Храм Архангела Михаила (Пущино): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 41: Строка 41:


==Деятельность прихода==
==Деятельность прихода==
Трудно возводились стены храма, но еще труднее шел процесс возрождения душ ученых-атеистов, которых в городе биологов было большинство. Если человек простой принимает веру всем сердцем, интуицией, то у людей, наделенных суммой научных знаний, приход к вере сопровождается длительным осмыслением. Вопрос взаимоотношения веры и науки в 90-е годы был особенно актуален в Пущине. Отец Феофан, уйдя в монастырь, не оставляет попечения о земляках. Он регулярно приезжает в Пущино и в течение нескольких лет читает лекции в Доме ученых и актовых залах институтов для своих коллег. Пройдя сам путь от изучения процессов работы мозга до умного монашеского делания, он имеет, что рассказать научным работникам. За циклом лекций «Вера и наука» следует цикл «О борьбе со страстями». Получив в монашестве имя Феофан, батюшка внимательно изучает труды своего святого покровителя — святителя Феофана Затворника. «Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться» — этот вопрос волновал не только святого подвижника, но и отца Феофана и пущинских неофитов, постепенно начинавших воцерковляться. Благодаря лекциям отца Феофана, пущинцы имели возможность постигать азы православной аскетики и православной антропологии. Взгляд на человека как на образ Божий, осознание истинного предназначения человека, понимание причин греховности и узнавание способов борьбы со страстями — эти темы находили отклик в умах научной интеллигенции.
Вопрос взаимоотношения веры и науки в 90-е годы был особенно актуален в Пущине. Отец Феофан, уйдя в монастырь, не оставляет попечения о земляках. Он регулярно приезжает в Пущино и в течение нескольких лет читает лекции в Доме ученых и актовых залах институтов для своих коллег. Пройдя сам путь от изучения процессов работы мозга до умного монашеского делания, он имеет, что рассказать научным работникам. За циклом лекций «Вера и наука» следует цикл «О борьбе со страстями». Получив в монашестве имя Феофан, батюшка внимательно изучает труды своего святого покровителя — святителя Феофана Затворника. «Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться» — этот вопрос волновал не только святого подвижника, но и отца Феофана и пущинских неофитов, постепенно начинавших воцерковляться. Благодаря лекциям отца Феофана, пущинцы имели возможность постигать азы православной аскетики и православной антропологии. Взгляд на человека как на образ Божий, осознание истинного предназначения человека, понимание причин греховности и узнавание способов борьбы со страстями — эти темы находили отклик в умах научной интеллигенции.


Молодел пущинский приход. Помимо бабушек, в храм стали приходить и молодые семьи с детьми. Недавно воцерковленные родители были еще не в состоянии полноценно рассказать своим детям о Боге. Воскресную школу отец Дионисий организовал еще до своего назначения настоятелем. Воспитанники Гнесинской академии музыки — молодой батюшка и матушка Татьяна за неимением другого помещения рассказывали детям о православии в стенах музыкальной школы с любезного разрешения её директора. Параллельно они вели уроки «Духовная музыка» в музыкальном лицее. Не всем это нравилось в те времена, и в отдел культуры Администрации г. Пущино приходит жалоба на то, что священник преподает в школе. Для разъяснения ситуации в музыкальную школу направляют Владимира Александровича Кирпичева — выпускника Хабаровского института культуры, недавно переехавшего с семьей в Пущино. Так состоялась первая встреча о. Дионисия с будущим о. Владимиром. Узнав, что супруги Кирпичевы вели на Камчатке активную церковную жизнь, о. Дионисий, предлагает Елене Карловне возглавить воскресную школу, а Владимиру Александровичу принять священство, что вскоре и произошло.
Молодел пущинский приход. Помимо бабушек, в храм стали приходить и молодые семьи с детьми. Недавно воцерковленные родители были еще не в состоянии полноценно рассказать своим детям о Боге. Воскресную школу отец Дионисий организовал еще до своего назначения настоятелем. Воспитанники Гнесинской академии музыки — молодой батюшка и матушка Татьяна за неимением другого помещения рассказывали детям о православии в стенах музыкальной школы с любезного разрешения её директора. Параллельно они вели уроки «Духовная музыка» в музыкальном лицее. Не всем это нравилось в те времена, и в отдел культуры Администрации г. Пущино приходит жалоба на то, что священник преподает в школе. Для разъяснения ситуации в музыкальную школу направляют Владимира Александровича Кирпичева — выпускника Хабаровского института культуры, недавно переехавшего с семьей в Пущино. Так состоялась первая встреча о. Дионисия с будущим о. Владимиром. Узнав, что супруги Кирпичевы вели на Камчатке активную церковную жизнь, о. Дионисий, предлагает Елене Карловне возглавить воскресную школу, а Владимиру Александровичу принять священство, что вскоре и произошло.

