Храм Николая Чудотворца (Верхний Шибряй): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==  
== История ==  
Первые поселенцы деревни расположились в верхнем течении речки Шибряйки, которая получила название от двух мордовских слов: «Ши» - солнце, «Ляй» - речка, значит «солнечная речка», то есть река, протекающая по открытой местности. Первоначальное название деревни было Шибряйские Верхи, переименованное затем в Верхний Шибряй. По российской летописи 1816 года село называется с Верхний Шибряй, в котором в то время было 128 домохозяйств, мужчин 405, женщин 415.
В 1858 году в селе Верхний Шибряй была построена церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1880 году от удара молнии церковь сгорела. В последующие годы, был привезен сруб нового деревянного храма из Бутурлиновки Воронежской области, поставлен в Верхнем Шибряе и освящен в честь святителя Николая Чудотворца в 1883 году. В историко-статистическом описании Тамбовской Епархии имеется запись: "село Верхний Шибряй (Утиное) Борисоглебского уезда Уваровского округа, церковь — деревянная, холодная, построена на средства прихожан".


В 1858 году в с. Верхний Шибряй была построена церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1880 году от удара молнии церковь сгорела. Был привезен сруб нового деревянного храма из Бутурлиновки Воронежской области, поставлен в Верхнем Шибряе и освещен в честь святителя Николая Чудотворца в 1883. В историко-статистическом описании Тамбовской Епархии имеется запись: село Верхний Шибряй (Утиное) Борисоглебского уезда Уваровского округа, церковь – деревянная, холодная, построена на средства прихожан.
При церкви был молитвенный дом — каменный, с престолом в честь Николая Чудотворца. Молитвенный дом отапливался печами, в нем совершались богослужения зимой.


При церкви есть молитвенный дом - каменный, с престолом Николая Чудотворца (9 мая, 6 декабря). Молитвенный дом отапливается печами, в котором совершаются богослужения зимой.
Деревянная церковь прихода высотой 25 метров, площадью 300 квадратных метров, с богатым иконостасом, дорогой церковной утварью, была построена по проекту видного архитектора конца IXX - XX в. поляка Теофила Свирчевского- католика по вероисповеданию.
Деревянная церковь прихода высотой 25 метров, площадью 300 квадратных метров, с богатым иконостасом, дорогой церковной утварью, была построена по проекту видного архитектора конца IXX - XX в. поляка Теофила Свирчевского- католика по вероисповеданию.
При церкви находилось дворов с деревнями 350, душ мужского пола – 1166, женского – 1355, великороссы, земледельцы имели надельной земли по три четверти десятин на душу.
При церкви находилось дворов с деревнями 350, душ мужского пола – 1166, женского – 1355, великороссы, земледельцы имели надельной земли по три четверти десятин на душу.

Версия от 13:51, 6 июля 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Николая Чудотворца в селе Верхний Шибряй сооружен в бывшем молитвенном доме взамен сгоревшего в 2007 году старинного деревянного храма XIX века. Здание молитвенного дома было построено также в конце XIX века.

История[править | править код]

В 1858 году в селе Верхний Шибряй была построена церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1880 году от удара молнии церковь сгорела. В последующие годы, был привезен сруб нового деревянного храма из Бутурлиновки Воронежской области, поставлен в Верхнем Шибряе и освящен в честь святителя Николая Чудотворца в 1883 году. В историко-статистическом описании Тамбовской Епархии имеется запись: "село Верхний Шибряй (Утиное) Борисоглебского уезда Уваровского округа, церковь — деревянная, холодная, построена на средства прихожан".

При церкви был молитвенный дом — каменный, с престолом в честь Николая Чудотворца. Молитвенный дом отапливался печами, в нем совершались богослужения зимой.

Деревянная церковь прихода высотой 25 метров, площадью 300 квадратных метров, с богатым иконостасом, дорогой церковной утварью, была построена по проекту видного архитектора конца IXX - XX в. поляка Теофила Свирчевского- католика по вероисповеданию. При церкви находилось дворов с деревнями 350, душ мужского пола – 1166, женского – 1355, великороссы, земледельцы имели надельной земли по три четверти десятин на душу.

В приходе 4 деревни: Дудинка, 22 двора, м – 60, ж – 90. Добринка, 74 двора, м – 230, ж – 250. Новоселки, 80 дворов, м – 240, ж – 285. Поселок Вишневский, 54 двора, м - 160, ж – 200.

