История монастыря стала неотъемлемой частью истории сербского народа в Вараждинском генералате (военно-административном округе). Монастырь принимал участие в борьбе против попыток введения унии с Римско-католической церковью. В конце 1692 — начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительное время пребывал Сербский (Печьский) патриарх Арсений III Чарноевич. Здесь он собирал массы верующих и проповедовал, а также навещал окрестных воевод. Это ещё более повысило значимость Лепавины, которая, после передачи монастыря Марча униатам, стала важнейшим центром православия в районе.
История монастыря стала неотъемлемой частью истории сербского народа в Вараждинском генералате (военно-административном округе). Монастырь принимал участие в борьбе против попыток введения унии с Римско-католической церковью. В конце 1692 — начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительное время пребывал Сербский (Печьский) патриарх Арсений III Чарноевич. Здесь он собирал массы верующих и проповедовал, а также навещал окрестных воевод. Это ещё более повысило значимость Лепавины, которая, после передачи монастыря Марча униатам, стала важнейшим центром православия в районе.
При архимандрите Гаврииле (Вучковиче) духовная жизнь монастыря возросла: увеличилось число насельников обители, о. Гавриилом были запущены несколько миссионерских интернет-проектов, среди которых журнал «Путь, истина и жизнь», радио «Благовест», миссионерский молодежный проект СПЦ «Теодул» и т.д.
При архимандрите Гаврииле (Вучковиче) духовная жизнь монастыря возросла: увеличилось число насельников обители, о. Гавриилом были запущены несколько миссионерских интернет-проектов, среди которых журнал «Путь, истина и жизнь», радио «Благовест», миссионерский молодежный проект СПЦ «Теодул».
Монастырь славится чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Лепавинской, делающей его важным паломническим местом.
Монастырь славится чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Лепавинской, делающей его важным паломническим местом.
Респу́блика Хорва́тия (хорв. Republika Hrvatska [xř̩ʋaːtskaː]) — государство на юге Центральной Европы, частично на западе Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии, ставшая независимой в 1991 году. Официальный язык — хорватский. Население — 4 246 809 чел.
Наиболее распространённой религией в Хорватии является католицизм, католиками по данным общенациональной переписи 2011 года считают себя 3 697 143 человека или 86,28 % общего населения страны.
Из православных церквей в стране представлены: Сербская православная церковь, Болгарская православная церковь и Македонская православная церковь, которые официально признаны государством.
По данным переписи 2011 года число православных в Хорватии равнялось 190 143 человек, что составляет 4,44 % населения страны.
На 2013 год насчитывалось пятнадцать действующих монастырей Сербской православной церкви, из которых: два — в Загребско-Люблянской митрополии, три — в Горнокарловацкой епархии, шесть — в Далматинской епархии, четыре — в Славонской епархии.
С самого раннего периода существования независимого хорватского государства (IX век) оно было тесно связано с латинским Западом. При первом хорватском короле Томиславе I
состоялись два сплитских церковных собора, которые решали вопрос о
допустимости богослужения на славянском языке. Несмотря на решения,
вынесенные в пользу латыни, славянское богослужение продолжало
существовать параллельно с латинским и представляло собой римскую мессу, служащуюся на церковнославянском и с богослужебными книгами на глаголице. Глаголический обряд окончательно исчез из употребления в середине XX века.
После Великого церковного раскола хорватская церковь осталась в общении с римским епископом, несмотря на тесные политические связи с Византией. После утраты независимости хорватская церковь пользовалась существенной автономией в составе сначала Венгерского королевства, а затем Австро-Венгрии. В 1687 году хорватский парламент официально провозгласил святого Иосифа покровителем страны.
После распада Австро-Венгрии Хорватия вошла в состав Югославии,
где межнациональные противоречия между хорватами-католиками,
сербами-православными и боснийскими мусульманами усугублялись
религиозными и приводили к конфликтам, последним из которых по времени
стали Война в Хорватии (1991-1995) и Боснийская война.
В ходе военных действий было разрушено большое количество католических и
православных храмов. Потоки беженцев (сербов из Хорватии, хорватов из
Боснии и Герцеговины) привели к существенному изменению
этно-конфессиональной картины.
Монастырь Крка находится в Северной Далмации в Хорватии, основан в 1350 году. Относится к Сербской Православной Церкви. Монастырь был основан в 1350 году сербской принцессой Еленой Шубич Неманьич, сестрой короля Стефана Уроша IV и женой хорватского вельможи Младена III Шубича. Идея основания монастыря принадлежала исповеднику принцессы монаху Рувиму. По сведениям античного историка Луциюса, в том районе проповедовал апостол Павел.
В 1530 году церковь в монастыре разрушили турки, восстановили её только в 1577 году. В 1647 году она была вновь уничтожена, а монастырь разграблен. Спустя три года началось его восстановление. В XVI веке он был под управлением архиереев Дабро-Боснийской епархии, таких как Гаврило, Арсентие и Теодор. В XVIII веке этим занимались духовные пастыри Черногории, как например Петар Цетинский или Сава Петрович.
Современный облик монастырь получил в 1779 году. Тогда же был воздвигнут и новый большой алтарь. Со времени своего основания монастырь Крка был духовным центром для сербов Далмации. Монастырю часто присылали различные святыни и драгоценности из Иерусалима, Святой Горы Афон, Венеции, России и т.д.
Монастырь Крупа находится в Северной Далмации, в Хорватии, основан в 1317 году.
