Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки).jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки).jpg|мини|справа]]
'''Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки)''' — [[Аннотация::каменная трехпрестольная церковь, построена в 1814 году. Среди местных жителей до сего дня бытyет легенда о том, что здесь, на берегу речки Малая Пудица, была найдена икона Живоначальной Троицы, испускавшая необыкновенный свет.]]
'''Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки)''' — [[Аннотация::каменная трехпрестольная церковь, построена в 1814 году. Среди местных жителей до сего дня бытyет легенда о том, что здесь, на берегу речки Малая Пудица, была найдена икона Живоначальной Троицы, испускавшая необыкновенный свет.]]
== История ==
В селе Троице-Кочки (старое название — погост Троицкий, что в деревнях) храмы существовали с давних времен.
Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 годах.
В 1754 г. настоятель Троицкого храма написал прошение Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; а старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.
Осенью 1757 года храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен.
В 1804 году местные помещики-прихожане во главе с секунд-майором П.А. Давыдовым обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Мефодию с прошением о постройке вместо существующего деревянного Троицкого храма нового, каменного, с приделами святых Мучеников Флора и Лавра, а также во имя Казанской иконы Божией Матери. Тверской архиерей своей резолюцией утвердил возведение нового храма.
В 1814 году каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена.
Троицкая церковь в архитектурном отношении принадлежала к типу храмов «ротонда на четверике». Имела одну главу, увенчанную крестом. Крыша ее была окрашена зеленой краской. Стены, как внутри, так и снаружи, оштукатурены и побелены. Входных дверей было три: с запада (паперть), севера и юга. Два крыльца (с северной и южной стороны) из белого камня украшали по 4 колонны каждое. Главный иконостас (Троицкого престола) был деревянным, резным, вызолоченным в 3 яруса. Иконостасы престолов придельных храмов: Флора и Лавра, Казанской Божией Матери — имели по два яруса.
Имелись здесь и свои святыни. Укажем только на две из них: образ Живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе, а также Николая Чудотворца. Первая икона была пожертвована помещицей Прасковьей Давыдовой, вторая Варварой Головачевой.
После “октябрьской революции” 1917 года устоявшаяся, размеренная, плодотворная жизнь храма, священнослужителей, прихожан круто изменилась.
В 1930 году храм остался без священника. Богослужения в нем прекратились.
19 декабря 1933 года Президиум Московского исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов (МОИК), рассмотрев ходатайство Кимрского райисполкома (РИКа), постановил закрыть Троицкий и Никольский xpaмы в селе Троице-Кoчки, (Первоначальное ходатайство о закрытии храмов исходило от местного сельсовета). Подписали постановление (документ) зам. председателя МОИК М. Тер и секретарь Н. Чайка.
В январе 1934 года Кимрский РИК за 15000 рублей продал Троицкую церковь Кимрскому кожпромсоюзу для размещения в ней сапожной мастерской. Спустя некоторре время, после освобождения храма от икон, других богослужебных ценностей и предметов, здесь было произведено переоборудование, и под его сводами дробно застучали молотки сапожников.
По воспоминаниям местного старожила, педагога Н.В. Порхунова (1924-1998), в 1941 году саперы одной из воинских частей начали разрушать колокольню (было задействовано взрывное устройство). Тогда сломать колокольню не удалось — это было сделано позднее.
Троицкая церковь, по счастью, уцелела. В ее помещении многие годы размещалась обувная промартель, которая прекратила свое существование в конце 1950-х годов в связи с ликвидацией промысловой кооперации в стране. После этого здесь некоторое время действовал клуб.
Затем в Троицком храме обосновалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В 1984 году она была переведена из храма в новую типовую мастерскую в поселок Малое Василево.
Здание церкви пустовало недолго. По инициативе заведующей Кимрским районным отделом культуры В.И. Беляковой, при содействии директора совхоза «10 пятилетка» Л.Н. Кушнарева и председателя Маловасилевского сельсовета Л.В. Кругловой, было принято решение открыть в здании церкви Троице-Кочкинский музей.
С 1985 года началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 году музей был открыт. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел.
В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево во главе с А.К. Недоростковым, Л.Н. Недоростковой, Т.Е. Макаренко и их последователями А.А. Шигиной, Л.Ю. Голубевой, С.Л. Шумовой, А.М. Бесковым, Э.М. Митюковой, С.Е. Антоновой, Т.Ф. Мельниковой, Л.П. Култышевой - поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.
В 1999 г. Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в пос. Малое Василево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.
В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.
С 21 ноября 2002 г. настоятелем Троицкого храма стал священник из Димитриевского храма с. Печетова.
Благоустройство и восстановление храма продолжаются все последние годы: проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще больше. Сдерживает работы нехватка денежных средств.
Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни - иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье.
В 2002 г. представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 г. состоялось освящение святыни.
Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов. Металлическая звонница сооружена на средства московских меценатов А.Л. Зуева (000 «Форма Полиграф») и В.Д. Чаплыгина (ПП «Полиграфбанксервис»). Ее установке и сварке содействовал С.Н. Ременников, директор кимрского 000 «Ритуал». Колокола были отлиты в Москве, на заводе им. Лихачева, на средства инокини Серафимы (в миру Натальи Рекурьян) в память ее сына Сергея, погибшего от рук бандитов. Важная роль в передаче колоколов храму принадлежит И.Л. Филатову.
31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, после совершения литургии в Троицком храме (в единственном пока действующем его приделе во имя святых мучеников Флора и Лавра) благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с духовенством Кимрского благочиния, состоялся чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. 3акончилось торжество совершением крестного хода.
Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.