4 школы: одна церковно-приходская, три земские.

Штат: священник, дьякон и псаломщик. У притча 36 сажен усадебной земли и 33 десятины полевой, из которых притч пользуется только 20 десятин, полевая земля неудобная, дохода приносит мало. Братский годовой доход 700 рублей. Дома у притча собственные. Приход находится от станции «Мучкап» и «Уварово» в 20 верстах, где есть почтовые отделения, больница и базар, фельдшерский пункт в самом селе, а так же и волость Верхнешибряйская.

Издревле люди почитали дерево, относились к нему как к живому. Именно из дерева был возведен Никольский храм.

Церковь была поставлена так, чтобы её было видно отовсюду и все улицы и дороги вели к ней – центру духовной жизни людей.

А на взгорье по центру Шибряя Куполами нас радовал храм Это удивительное сооружение, похожее на цветущий куст, поражало своей сокровенностью и ладностью форм. Пять голубых, а впоследствии золотых куполов устремились в небо, широко паря над просторами села. Резные узоры деревянных кружев, причудливые решётки окон, замысловатые детали придавали храму нарядный и сказочный вид.

В церкви было 14 окон: с северной стороны 7 и с южной стороны тоже 7 окон. В храме 3 входа: с северной стороны, с южной стороны и главный вход с западной стороны. Высокая колокольня радовала своим благовестом местных жителей.

Церковь обнесена железной оградой, в западной части ограды устроены широкие ворота. В восточной части на территории храма приходское кладбище. Под сенью кудрявых берез приютились для вечного успокоения усопшие священнослужители. На их могилах деревянные кресты, но имена – неизвестны.

В 2000 году здание было реставрировано. Церковь вышла на славу. Желтые яркие стены и пять куполов, покрытые золотистым оттенком, были видны издалека. В главный восьмиконечный крест врезали стекло, которое сверкало от лучей солнца, с какой бы стороны не посмотреть.

Свято-Никольский храм, несомненно, можно было бы назвать памятником деревянного зодчества.

При входе в храм можно было увидеть много икон, которые были развешаны на бревенчатых стенах. Все иконы были расписаны академической живописью. Изображенные лики святых в состоянии «обожения» - бесстрастия, твердости и в то же время доброжелательности и умиротворения.

В восточной части храма, располагался алтарь, в эту часть храма прихожан не пускали. В алтарь входили лишь священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужениях. Здесь же, у алтаря, было огорожено перилами место для певчих. За перилами стояли тумбочки, на которые певчие клали необходимые им для пения молитв книги. Алтарь от средней части церкви отделял трехъярусный иконостас с тремя дверями.

Средние назывались Царские Врата. Иконы располагались в известном порядке. На Царских Вратах – Благовещение и четыре Евангелиста. Направо – икона Иисуса Христа, налево – Божией Матери. На других дверях изображены архангелы Гавриил и Михаил. Справа от иконы Спасителя находилась Храмовая икона, т.е. икона с изображением св. Николая Чудотворца, которой посвящен храм. Над Царскими Вратами помещалась икона Евангелистиц или Вечери. На особых высоких столиках – аналоях лежали иконы. Перед ними стояли подсвечники, куда можно было прихожанам ставить свечи.


Пол был деревянный. Во время праздничной службы, венчания, крестин и других торжеств посередине стелили красную ковровую дорожку. В центре церкви на длинном стальном тросе висела большая люстра - паникадило (в три яруса), в которой зажигались лампады.

В 20-е годы в с. Верхний Шибряй приезжает Захаров Иван Никитич со своей женой Евгенией из села Сатино Инжавинского района. Иван с раннего детства ходил в церковь, затем был псаломщиком. По направлению Епархии он поступает в духовную семинарию, по окончании которой становится протоиереем церкви с. Верхний Шибряй. Вместе с ним служил отец Михаил, приехавший в село со своей внучкой Юлей с белорусских земель.

У протоиерея Иоанна было трое детей: сын и две дочери. В 1929 году стали закрывать церкви, началось гонение на священнослужителей. Отец Михаил отрёкся от церкви. А протоиерей Иоанн за неповиновение новой власти и за не отречение от церкви был арестован и сослан в Сибирь. Он пробыл в ссылке ровно 10 лет.