Версия от 01:48, 6 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Архангела Михаила в городе Пущино одноглавый, эклектичной архитектуры с чертами русского стиля, с трапезной и колокольней. Община создана в 1990 году, храм построен в 1994-2000 годах, освящен великим чином 13 мая 2012 года. Приделы: Успенский и Царе-Константиновский.

История[править | править код]

Сельцо Пущино на реке Оке впервые упоминается в писцовых книгах 1570-х годах в качестве имения двух разных помещиков из рода Пущиных. В 1765 году, на средства нового владельца села Якова Ивановича Арцибашева была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Трёх Святителей. Этот храм находился при западном въезде в пущинскую усадьбу. Храм села Пущина был закрыт в 1930-е годы, здание его было занято зерноскладом. В 1958 году, при ликвидации пущинского колхоза, Успенская церковь, по распоряжению колхозного начальства, была разрушена до основания.

История создания православного прихода в академгородке тесно связана с именем ученого-математика Виталия Ивановича Крюкова, ныне игумена Свято-Данилова монастыря Феофана (Крюкова). Научный работник, материалист, однажды очарованный церковным пением, в начале 80-х стал посещать богослужения в Ильинской церкви. Вскоре сам начал там петь. На службы в «Ильинку» ездили из Пущина и другие верующие. Встречаясь каждое воскресенье на автобусной остановке, эти люди постепенно объединились и стали «первой двадцаткой», которая в 1988 году зарегистрировала православную общину в родном городе. «Двадцатку» составили в основном бабушки, что было естественно для социалистической еще России. Но было среди них и двое ученых: выпускник мехмата МГУ Владимир Седов (ныне настоятель Успенской Церкви в селе Кузьменки) и В. И. Крюков, которого выбрали старостой общины, тем самым доверив ему сложную миссию организатора прихода и ходатая перед советскими властями.

Когда встал вопрос, кто будет небесным покровителем молодой общины, несколько пущинцев — духовных чад протоиерея Димитрия Дудко, среди которых был Владимир Седов, обратились за советом к своему духовнику. Отцу Димитрию пущинцы обязаны выбором небесного покровителя. Имело место соображение необходимости особого небесного окормления в молодом городе без глубоких духовных корней, имеющих жителей в основной массе настроенных атеистически. Общественная жизнь небольшой группы верующих носила характер противостояния унаследованному от прошлой эпохи атеизму, порой даже вызова, их нередко считали отчасти «душевнобольными», «впавшими в религию». И знание, что за малой горсткой людей стоит все небесное воинство Ангелов и Архангелов, сильно укрепляло и поддерживало первых прихожан.

После регистрации с декабря 1988 года члены общины каждую среду собирались на квартирах, читали акафисты, Евангелие, Псалтирь, каноны. В 1989 году в Пущино присылают первого священника — отца Петра, который отслужил всего несколько служб, и 29 апреля 1989 года в Пущино направляют архимандрита Иакова (Максимова) (1933-2002 гг., в схиме – Иоанн), который стал первым настоятелем Пущинского храма. Событием для Пущина стало первое освящение пасхальных куличей в здании ЖЭКа.