Версия от 21:01, 2 декабря 2020

Идёт загрузка карты…

Храм Живоначальной Троицы (Троице-Кочки) — каменная трехпрестольная церковь, построена в 1814 году. Среди местных жителей до сего дня бытyет легенда о том, что здесь, на берегу речки Малая Пудица, была найдена икона Живоначальной Троицы, испускавшая необыкновенный свет.

История[править | править код]

В селе Троице-Кочки (старое название — погост Троицкий, что в деревнях) храмы существовали с давних времен.

Самое первое документальное известие о Троицком храме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-29 годах.

В 1754 г. настоятель Троицкого храма написал прошение Тверскому епископу Вениамину с просьбой о разрешении построить новую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра; а старую же деревянную церковь — разобрать. Прошение было удовлетворено; выдана храмоздательная грамота. Вскоре строительство храма началось.

Осенью 1757 года храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Флора и Лавра был построен и освящен.

В 1804 году местные помещики-прихожане во главе с секунд-майором П.А. Давыдовым обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Мефодию с прошением о постройке вместо существующего деревянного Троицкого храма нового, каменного, с приделами святых Мучеников Флора и Лавра, а также во имя Казанской иконы Божией Матери. Тверской архиерей своей резолюцией утвердил возведение нового храма.

В 1814 году каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена.

Троицкая церковь в архитектурном отношении принадлежала к типу храмов «ротонда на четверике». Имела одну главу, увенчанную крестом. Крыша ее была окрашена зеленой краской. Стены, как внутри, так и снаружи, оштукатурены и побелены. Входных дверей было три: с запада (паперть), севера и юга. Два крыльца (с северной и южной стороны) из белого камня украшали по 4 колонны каждое. Главный иконостас (Троицкого престола) был деревянным, резным, вызолоченным в 3 яруса. Иконостасы престолов придельных храмов: Флора и Лавра, Казанской Божией Матери — имели по два яруса.

Имелись здесь и свои святыни. Укажем только на две из них: образ Живоначальной Троицы в серебряной вызолоченной ризе, а также Николая Чудотворца. Первая икона была пожертвована помещицей Прасковьей Давыдовой, вторая Варварой Головачевой.

После “октябрьской революции” 1917 года устоявшаяся, размеренная, плодотворная жизнь храма, священнослужителей, прихожан круто изменилась.

В 1930 году храм остался без священника. Богослужения в нем прекратились.

19 декабря 1933 года Президиум Московского исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов (МОИК), рассмотрев ходатайство Кимрского райисполкома (РИКа), постановил закрыть Троицкий и Никольский xpaмы в селе Троице-Кoчки, (Первоначальное ходатайство о закрытии храмов исходило от местного сельсовета). Подписали постановление (документ) зам. председателя МОИК М. Тер и секретарь Н. Чайка.

В январе 1934 года Кимрский РИК за 15000 рублей продал Троицкую церковь Кимрскому кожпромсоюзу для размещения в ней сапожной мастерской. Спустя некоторре время, после освобождения храма от икон, других богослужебных ценностей и предметов, здесь было произведено переоборудование, и под его сводами дробно застучали молотки сапожников.

