Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 8: Строка 8:
Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 годах.
Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 годах.


В 1754 г. настоятель Троицкого храма написал прошение Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; а старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.
В 1754 году настоятель Троицкого храма написал прошение Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; а старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.


Осенью 1757 года храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен.
Осенью 1757 года храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен.
Строка 38: Строка 38:
С 1985 года началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 году музей был открыт. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел.
С 1985 года началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 году музей был открыт. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел.


В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево во главе с А.К. Недоростковым, Л.Н. Недоростковой, Т.Е. Макаренко и их последователями А.А. Шигиной, Л.Ю. Голубевой, С.Л. Шумовой, А.М. Бесковым, Э.М. Митюковой, С.Е. Антоновой, Т.Ф. Мельниковой, Л.П. Култышевой - поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.
== Современное состояние ==
В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.


В 1999 г. Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в пос. Малое Василево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.
В 1999 году Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в поселок Малое Васильево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.


В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.
В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.


С 21 ноября 2002 г. настоятелем Троицкого храма стал священник из Димитриевского храма с. Печетова.
Благоустройство и восстановление храма продолжаются: проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще больше. Сдерживает работы нехватка денежных средств.


Благоустройство и восстановление храма продолжаются все последние годы: проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще больше. Сдерживает работы нехватка денежных средств.
Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни — иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье.


Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни - иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье.
В 2002 году представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 году состоялось освящение святыни.


В 2002 г. представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 г. состоялось освящение святыни.
Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов.
 
Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов. Металлическая звонница сооружена на средства московских меценатов А.Л. Зуева (000 «Форма Полиграф») и В.Д. Чаплыгина (ПП «Полиграфбанксервис»). Ее установке и сварке содействовал С.Н. Ременников, директор кимрского 000 «Ритуал». Колокола были отлиты в Москве, на заводе им. Лихачева, на средства инокини Серафимы (в миру Натальи Рекурьян) в память ее сына Сергея, погибшего от рук бандитов. Важная роль в передаче колоколов храму принадлежит И.Л. Филатову.


31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, после совершения литургии в Троицком храме (в единственном пока действующем его приделе во имя святых мучеников Флора и Лавра) благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с духовенством Кимрского благочиния, состоялся чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. 3акончилось торжество совершением крестного хода.
31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, после совершения литургии в Троицком храме (в единственном пока действующем его приделе во имя святых мучеников Флора и Лавра) благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с духовенством Кимрского благочиния, состоялся чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. 3акончилось торжество совершением крестного хода.


Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.
Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.

Версия от 21:19, 2 декабря 2020

Идёт загрузка карты…

Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки) — каменная трехпрестольная церковь, построена в 1814 году. Среди местных жителей до сего дня бытyет легенда о том, что здесь, на берегу речки Малая Пудица, была найдена икона Живоначальной Троицы, испускавшая необыкновенный свет.

История[править | править код]

В селе Троице-Кочки (старое название — погост Троицкий, что в деревнях) храмы существовали с давних времен.

Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 годах.

В 1754 году настоятель Троицкого храма написал прошение Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; а старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.

Осенью 1757 года храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен.

В 1804 году местные помещики-прихожане во главе с секунд-майором П.А. Давыдовым обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Мефодию с прошением о постройке вместо существующего деревянного Троицкого храма нового, каменного, с приделами святых Мучеников Флора и Лавра, а также во имя Казанской иконы Божией Матери. Тверской архиерей своей резолюцией утвердил возведение нового храма.

В 1814 году каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена.

Троицкая церковь в архитектурном отношении принадлежала к типу храмов «ротонда на четверике». Имела одну главу, увенчанную крестом. Крыша ее была окрашена зеленой краской. Стены, как внутри, так и снаружи, оштукатурены и побелены. Входных дверей было три: с запада (паперть), севера и юга. Два крыльца (с северной и южной стороны) из белого камня украшали по 4 колонны каждое. Главный иконостас (Троицкого престола) был деревянным, резным, вызолоченным в 3 яруса. Иконостасы престолов придельных храмов: Флора и Лавра, Казанской Божией Матери — имели по два яруса.

Имелись здесь и свои святыни. Укажем только на две из них: образ Живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе, а также Николая Чудотворца. Первая икона была пожертвована помещицей Прасковьей Давыдовой, вторая Варварой Головачевой.

После “октябрьской революции” 1917 года устоявшаяся, размеренная, плодотворная жизнь храма, священнослужителей, прихожан круто изменилась.

В 1930 году храм остался без священника. Богослужения в нем прекратились.

19 декабря 1933 года Президиум Московского исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов (МОИК), рассмотрев ходатайство Кимрского райисполкома (РИКа), постановил закрыть Троицкий и Никольский xpaмы в селе Троице-Кoчки, (Первоначальное ходатайство о закрытии храмов исходило от местного сельсовета). Подписали постановление (документ) зам. председателя МОИК М. Тер и секретарь Н. Чайка.

В январе 1934 года Кимрский РИК за 15000 рублей продал Троицкую церковь Кимрскому кожпромсоюзу для размещения в ней сапожной мастерской. Спустя некоторре время, после освобождения храма от икон, других богослужебных ценностей и предметов, здесь было произведено переоборудование, и под его сводами дробно застучали молотки сапожников.

По воспоминаниям местного старожила, педагога Н.В. Порхунова (1924-1998), в 1941 году саперы одной из воинских частей начали разрушать колокольню (было задействовано взрывное устройство). Тогда сломать колокольню не удалось — это было сделано позднее.

Троицкая церковь, по счастью, уцелела. В ее помещении многие годы размещалась обувная промартель, которая прекратила свое существование в конце 1950-х годов в связи с ликвидацией промысловой кооперации в стране. После этого здесь некоторое время действовал клуб.

Затем в Троицком храме обосновалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В 1984 году она была переведена из храма в новую типовую мастерскую в поселок Малое Василево.

Здание церкви пустовало недолго. По инициативе заведующей Кимрским районным отделом культуры В.И. Беляковой, при содействии директора совхоза «10 пятилетка» Л.Н. Кушнарева и председателя Маловасилевского сельсовета Л.В. Кругловой, было принято решение открыть в здании церкви Троице-Кочкинский музей.

С 1985 года началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 году музей был открыт. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел.

Современное состояние[править | править код]

В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.

В 1999 году Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в поселок Малое Васильево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.

В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.

Благоустройство и восстановление храма продолжаются: проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще больше. Сдерживает работы нехватка денежных средств.

Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни — иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье.

В 2002 году представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 году состоялось освящение святыни.

Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов.

31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, после совершения литургии в Троицком храме (в единственном пока действующем его приделе во имя святых мучеников Флора и Лавра) благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с духовенством Кимрского благочиния, состоялся чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. 3акончилось торжество совершением крестного хода.

Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.