Остро встал вопрос о помещении для молитвенных собраний. К переговорам с городской администрацией подключился Лев Андреевич Козлович, сотрудник Специального конструкторского бюро, депутат горсовета, очень много сделавший для Пущина и для храма в частности. После долгих переговоров и телеграмм в Совет министров верующим выделили деревянный домик – бывшую дачу Строительно-монтажного управления. В этом домике, к слову сказать, в 60-е годы жил десант первых строителей города Пущино, приплывших по Оке.

В этом пристанище пущинских христиан начались регулярные богослужения. Отец Иаков, ревностный молитвенник, в 6.00 начинал служить Литургию, затем обязательно следовал молебен с акафистом и панихида. Ко Кресту прихожане подходили ближе к 12.30. А в 17.00 начиналась вечерняя служба. Домик находился на спуске к Оке, и не было еще ни дороги, ни фонарей. Зимой молитвенники пробирались к своему первому храму сквозь сугробы в полной темноте. Но в избушке всегда было жарко натоплено, и слышалось не очень стройное, но очень старательное пение. Виталий Иванович был первым регентом. Несмотря на опыт пения в Ильинской Церкви, осваивать управление хором было непростым для него делом. Если в Ильинке пели в основном по нотам, то теперь нужно было учить обиход, гласы. Сослужил отцу Иакову протоиерей Михаил Степанов, прибывший в Пущино из Троице-Сергиевой лавры.

Наладились богослужения, и началось строительство Пущинской Церкви. Стены нового храма начали возводить вокруг деревянного домика, и в какой-то момент избушка оказалась внутри строящегося храма. Верующие, приходя на богослужение, могли наблюдать, глядя в окно, как с каждым днем растет высота кирпичной кладки. После вечерней службы прихожане выстраивались в цепочку и разгружали кирпич.

Лев Андреевич Козлович в сложные 90-е годы находил средства для строительства, хотя в городе в этот период не строился ни один объект. Он нашел группу хороших конструкторов во главе с Ю. К. Шевченко, которые сделали расчет свода храма по проекту В. В. Варламова. Только такой энтузиаст смог в те годы найти шесть миллионов рублей на приобретение церковного колокола. Он лелеял мечту — работать звонарем на Пущинской колокольне. К сожалению, мечте не суждено было сбыться. Лев Андреевич отошел ко Господу в 2001 году в Германии, так и не увидев благолепия храма, возводившегося и его стараниями. Накануне отъезда в Германию Лев Андреевич принял святое Крещение. Крещальной купелью для этого неординарного человека стала река Ока, а последним пристанищем — Пущинская земля. Благодарные пущинцы присвоили ему звание почетного гражданина города.

К моменту начала строительства храма должность главного архитектора города занимал Виктор Варламов, впоследствии посвятивший свою жизнь возведению православных храмов. Его причастность к жизни прихода не завершилась созданием проекта, а скорее только началась, поскольку воплощение проекта происходило при его непосредственном участии. Он был и архитектором, и инженером, и прорабом, и плотником, и каменщиком, и певчим и чтецом на клиросе. Пущинский храм строил поэт. И это не аллегория. Размышления зодчего, сопровождавшие творческий процесс храмоздательства, выливались в стихи и исполнялись под гитару. Прихожане этого периода помнят частые концерты в Доме ученых трио певчих, в составе которого помимо Виктора была и его супруга — регент пущинского клироса Мария Варламова.

Виктор Варламов замыслил новый храм как экскурс в историю церковной архитектуры. Небольшой византийский храм угадывается в четверике, черты допетровского теремного зодчества прослеживаются в трапезной части, колокольня, возведенная в барочной традиции, завершает этот экскурс. Разнообразие стилей в облике храма-новостройки, от византийского до классицизма при доминировании форм русского церковного зодчества есть олицетворение 2000-летней христианской культуры и христианства в целом, к юбилею которого и был построен храм.

