Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение|локация=57.188386, 38.030434|вид=Приходской храм}} Файл:Храм иконы Божией Матери...») |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=57.188386, 38.030434|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=57.188386, 38.030434|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное)5.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное)5.jpg|мини|справа]] | ||
'''Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное)''' — [[Аннотация:: | '''Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное)''' — [[Аннотация::единственный на территории района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики.]] | ||
== История == | |||
Комплекс Казанской церкви расположен на северной окраине села, на пологом рельефе, спускающемся к пойме реки Жабня. Существующая церковь, вместо прежней деревянной 1752 года, построена на рубеже 18-19 веков по храмозданной грамоте 1794 года. В 1800 году освятили южный придел Макария Калязинскою в трапезной, а в 1808 году — главный престол. В 1823-1825 годах по проекту 1821 года, выполненному губернским архитектором Н.Н. Леграндом, артель каменщиков во главе со Спиридоном Федоровым, крестьянином сельца Нестерово Ярославской губернии, возвела отдельно стоящую каменную колокольню, вместо прежней деревянной. | |||
В 1845-1847 годах трапезная была увеличена в длину, по-видимому, соединившись с колокольней. Южный придел Макария Калязинскою (с установкой нового иконостаса) освятили в 1847 году, а устроенный позднее северный придел Всех Святых — в 1857 году. В 1881-1882 годах трапезная была выстроена заново по проекту архитектора К.К. Гельбига. На средства московских купцов (бывших крестьян этого прихода) Ивана Васильевича и Ивана Герасимовича Зайцевых в 1890-1891 годах создан новый главный иконостас, а в 1893 году возобновлена настенная живопись храма. Трапезную расписали в 1898 году на средства И.В. и И.Г. Зайцевых, а также московского купца Василия Егоровича Гусева (бывшего крестьянина прихода). | |||
Территорию церкви в 1850 году обнесли оградой с воротами и угловыми башнями, а в 1885 году на средства Е.В. Гусева и других прихожан построили дом для церковноприходской школы и сторожки. Все строения комплекса были кирпичные, церковь оштукатурена, остальные сооружения побелены по кладке, школа имела белокаменный цоколь. | |||
Единственный на территории Калязинскою района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики. | |||
Комплекс занимает прямоугольный участок, незначительно вытянутый по оси запад-восток. На этой оси, ближе к западному краю, расположена церковь Казанская. По всему периметру территория окружена оградой с двумя башнями на северо-восточном и юго-западном углах участка. На западной стороне, напротив колокольни, ограду прерывают Святые ворота. Еще трое ворот расположены на северной, южной и восточной сторонах, со значительным смещением относительно главных осей комплекса. В северо-западном углу территории, в линии ограды, стоит церковноприходская школа. | |||
Храмовый комплекс. План. Академическая масляная живопись основного объема храма, выполненная в 1893 г., возможно, сохранила отдельные элементы более ранней стенописи сер. 19 в. с иконографической программой, основанной на преобладании богородичной тематики, что связано с посвящением главного престола. Поновления 1985 г. в основном коснулись нижней части стен четверика. Живопись характерна для периода эклектики, в ней сочетаются приемы, восходящие к барочным традициям, яркие и декоративные орнаменты кон. 19 в. и иконографические схемы, заимствованные из храма Христа Спасителя в Москве. | |||
Граненую конху главного алтаря занимает композиция «Сошествие Святого Духа». На восточном лотке свода четверика размещено «Коронование Богоматери». На остальных лотках помещены изображения архангелов. Роспись свода не разделена на части, но объединена в единое пространство небес, где все фигуры стоят на облаках, а над ними парят херувимы. В основании свода проходит гризайльный профилированный карниз с сухариками. | |||
По сторонам от верхней части иконостаса на восточной стене четверика написаны композиции в простых прямоугольных гризайльных рамах — «Успение Богоматери» (с севера; по одноименной иконе Ф.А. Бронникова для храма Христа Спасителя в Москве) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (с юга). Композиции на остальных стенах четверика заключены в пышные гризайльные барочные обрамления, рисунок которых восходит к росписи храма сер. 19 в. Рамы составлены из разнообразных элементов — завивающихся листьев аканта, раковин, плодов, цветов, головок херувимов. В той же стилистике выполнены картуши с надписями над отдельными фигурами святых и декоративные навершия над оконными проемами. После поновления в 1893 г. рамы не утратили объемность, так как по сторонам от них и под ними были написаны ленты геометрических полихромных орнаментов, так что обрамления воспринимаются как лепнина, выступающая и отбрасывающая тени на цветной фон стен. |
Версия от 23:45, 11 декабря 2020
Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное) — единственный на территории района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики.
