Часовня Смоленской иконы Божией Матери (Князево): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 7: Строка 7:
Часовня стоит в западной части деревни, с отступом от линии уличной застройки, в настоящее время расположена на территории музея С. Я. Лемешева, здание которого поставлено на месте церковно-приходской школы. Историческая территория часовни, имеющая прямоугольную форму, была обнесена металлической решетчатой оградой (сохранился только небольшой фрагмент). Часовня построена по проекту новоторжского городского архитектора С. И. Гребенщикова, утвержденному 14 мая 1884 года, на средства местных жителей в память об освобождении крестьян 1861 года. Согласно народному преданию, она поставлена на месте стоявшей здесь некогда церкви. Существующее здание в деталях отличается от проекта, в частности не были выложены рустованные угловые лопатки.  
Часовня стоит в западной части деревни, с отступом от линии уличной застройки, в настоящее время расположена на территории музея С. Я. Лемешева, здание которого поставлено на месте церковно-приходской школы. Историческая территория часовни, имеющая прямоугольную форму, была обнесена металлической решетчатой оградой (сохранился только небольшой фрагмент). Часовня построена по проекту новоторжского городского архитектора С. И. Гребенщикова, утвержденному 14 мая 1884 года, на средства местных жителей в память об освобождении крестьян 1861 года. Согласно народному преданию, она поставлена на месте стоявшей здесь некогда церкви. Существующее здание в деталях отличается от проекта, в частности не были выложены рустованные угловые лопатки.  


Кубический объем завершен крещатой кровлей с двускатным покрытием над каждым фасадом, выше поднимается четырехгранный шатер с восьмигранным барабаном и луковичной главкой. С запада расположен арочный входной проем, перед ним выступает крыльцо, сохранившее первоначальные белокаменное основание площадки и решетчатые ограждения. Южный и северный фасады расчленены крупными арочными нишами, в которые вписаны пары стрельчатых окон. На восточном фасаде помещена арочная ниша. В верхней части трех фасадов (за исключением восточного) расположены небольшие ложные окна - круглые на западном и южном фасадах и квадратное — на северном. Помещение часовни имеет плоское перекрытие, отделяющее его от венчающего шатра. Восточную стену расчленяют пять ниш с лучковыми перемычками (вероятно, для икон).Здание сложено из кирпича, стены оштукатурены. Пример каменной сельской часовни периода эклектики, отличающейся лаконичными формами и выразительным силуэтом.  
Кубический объем завершен крещатой кровлей с двускатным покрытием над каждым фасадом, выше поднимается четырехгранный шатер с восьмигранным барабаном и луковичной главкой. С запада расположен арочный входной проем, перед ним выступает крыльцо, сохранившее первоначальные белокаменное основание площадки и решетчатые ограждения. Южный и северный фасады расчленены крупными арочными нишами, в которые вписаны пары стрельчатых окон. На восточном фасаде помещена арочная ниша. В верхней части трех фасадов (за исключением восточного) расположены небольшие ложные окна - круглые на западном и южном фасадах и квадратное — на северном. Помещение часовни имеет плоское перекрытие, отделяющее его от венчающего шатра. Восточную стену расчленяют пять ниш с лучковыми перемычками (вероятно, для икон). Здание сложено из кирпича, стены оштукатурены. Часовня — пример каменной сельской часовни периода эклектики, отличающейся лаконичными формами и выразительным силуэтом.  


Часовня иконы Божьей Матери Смоленской, смотрителем которой долгое время была тетя Сергея Яковлевича Лемешева — Анисья Степановна и которую она спасла от разрушения в тридцатые годы, нуждалась в реставрации. Больше полувека она находилась в заброшенном состоянии и превратилась почти в руины. В 1989 году, был сделан ремонт на народные средства. Самый большой взнос сделала вдова певца, Вера Николаевна Кудрявцева, затем последовала помощь народного артиста СССР Владимира Васильева, птицефабрики "Тверская", совхоза "Медновский".
Смотрителем часовни долгое время была тетя Сергея Яковлевича Лемешева — Анисья Степановна, она спасла ее от разрушения в тридцатые годы, но в последние годы часовня нуждалась в реставрации. Больше полувека она находилась в заброшенном состоянии и превратилась почти в руины. В 1989 году, был сделан ремонт на народные средства. Самый большой взнос сделала вдова певца, Вера Николаевна Кудрявцева, затем последовала помощь народного артиста СССР Владимира Васильева, птицефабрики "Тверская", совхоза "Медновский". В 1988-89 годах также было обновлено крыльцо, а внутри сделан потолок.
 
В 1988-89 годах проводились ремонтно-восстановительные работы, во время которых было обновлено крыльцо, а внутри сделан потолок.

Версия от 15:18, 23 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Часовня Смоленской иконы Божией Матери в деревне Князево построена по проекту новоторжского городского архитектора С. И. Гребенщикова, утвержденному 14 мая 1884 года, на средства местных жителей в память об освобождении крестьян в 1861 году. Согласно преданию, поставлена на месте стоявшей здесь некогда церкви.

История[править | править код]

План храма

Часовня стоит в западной части деревни, с отступом от линии уличной застройки, в настоящее время расположена на территории музея С. Я. Лемешева, здание которого поставлено на месте церковно-приходской школы. Историческая территория часовни, имеющая прямоугольную форму, была обнесена металлической решетчатой оградой (сохранился только небольшой фрагмент). Часовня построена по проекту новоторжского городского архитектора С. И. Гребенщикова, утвержденному 14 мая 1884 года, на средства местных жителей в память об освобождении крестьян 1861 года. Согласно народному преданию, она поставлена на месте стоявшей здесь некогда церкви. Существующее здание в деталях отличается от проекта, в частности не были выложены рустованные угловые лопатки.

Кубический объем завершен крещатой кровлей с двускатным покрытием над каждым фасадом, выше поднимается четырехгранный шатер с восьмигранным барабаном и луковичной главкой. С запада расположен арочный входной проем, перед ним выступает крыльцо, сохранившее первоначальные белокаменное основание площадки и решетчатые ограждения. Южный и северный фасады расчленены крупными арочными нишами, в которые вписаны пары стрельчатых окон. На восточном фасаде помещена арочная ниша. В верхней части трех фасадов (за исключением восточного) расположены небольшие ложные окна - круглые на западном и южном фасадах и квадратное — на северном. Помещение часовни имеет плоское перекрытие, отделяющее его от венчающего шатра. Восточную стену расчленяют пять ниш с лучковыми перемычками (вероятно, для икон). Здание сложено из кирпича, стены оштукатурены. Часовня — пример каменной сельской часовни периода эклектики, отличающейся лаконичными формами и выразительным силуэтом.

Смотрителем часовни долгое время была тетя Сергея Яковлевича Лемешева — Анисья Степановна, она спасла ее от разрушения в тридцатые годы, но в последние годы часовня нуждалась в реставрации. Больше полувека она находилась в заброшенном состоянии и превратилась почти в руины. В 1989 году, был сделан ремонт на народные средства. Самый большой взнос сделала вдова певца, Вера Николаевна Кудрявцева, затем последовала помощь народного артиста СССР Владимира Васильева, птицефабрики "Тверская", совхоза "Медновский". В 1988-89 годах также было обновлено крыльцо, а внутри сделан потолок.