Первое богослужение в новом храме состоялось на Пасху 2000 года. Но этому предшествовал период богослужений в Доме причта. При архимандрите Иакове были в основном возведены стены нового храма, предстояли работы по внутренней отделке. К этому времени отца Иакова переводят на новое место служения, а настоятелем Пущинского храма стал молодой священник Дионисий Крюков — сын первого старосты Виталия Ивановича Крюкова, к тому времени принявшего монашеский постриг в Свято-Даниловом монастыре с именем Феофан.

В 1995 году храм из деревянного домика переместился в построенный Дом причта. На первом этаже устраили алтарь, в вестибюле — притвор, а на втором этаже располагалась трапезная, начали работать библиотека и воскресная школа. Количество прихожан в воскресные дни заметно возросло, так что молящиеся не умещались даже в притворе и были вынуждены стоять на лестнице. А на Рождество и Пасху храм уже не вмещал всех желающих, так что люди стояли на улице и слушали трансляцию службы.

В 2000 году храм обрел благодетеля — Константина Малофеева, основателя Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Появилась возможность приглашать для украшения Дома Божьего высококлассных специалистов. Временный иконостас сменился иконостасом белокаменным. Его проект рождается у Виктора Варламова под впечатлением, которое произвел на него знаменитый храм Покрова на Нерли. Растительные орнаменты, львы и птицы, вырезанные из камня, действительно очень напоминают декор белокаменных соборов Владимирской земли. Изготовлен был иконостас из владимирского камня владимирскими резчиками, так что можно сказать, что главный иконостас в Пущино — это частичка древней белокаменной Руси в современном храме.

В трапезной части устраили два деревянных придела. Один Успенский — в память о том, что когда-то на территории Пущинской усадьбы стоял Успенский храм. Первые жители Пущина помнят еще остатки фундамента этого храма. Второй придел — в честь равноапостольного царя Константина — небесного покровителя главного ктитора храма.

Иконы для иконостаса были написаны признанными иконописцами современности Александром Лавданским, Андреем Бубновым-Петросяном, Анатолием Этенейером, Алексеем Лукашиным, Марией Фофановой, Людмилой Мининой. Стены храма украшают иконы святителей, выполненные Александром Чашкиным.

В 2004 году для росписи храма была приглашена Монументальная мастерская ПСТГУ под руководством Самолыго И. Ю. За основу программы росписей художники взяли каноны Византийского искусства: в куполе — образ Христа Пантократора, в барабане — Архангелы, в парусах — Херувимы, в подкупольном пространстве, образующем в плане крест — евангелисты. Следующая ступень — арки — раскрывают нам тайну сотворения человека и его Искупления – «Пресвятая Троица», «Не рыдай Мене, Мати», «Спас Недреманное Око», Ангел Великого Совета на иконе «София — Премудрость Божия». От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов — композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле — события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре — поясной образ Богородицы Оранты, композиция «Причащение апостолов» и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века.

Осенью 2006 года росписи четверика были полностью завершены. И вскоре те же мастера приступили к росписи трапезной части. Если для четверика был выбран колорит небесно-голубой, прозрачный, хорошо сочетающийся с белым камнем иконостаса, то росписи трапезной части заметно более насыщенных цветов — синего, темно-красного, их задача — гармонировать с красным деревом приделов. Деисус, расположенный над аркой, ведущей в четверик, — как бы продолжение невысокого иконостаса. Присоединяются к молитве Богородицы, Предтечи и Ангелов святые, изображенные по периметру трапезной. Здесь в отличие от медальонов четверика представлены преимущественно русские святые более поздних веков, в том числе новомученики и исповедники Российские, святые Серпуховской земли и Серпуховские новомученики. Но главная тема росписи трапезной — «Архангел Михаил в деяниях». Икона из иконостаса Архангельского Собора Московского Кремля послужила основой для росписи Архангельского храма в небольшом подмосковном городке.

Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.

