прихода или организации (форма прошения доступная на сайте монастыря). Всю дополнительную информацию об организации экскурсий и посещении святынь можно получить у администратора Экскурсионно-паломнической службы.

В сопровождении экскурсовода паломники и туристы могут услышать интересный рассказ о истории этой древней обители, посетить экспозицию Ризницы «Древлехранилище эпохи Иоанна Грозного», а также музей Старцев – пещерные келии преподобного Симеона и архимандрита Серафима. Богом зданные пещеры можно посетить по предварительным заявкам с 9 до 16 часов (кроме понедельника и четверга). Для одиночных паломников, для посещения пещер формируется группа в 12 часов, а в воскресные и праздничные дни в 13 часов.

Экскурсионно-паломнической службой Псково-Печерского монастыря организовываются поездки по святым местам Пскова, Старого Изборска и на Талабские острова. По вопросам организации поездки обращаться к администратору экскурсионной службы по телефону: +7 911 360 11 77.

Подробнее об экскурсиях на сайте монастыря или в официальной группе Псково-Печерского монастыря ВКонтакте

Трудникам[править | править код]

Информацию для желающих потрудиться в Псково-Печерском монастыре можно найти в официальной группе Псково-Печерского монастыря ВКонтакте.

Интересно[править | править код]

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]