История[править | править код]
Комплекс Казанской церкви расположен на северной окраине села, на пологом рельефе, спускающемся к пойме реки Жабня. Существующая церковь, вместо прежней деревянной 1752 года, построена на рубеже 18-19 веков по храмозданной грамоте 1794 года. В 1800 году освятили южный придел Макария Калязинскою в трапезной, а в 1808 году — главный престол. В 1823-1825 годах по проекту 1821 года, выполненному губернским архитектором Н.Н. Леграндом, артель каменщиков во главе со Спиридоном Федоровым, крестьянином сельца Нестерово Ярославской губернии, возвела отдельно стоящую каменную колокольню, вместо прежней деревянной.
В 1845-1847 годах трапезная была увеличена в длину, по-видимому, соединившись с колокольней. Южный придел Макария Калязинскою (с установкой нового иконостаса) освятили в 1847 году, а устроенный позднее северный придел Всех Святых — в 1857 году. В 1881-1882 годах трапезная была выстроена заново по проекту архитектора К.К. Гельбига. На средства московских купцов (бывших крестьян этого прихода) Ивана Васильевича и Ивана Герасимовича Зайцевых в 1890-1891 годах создан новый главный иконостас, а в 1893 году возобновлена настенная живопись храма. Трапезную расписали в 1898 году на средства И.В. и И.Г. Зайцевых, а также московского купца Василия Егоровича Гусева (бывшего крестьянина прихода).
Территорию церкви в 1850 году обнесли оградой с воротами и угловыми башнями, а в 1885 году на средства Е.В. Гусева и других прихожан построили дом для церковноприходской школы и сторожки. Все строения комплекса были кирпичные, церковь оштукатурена, остальные сооружения побелены по кладке, школа имела белокаменный цоколь.
Единственный на территории Калязинскою района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики.
Комплекс занимает прямоугольный участок, незначительно вытянутый по оси запад-восток. На этой оси, ближе к западному краю, расположена церковь Казанская. По всему периметру территория окружена оградой с двумя башнями на северо-восточном и юго-западном углах участка. На западной стороне, напротив колокольни, ограду прерывают Святые ворота. Еще трое ворот расположены на северной, южной и восточной сторонах, со значительным смещением относительно главных осей комплекса. В северо-западном углу территории, в линии ограды, стоит церковноприходская школа. Храмовый комплекс. План. Академическая масляная живопись основного объема храма, выполненная в 1893 г., возможно, сохранила отдельные элементы более ранней стенописи сер. 19 в. с иконографической программой, основанной на преобладании богородичной тематики, что связано с посвящением главного престола. Поновления 1985 г. в основном коснулись нижней части стен четверика. Живопись характерна для периода эклектики, в ней сочетаются приемы, восходящие к барочным традициям, яркие и декоративные орнаменты кон. 19 в. и иконографические схемы, заимствованные из храма Христа Спасителя в Москве.
Граненую конху главного алтаря занимает композиция «Сошествие Святого Духа». На восточном лотке свода четверика размещено «Коронование Богоматери». На остальных лотках помещены изображения архангелов. Роспись свода не разделена на части, но объединена в единое пространство небес, где все фигуры стоят на облаках, а над ними парят херувимы. В основании свода проходит гризайльный профилированный карниз с сухариками. По сторонам от верхней части иконостаса на восточной стене четверика написаны композиции в простых прямоугольных гризайльных рамах — «Успение Богоматери» (с севера; по одноименной иконе Ф.А. Бронникова для храма Христа Спасителя в Москве) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (с юга). Композиции на остальных стенах четверика заключены в пышные гризайльные барочные обрамления, рисунок которых восходит к росписи храма сер. 19 в. Рамы составлены из разнообразных элементов — завивающихся листьев аканта, раковин, плодов, цветов, головок херувимов. В той же стилистике выполнены картуши с надписями над отдельными фигурами святых и декоративные навершия над оконными проемами. После поновления в 1893 г. рамы не утратили объемность, так как по сторонам от них и под ними были написаны ленты геометрических полихромных орнаментов, так что обрамления воспринимаются как лепнина, выступающая и отбрасывающая тени на цветной фон стен.