Деятельность прихода[править | править код]

Вопрос взаимоотношения веры и науки в 90-е годы был особенно актуален в Пущине. Отец Феофан, уйдя в монастырь, не оставляет попечения о земляках. Он регулярно приезжает в Пущино и в течение нескольких лет читает лекции в Доме ученых и актовых залах институтов для своих коллег. Пройдя сам путь от изучения процессов работы мозга до умного монашеского делания, он имеет, что рассказать научным работникам. За циклом лекций «Вера и наука» следует цикл «О борьбе со страстями». Получив в монашестве имя Феофан, батюшка внимательно изучает труды своего святого покровителя — святителя Феофана Затворника. «Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться» — этот вопрос волновал не только святого подвижника, но и отца Феофана и пущинских неофитов, постепенно начинавших воцерковляться. Благодаря лекциям отца Феофана, пущинцы имели возможность постигать азы православной аскетики и православной антропологии. Взгляд на человека как на образ Божий, осознание истинного предназначения человека, понимание причин греховности и узнавание способов борьбы со страстями — эти темы находили отклик в умах научной интеллигенции.

Молодел пущинский приход. Помимо бабушек, в храм стали приходить и молодые семьи с детьми. Недавно воцерковленные родители были еще не в состоянии полноценно рассказать своим детям о Боге. Воскресную школу отец Дионисий организовал еще до своего назначения настоятелем. Воспитанники Гнесинской академии музыки — молодой батюшка и матушка Татьяна за неимением другого помещения рассказывали детям о православии в стенах музыкальной школы с любезного разрешения её директора. Параллельно они вели уроки «Духовная музыка» в музыкальном лицее. Не всем это нравилось в те времена, и в отдел культуры Администрации г. Пущино приходит жалоба на то, что священник преподает в школе. Для разъяснения ситуации в музыкальную школу направляют Владимира Александровича Кирпичева — выпускника Хабаровского института культуры, недавно переехавшего с семьей в Пущино. Так состоялась первая встреча о. Дионисия с будущим о. Владимиром. Узнав, что супруги Кирпичевы вели на Камчатке активную церковную жизнь, о. Дионисий, предлагает Елене Карловне возглавить воскресную школу, а Владимиру Александровичу принять священство, что вскоре и произошло.

Специалист по народной культуре по образованию и педагог по призванию, матушка Елена Кирпичева сплотила вокруг себя не только детей, но и их родителей, из которых потом сложился дружный педагогический коллектив воскресной школы. Занятия стали проходить в Доме причта, где приходская жизнь к тому времени уже кипела. Субботним вечером первые пущинские прихожане молились за всенощным бдением, дети постигали азы православия в маленькой комнатке на втором этаже, рисовали, плели из бисера, а, когда наступал момент полиелея, дружно стекались со второго этажа на помазание. Только начинавшие свое знакомство с Евангелием, воспитанники воскресной школы щедро делились радостной вестью со своими сверстниками. Впервые в детских учреждениях г. Пущино воскресная школа дает рождественские и пасхальные представления.

В 2000 г. отец Владимир становится настоятелем Флоро-Лаврского храма с. Игумново, и матушка Елена начинает заниматься с игумновскими детьми. А в Пущино вторым священником назначают о. Сергия Свирепова. Он же становится новым директором воскресной школы. Стиль школы девиче-рукодельный меняется на мальчишеско-походный. Грандиозные снежные крепости, длительные велопоходы, первые православные лагеря – такой останется воскресная школа в памяти воспитанников того периода. Отец Сергий считал, что изучение православия должно выходить за пределы школьного класса и продолжаться в совместном проживании учеников и наставников в экстремальных условиях. В это же время Воскресная школа обретает чудесное имя. С той поры это не просто воскресная школа при храме Михаила Архангела — это Вертоград — цветущий сад в городе биологов. Преподаватели – виноградари, — а все вместе — ветви Виноградной Лозы — Христа. Благодаря матушке Ольге на принципиально новый уровень ставится преподавание церковнославянского языка и литургики. На смену обычным ученическим тетрадкам приходят папки с рабочими листами. Эту методику подхватывает и начинает разрабатывать дальше новый руководитель воскресной школы Захарова Лариса Александровна. Обобщив наработки своих предшественников и дополнив их своими, она создает цикл учебных пособий на весь курс обучения в воскресной школе. Учебно-методический комплект «Вертоград» в 2011 г. становится победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». На юбилейных XX Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Кирилл вручает диплом директору Пущинской воскресной школы, благословляя педагогический коллектив «Вертограда» на дальнейшие труды.