По воспоминаниям местного старожила, педагога Н.В. Порхунова (1924-1998), в 1941 году саперы одной из воинских частей начали разрушать колокольню (было задействовано взрывное устройство). Тогда сломать колокольню не удалось — это было сделано позднее.

Троицкая церковь, по счастью, уцелела. В ее помещении многие годы размещалась обувная промартель, которая прекратила свое существование в конце 1950-х годов в связи с ликвидацией промысловой кооперации в стране. После этого здесь некоторое время действовал клуб.

Затем в Троицком храме обосновалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В 1984 году она была переведена из храма в новую типовую мастерскую в поселок Малое Василево.

Здание церкви пустовало недолго. По инициативе заведующей Кимрским районным отделом культуры В.И. Беляковой, при содействии директора совхоза «10 пятилетка» Л.Н. Кушнарева и председателя Маловасилевского сельсовета Л.В. Кругловой, было принято решение открыть в здании церкви Троице-Кочкинский музей.

С 1985 года началась подготовительная работа: сбор материалов, экспонатов. В 1990 году музей был открыт. Позднее здесь возник Троице-Кочкинский дом народного творчества, в состав которого вошли музей и Дом ремесел.

В 1990-х годах группа энтузиастов поселка Малое Василево во главе с А.К. Недоростковым, Л.Н. Недоростковой, Т.Е. Макаренко и их последователями А.А. Шигиной, Л.Ю. Голубевой, С.Л. Шумовой, А.М. Бесковым, Э.М. Митюковой, С.Е. Антоновой, Т.Ф. Мельниковой, Л.П. Култышевой - поставила себе целью возродить храм, передать его верующим. Их усилия при поддержке многих жителей поселка принесли свои плоды. Внутри храма была отведена небольшая площадь, где начались молебны, причащения, крещения и другие требы, совершаемые священником Игорем Остаевым. Так продолжалось в течение трех лет.

В 1999 г. Дом народного творчества из Троицкого храма перебазировался в пос. Малое Василево. В храме местными жителями были произведены некоторые работы; над куполом появился крест.

В 2000 году, в праздник Святой Пасхи, здесь состоялась первая литургия. (Перед праздником был совершен чин малого освящения придела святых мучеников Флора и Лавра). Ее совершил священник Борис Колышкин, который регулярно стал проводить в храме богослужения.

С 21 ноября 2002 г. настоятелем Троицкого храма стал священник из Димитриевского храма с. Печетова.

Благоустройство и восстановление храма продолжаются все последние годы: проводятся внутренние работы, устроено отопление, появилась ограда. Но сделать предстоит еще больше. Сдерживает работы нехватка денежных средств.

Большим событием в новейшей истории храма явилось обретение им прежней святыни - иконы Николая Чудотворца, хранившейся все эти годы после его закрытия и разорения в одной благочестивой семье.

В 2002 г. представительница этой семьи, Евдокия Михайловна Шарова, возвратила икону в храм. После ее реставрации священником Игорем Остаевым, в декабре 2002 г. состоялось освящение святыни.

Другим значимым событием в жизни храма явилось освящение звонницы и ее четырех колоколов. Металлическая звонница сооружена на средства московских меценатов А.Л. Зуева (000 «Форма Полиграф») и В.Д. Чаплыгина (ПП «Полиграфбанксервис»). Ее установке и сварке содействовал С.Н. Ременников, директор кимрского 000 «Ритуал». Колокола были отлиты в Москве, на заводе им. Лихачева, на средства инокини Серафимы (в миру Натальи Рекурьян) в память ее сына Сергея, погибшего от рук бандитов. Важная роль в передаче колоколов храму принадлежит И.Л. Филатову.

31 августа 2005 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, после совершения литургии в Троицком храме (в единственном пока действующем его приделе во имя святых мучеников Флора и Лавра) благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении с духовенством Кимрского благочиния, состоялся чин освящения звонницы и колоколов. Впервые за многие десятилетия над храмом и его окрестностями разнесся колокольный звон, наполнивший радостью сердца многочисленных верующих. 3акончилось торжество совершением крестного хода.

Троицкий храм, один из древнейших на кимрской земле, возрождается.