Монастырь Крупа был основан во времена короля Милутина в 1317 году монахами из района сегодняшней Босанска-Крупы. Во времена царя Душана Сильного в 1345 году монастырь был обновлён, о чём свидетельствует запись на своде монастырской церкви. Сербский король Милутин, его сын Стефан Урош III Дечанский и внук Стефан Урош IV Душан дарили монастырю значительные земельные владения. Позднее их принадлежность монастырю подтверждали султанские фирманы.
После турецкого вторжения в сербские земли монастырь стал духовной опорой для сербов Далмации. В этот период значительное внимание ему оказывали деспоты Бранковичи. Во времена венецианско-турецких войн монастырь неоднократно страдал, однако каждый раз восстанавливался и отстраивался заново. В 1537 году монастырь попал под власть турок, а с 1557 года управлением им взяли на себя архиереи Дабро-Боснийские.
Благодаря стараниям епископа Далматинского Фотия монастырь в настоящее время восстанавливается, растёт количество монахов.
Лепавина — мужской монастырь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, относится к Сербской Православной Церкви, основан в XVI веке. В местной летописи сообщается, что монастырь был построен около 1550 года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии. Его основателем считается постриженик афонского монастыря Хиландар Ефрем Вукобрадович родом из Герцеговины, который с двумя монахами из Боснии построил небольшую деревянную церковь.
История монастыря стала неотъемлемой частью истории сербского народа в Вараждинском генералате (военно-административном округе). Монастырь принимал участие в борьбе против попыток введения унии с Римско-католической церковью. В конце 1692 — начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительное время пребывал Сербский (Печьский) патриарх Арсений III Чарноевич. Здесь он собирал массы верующих и проповедовал, а также навещал окрестных воевод. Это ещё более повысило значимость Лепавины, которая, после передачи монастыря Марча униатам, стала важнейшим центром православия в районе.
При архимандрите Гаврииле (Вучковиче) духовная жизнь монастыря возросла: увеличилось число насельников обители, о. Гавриилом были запущены несколько миссионерских интернет-проектов, среди которых журнал «Путь, истина и жизнь», радио «Благовест», миссионерский молодежный проект СПЦ «Теодул».
Монастырь славится чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Лепавинской, делающей его важным паломническим местом.
Адрес: Находится в селе Лепавина (община Соколовац) в северной Хорватии, недалеко от города Копривница.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Шибенике — самый большой православный храм в городе, расположенный рядом с архиерейской резиденцией Далматинской епархии Сербской православной церкви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы является главным храмом Далматинской епархии. В соборе находится богатая ризница, которая насчитывает более сотни икон, выполненных в византийском стиле (XV-XIX вв.), а также большую коллекцию литургических предметов и рукописей.
До 1808 года здание собора Успения Пресвятой Богородицы принадлежало бенедиктинскому женскому монастырю (XIV в.), а церковь в то время называлась Святым Спасителем (XII в.). Впоследствии она перешла во владение Сербской православной церкви. Свой нынешний облик церковь обрела в XVIII веке, именно тогда были выстроены великолепные барочные колокольни работы Ивана Скока. Благодаря этой реконструкции церковь стала уникальным строением в своем роде на всем Адриатическом побережье.
Благовещенская церковь построена в 1877 году, известна уникальной коллекцией икон. Храм относится к Сербской Православной Церкви.
В 1907 году церковь приобрела здание, расположенное по соседству. Некогда это здание принадлежало аристократической семье Бонда, а в настоящее время здесь размещается музей икон. В музее представлена уникальная коллекция ценных и редких икон, датируемых XV-XIX веками, а также старинная мебель, религиозные артефакты, такие как факсимильное издание Мирославово Евангелие 1897 года и Евангелие на русском языке в металлической обложке 1805 года, напечатанное в Москве. В музее можно увидеть бюсты Вука Стефановича Караджича, сербского филолога, лингвиста и реформатора сербского языка, и Ивана Гундулича, дубровницкого поэта эпохи барокко и др.
Церковь также владеет библиотекой, насчитывающей около 12 тысяч книг. Помимо богослужебных книг на церковно-славянском языке, здесь имеются разные тематические книги на французском, русском, итальянском и других языках.
Церковь пророка Божия Илии в Задаре — православный храм Далматинской епархии Сербской православной церкви XVI века. Находится на центральной площади Старого города. Сербская церковь пророка Божия Илии с ее богатой и уникальной ризницей является одной из достопримечательностей Задара.
История храма и ее ризницы началась в 1548 году, когда князь Задарский передал существующую средневековую церковь святого Илии православным грекам. Во второй половине XVI, а также в XVII и XVIII вв. в Задар стали прибывать все больше и больше православных сербов. В середине XVIII века эту церковь получила в свое ведение Сербская православная община. Ее перестроили в стиле позднего барокко, а заодно и возвели колокольню в 1773 году.
В церкви пророка Божия Илии в Задаре хранится ценная коллекция церковных святынь. Это старинные иконы XVI-XVIII вв., которые были собраны в церкви за время ее существования. Это самая большая коллекция икон в Далмации. В ризнице также можно увидеть и литургические сосуды, изготовленные из драгоценных металлов, в основном, венецианцами или русскими в XVIII-XIX веках, кресты, церковную одежду, интересную коллекцию антиминсов, многочисленные богослужебные книги, напечатанные в Венеции и Москве и Буде, сербские и греческие рукописи.
Адрес: S.S. 3, Trg Serdara Stojana Jankovića, 23000, Zadar, Хорватия