В то время как развивается воскресная школа, настоятель постоянно ищет новые формы катехизации взрослых. На смену лекций отца Феофана, которого через несколько лет пребывания в монастыре благословили продолжить научную работу, пришли воскресные Евангельские Чтения. Отец Феофан теперь часть времени несет свое послушание в Свято-Даниловом монастыре, а большую часть проводит всвоей «келии» на берегу Оки — в землянке, где ничто не отвлекает его от молитвы и научных размышлений. Его новые статьи публикуются в научных журналах, но теперь автор обозначен там как игумен Феофан (Крюков). Священник Дионисий продолжает дело отца, призывая пущинцев чаще читать Слово Божие и размышлять над прочитанным. Несколько лет воскресными вечерами собирались прихожане в Доме общины, читали отрывок из Евангелия, толкования на него святых отцов и затем обсуждали. Обсуждения часто бывали довольно бурными, но заканчивались дружеским чаепитием. Катехизические курсы, организованные при храме в 2009 г., – это помощь христианину на первом этапе духовного возрастания – получение элементарных знаний о вере.

Общение со священником, читающим лекции и отвечающим на вопросы, это передача духовного опыта в личном общении. Сюда же можно отнести и общение слушателей между собой, ведь здесь собираются люди в разной степени воцерковленные, и более опытные в духовной жизни могут помочь тем, кто лишь недавно задумался о своем спасении.

В 2011 г. состоялся первый выпуск слушателей курсов. Два года подряд каждую среду после работы слушатели спешили на встречу с преподавателями и сокурсниками. С интересом погружались в тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, разбирали главные догматы Православия, знакомились с историей древней и Русской Церкви. Осваивали грамматику церковнославянского языка, для того, чтобы лучше понимать богослужебные тексты, изучали строй православного богослужения, закрепляли навыки на учебных молебнах, впитывали богатство православной культуры, прослушивая на занятиях примеры церковного пения разных хоров, разбирая символику икон. Среди выпускников были как представители самых первых прихожан, начинавших строительство Пущинского храма, так и молодые аспиранты, недавно приехавшие в Пущино.

Имеющийся в храме баптистерий позволяет совершать Таинство Крещения над взрослыми людьми через погружение. Трепетное отношение к древне-церковным традициям прослеживается не только в обрядовой стороне. Крещению в Пущинском храме предшествуют огласительные беседы о Боге, о Спасении, о Церкви и о самом таинстве Крещения. Благодаря тому, что каждую беседу ведет один из священников, готовящийся ко Крещению катехумен(оглашаемый) имеет возможность познакомиться со всем клиром своего прихода и быстрее влиться в церковную жизнь.

Церковное пение сравнивают с влагой, орошающей засохшую «почву» наших сердец, подготавливающей её к принятию «семени» Слова Божия, к принятию Самого Господа в Святых Тайнах и к принесению добрых плодов. Поэтому невозможно представить православное богослужение без пения. Много лет пущинским клиросом руководит Мария Варламова. В храме, убранство которого выдержано в древневизантийских и древнерусских традициях, чаще всего звучат всевозможные гармонизации знаменного распева. Любимые церковные композиторы пущинских певчих — архимандрит Матфей (Мормыль), С. Трубачев, Н. Озеров, игумен Силуан (Туманов). Не считая нескольких старейших певчих, таких как Лидия Васильевна Антонова, (которая пела еще в советские времена в Ильинском храме г. Серпухов), большую часть хора, как, впрочем, и пономарей, составляют аспиранты и молодые ученые из институтов наукограда Пущино. В перерывах между научными экспериментами овладевают они искусством церковного пения и служения.

