Воскресенский кафедральный собор (Тверь): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Россия, Республика Мордовия, Ковылкинский район, с. Кимляй|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация= Россия, г. Тверь, ул. Баррикадная, 1-1а|вид=Приходской храм}}
'''Воскресенский собор''' — православный храм Христорождественского монастыря в Твери (улица Баррикадная, Пролетарский район). С 1990-х годов имеет статус одного из кафедральных соборов Тверской епархии Русской православной церкви и находится в непосредственном подчинении правящего епархиального архиерея.
'''Воскресенский собор''' — православный храм Христорождественского монастыря в Твери (улица Баррикадная, Пролетарский район). С 1990-х годов имеет статус одного из кафедральных соборов Тверской епархии Русской православной церкви и находится в непосредственном подчинении правящего епархиального архиерея.
[[Файл:Вкст 1.jpg|250px|thumb|right]]
[[Файл:Вкст 1.jpg|250px|thumb|right]]

Версия от 17:08, 30 октября 2015

Идёт загрузка карты…

Воскресенский собор — православный храм Христорождественского монастыря в Твери (улица Баррикадная, Пролетарский район). С 1990-х годов имеет статус одного из кафедральных соборов Тверской епархии Русской православной церкви и находится в непосредственном подчинении правящего епархиального архиерея.

История[править | править код]

Собор заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н.П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В 1936 году собор был закрыт. В 1988 году возвращён епархии; в 1992 году епископ (впоследствии митрополит) Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) совершил малое освящение храма.

В декабре 2000 года в селе Владычня были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).

Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.

Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.

Мощи[править | править код]

Преподобноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский)

Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Через год после рождения сына отца Василия перевели в село Макарий в трех километрах от Трехсвятского. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником.

Часть образованного общества того времени была настроена против Православной Церкви, и тот, кто горел желанием послужить своему народу и для кого небезразличны были интересы нравственные, уходили в общественные движения, чаще всего социалистические.

Под влиянием народнических идей Митрофан Васильевич поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он стал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской епархии; она окончила курс Тверской гимназии, собиралась работать учительницей и приезжала в Варшаву навестить родственников. 29 января 1893 года они обвенчались.

Преподобный Макарий, игумен Калязинский

Прп. Макарий (в миру Матфей), игумен Троицкого Калязинского монастыря, родился в 1402 г. в с. Грибково (Кожино) вблизи Кашина, в боголюбивой семье. Родители — боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) — воспитывали Матфея в вере и богопочтении.

По желанию родителей Матфей согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги обещали друг другу, что в случае смерти одного из них овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена. Двадцатипятилетний Матфей поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания. Тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился из монастыря. Он избрал место в лесу в 18 верстах от Кашина, где срубил себе келью. Прознав об отшельнике, иноки стали стекаться к прп. Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Вскоре образовался монастырь, где игуменом был избран прп. Макарий.

Святой благоверный великий князь Михаил Тверской

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, – он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Святая благоверная великая княгиня и инокиня Анна Кашинская

Анна Кашинская (?-1368), княгиня, супруга тверского князя Михаила Ярославича. После гибели мужа в Орде (1318) постриглась в монахини под именем Софии, затем приняла схиму под именем Анны в Кашинском Успенском монастыре. В 1649 канонизирована Русской православной церковью. Почитание, прекращённое в 1677, в период церковного "раскола", возобновлено в 1908.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Видеолетопись Тверской митрополии. От 23 октября
Слово Патриарха Кирилла в Воскресенском соборе Твери

Как добраться[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Паломнику[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.