Письма приходили домой один раз в месяц. В последнем письме он сообщил жене, что скоро приедет. А весточку от него они должны получить от отца Михаила из Мучкапа, который вместе с ним находился в ссылке, но был освобожден на неделю раньше. Жена, матушка Евгения, вместе с дочерью Дусей ходили пешком в Мучкап, чтобы узнать о здоровье своего мужа и отца. Ровно через неделю протоирей Иоанн вернулся домой.

Он рассказывал, что ему на дорогу выдали 3 рубля, поэтому добираться до дому в основном приходилось пешком и редко на повозках. Через некоторое время его вызывают в Тамбов, и он снова в церкви до конца своей жизни. Умер протоиерей Иоанн в 1964 году

В то время, когда протоиерей Иван, находился в ссылке, по приказу районных властей хотели закрыть и нашу церковь. Для этого устроили собрание. Но никто из крестьян не подписал документ о закрытии церкви, что и спасло её от разрушения.

Вскоре церковь всё - таки была опечатана и закрыта на замок.

Так церковь и простояла с амбарным замком до 40-х годов. В это время храм служил колхозным зернохранилищем. Но в алтарь зерно не засыпали, крестьяне были верующими, а осквернение алтаря считалось большим грехом.

В 1942 году стали собирать подписи населения для открытия церкви. И в 1943 году в церкви началась служба, которую вели отец Михаил, протоирей Иоанн, псаломщик Ерохин Тарас Платонович, уроженец с. Александровка Уваровского района.

При церкви существовал молитвенный дом. В 1943 году в этом доме открыли сельский клуб. В церкви шла служба, а в клубе играла гармошка и пели песни. Затем до конца 70-х годов молитвенный дом служил спортзалом для школы.

Призыв «Всё для фронта, все для победы» не оставил в стороне и служителей церкви. Церковь активно помогала фронту: были отправлены деньги; вовремя платились налоги.

Во время Великой Отечественной войны был снят большой колокол, который отправили на переплавку для изготовления снарядов. А второй колокол, поменьше, закопали в яму, но впоследствии так и не нашли. В 50-е годы началась активная агитация против церкви. Регистрацию рождения детей, бракосочетания осуществляло государство. Но, несмотря на запреты власти, местные жители, да и приезжие крестили тайком детей, венчались в церкви.

Ну как представить кухню без стола, Буренушку-кормилицу без вымени? Всего страшней, нелепей для села – Утрата храма Николая имени… (Николай Гуреев, уроженец с. В-Шибряй) В одночасье жители села и окрестных деревень стали сиротами. 21 апреля 2007г. на праздник святых жен - мироносиц сгорела церковь, простоявшая 114 лет.

Очевидцы рассказывают, что возгорание произошло в алтаре. В церкви находились две псаломщицы. Огонь двигался с неслыханной скоростью по полу. Женщины только и успели взять книгу молитв, и вышли звать на помощь. Церковь сгорела за считанные минуты Не передать словами, как падали купола, как рушилось здание. Нельзя описать ту боль, которую испытали люди. Сколько слез было пролито в этот миг. И стар, и млад, спешили на помощь, но сохранить святой дом, своё пристанище от горя и скорби, не сумели.

Всем миром взялись за расчистку пожарища. И вдруг… О чудо! Икона Казанской Божией Матери! Такое совпадение можно назвать Божественным проведением. Ведь первая церковь в нашем селе была освещена в честь иконы Казанской Божией Матери, наш престольный праздник – Казанская. И сохранилась после пожара только одна икона Казанской Божией Матери.

Прошло немного времени, и над крышей молитвенного дома поднялся крест символ того, что Бог нас не оставил. Церковь возродилась.

Храм отреставрировали на средства прихожан и спонсоров. Внутреннее убранство храма немногим отличается от убранства бывшей церкви, только нет того величия и могущества. В храме ведутся богослужения и совершаются таинства (венчание, крещение, соборование, причастие, исповедь, сорокоуст и т.д.).

Более 10 лет в храме работает воскресная школа. Занятия в воскресной школе ведет матушка Светлана. Обучение ведется по предметам: Священная история Ветхого и Нового завета, нравственное богословие, история церкви, история России.

Есть в школе дополнительные занятия: пение, мастерство. Школу посещают дети не только Верхнего Шибряя, но и соседних деревень (Ольшанка, Красный Куст Мучкапского района). В праздничные дни (Рождество, Пасха) воскресная школа вместе с обучающимися местной школы проводят праздничные концерты, посещают святые места. Летом дети из воскресной школы отдыхают в православном лагере «Радость».