На праздничных службах правому клиросу вторят звонкие голоса детского хора, которым руководят матушка Татьяна Крюкова и Александр Касарский. Помимо богослужебных песнопений хористы разучивают и исполняют на концертах народные песни, произведения русской и зарубежной классики. Спевки молодежной группы проходят на уютной мансарде Дома общины, а занятия детской группы — в Детской музыкальной школе имени А. А. Алябьева.

Несколько лет подряд отец Дионисий читает лекции для магистрантов Пущинского университета. Случается, что именно эти встречи со священником приводят молодых людей в храм. Юноши и девушки не только становятся прихожанами, но со свойственным этому возрасту энтузиазмом, активно включаются в приходскую жизнь. Так, не довольствуясь слышанием Слова Божия только на богослужении, ребята по инициативе алтарника Антона Кабанова, студента ПСТГУ, стали собираться воскресными вечерами в молодежном библейском клубе «Девятый час». «Мы выбрали это название для постоянного напоминания себе об этом великом событии в истории человечества. В Писании – это время смерти на кресте Иисуса Христа, центр трагедии и славы. Мы встречаемся для совместной молитвы, чтения Слова Божьего и братского общения. Мы читаем Священное Писание и обсуждаем любые вопросы — от самых «неудобных» до самых философских. Мы предлагаем взглянуть на мир и наше время спокойно и пристально, не отводя глаз от тёмных или трудных мест и ситуаций, и не боясь взять в руки древние книги».

Магистр Наталья Ивличева организовала при храме Школу вожатых. Подготовка вожатых из выпускников воскресной школы и всех заинтересованных пущинцев — дело крайне необходимое, потому как, начиная с 2001 г. каждое лето при храме организуется летний лагерь. Православный лагерь — хороший итоговый экзамен по Закону Божию, ведь совместное проживание, совместная молитва и трапеза, коллективное трудовое послушание — идеальная возможность проверить, как усвоено «золотое правило общения с ближними». География лагерей обширна — Приокско-Террасный заповедник, село Богословское, Чиркино, Прилуки. Последние же 2 года усилия молодежи были сосредоточены на помощи восстанавливающимся храмам, находящимся на попечении пущинских священников, — Преображенскому храму в с. Жерновка и храму Рождества Богородицы в с. Подмоклово — памятнику архитектуры XVIII века.

Исполнением пятой заповеди Закона Божия о почитании родителей можно считать социальную работу, к которой также подключается молодежь. Ведь заповедь эта подразумевает не только заботу о своих родителях, но и об одиноких немощных людях. Стараниями предпринимателя Дмитрия Киселева много лет в Пущине существовала благотворительная столовая, которая служила не только местом трапезы, но и местом общения пожилых людей. Помощь же молодых прихожан была неоценима для тех, кто не в силах был дойти до столовой и получал обед на дом.

Дружит приходская молодежь и с пациентами неврологического интерната в с. Данки, большинство из которых страдают тяжелой формой ДЦП. Господь попускает нам соседство с нашими немощными ближними для того, чтобы мы не замкнулись в собственном эгоизме, чтобы, глядя на тех, чья жизнь – ежедневный подвиг, мы устыдились своего роптания по поводу мелких неприятностей, своей неблагодарности Творцу за то, что можем самостоятельно ходить и трудиться. И, когда молодые прихожане привозят на праздничные богослужения тех, кто сам никогда бы не добрался до храма, помогают им причаститься, испытывают радость и те и другие.

За 20 с небольшим лет Дом Божий в березовой роще на берегу Оки стал вторым домом (а может и первым) уже для трех поколений пущинских христиан. Заканчивают обучение в воскресной школе внуки основателей храма из первой двадцатки, некоторые уже венчаются и приходят крестить первенцев. Каждый приходил в этот Дом своим путем, порой извилистым, но здесь обретал братьев и сестер во Христе, вместе с которыми вставал на путь к Отцу Небесному. Из историй обретения Бога отдельнымипущинцами складывается история Пущинской общины. В свою очередь история Пущинского прихода — это маленькая деталь в мозаике, название которой «Церковь Христова».