Храм великомученика Димитрия Солунского (Березино): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) (→Святые) |
Катерина (обсуждение | вклад) |
||
Строка 60: | Строка 60: | ||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
'''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября (день преставления) | '''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября (день преставления)] | ||
'''Приделы:''' | '''Приделы:''' |
Версия от 23:55, 21 сентября 2020
Церковь в честь влмч. Димитрия Солунского - православный храм в д. Березино Тверской области. Каменное здание было возведено в 1894-98 гг., внутренняя отделка и освящение относятся к нач. 20 в. Церковь построена из кирпича в технике лицевой кладки на цементном растворе, имеет белокаменные цоколь и детали декора. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля. В храме сохранились фрагменты масляной живописи нач. 20 в.
История[править | править код]
Расположена за западной окраиной села на кладбище. В 1738 г. (по другим источникам в 1742 г.) здесь была поставлена деревянная церковь Дмитрия Солунского с приделом Благовещения (сильно перестроена в 1847 г.). Ныне существующая каменная церковь с приделами Благовещения и Ильи Пророка сооружена на земле, пожертвованной дворянином С.С. Устимовичем, на средства прихожан. «Строителем» (возможно, подрядчиком) был тверской купец А.Г. Щербаков, а наблюдали за работой последовательно сменявшие один другого архитекторы В.И. Кузьмин, П.Ф. Федоров и А.П. Федоров. Здание было возведено в 1894-98 гг., внутренняя отделка и освящение относятся к нач. 20 в. Церковь построена из кирпича в технике лицевой кладки на цементном растворе, имеет белокаменные цоколь и детали декора. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля.
Храм типа восьмерик на четверике имеет обширную трапезную и трехъярусную шатровую колокольню. Четверик с пониженной полукруглой апсидой несет широкий приземистый восьмерик на низком постаменте, завершенный восьмидольной кровлей с луковичной главкой на металлическом барабане. Низкая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей гораздо шире четверика. Над нижними ярусами колокольни, прямоугольными в плане, возвышается восьмигранный ярус звона, увенчанный небольшим шатром с луковичной главкой. На храме и колокольне сохранились кованые кресты своеобразного типа.
Арочные завершения окон храма, высокие сводчатые потолки, потрясающие росписи в псевдорусском стиле колонн и сводов, повторяющие росписи храмов Московского Кремля, делают его зрительно еще более высоким и светлым . Светло-голубой фон и яркий растительный орнамент на сводах трапезной храма повторяется и в обрамлении ростовых фигур тверских и храмовых святых, изображенных на колоннах, делящих трапезную на три части. На сводах изображены архангелы, на тромпах — евангелисты. Все росписи подлежат восстановлению, так как невзирая на варварское отношение к храму в 30-е годы прошлого века, когда в алтаре его была размещена скотобойня, и на тяжелые военные годы, когда при артиллерийском обстреле была повреждена стена и уничтожена часть иконостаса, все же более 50% росписей дожили до наших дней в удовлетворительном состоянии.
Росписи начала 20 века выполнены скорее всего художниками Московской школы. Слева — Святой пророк Илия (в северном приделе Илии пророка). Справа — Святой благоверный князь Михаил Тверской (в летнем храме).
От главного иконостаса в храме сохранились фрагменты масляной живописи нач. 20 в. В духе эклектики остались части двух верхних ярусов — Деисусного и Пророческого, иконы здесь разделены колонками с коринфскими капителями.
Иконостас южного придела (Благовещения Пресвятой Богородицы) трапезной (нач. 20 в.) — интересное произведение в духе эклектики, отличающееся пластичностью построения. В его двухъярусной композиции нижний ряд расчленен витыми колонками, несущими карниз, на котором помещались иконы Праздничного чина с крупными кронштейнами между ними. Центр иконостаса отмечен трехгранным выступом, увенчанным тремя массивными трехлопастными киотами с витыми колонками, средний в резном обрамлении, боковые с маковками наверху. Слева от царских врат над иконой устроен балдахин. Иконостас декорирован глухой резьбой.
Современное состояние[править | править код]
Освящение престола действующего южного Благовещенского придела трапезной храма состоялось 17 января 2015 года митрополитом Тверским и Кашинским Виктором. В возрожденном храме прошло первое богослужение. Божественную литургию возглавил в храме митрополит Тверской и Кашинский Виктор, Владыке сослужили благочинный II-го Калининского округа иеромонах Дионисий (Батраев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии иеромонах Иаков (Стёпкин), настоятель храма Димитрия Солунского в Березино иеромонах Петр (Карпенко), настоятель Покровской церкви с. Тургиново протоиерей Андрей Миляев, братия Троице-Сергиевой Лавры.
Святые[править | править код]
Священномученик Николай родился 20 ноября 1881 года в селе Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии в семье псаломщика. Окончил школу в Великих Луках и духовное училище. В 1899 году Николай Алексеевич был назначен псаломщиком ко храму в селе Бологое. В 1907 году он был переведен в Великие Луки. 24 мая 1911 года Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Троицкому храму. В 1921 году диакон Николай был переведен в храм Иоанна Предтечи в Твери.
В марте 1928 года митрополит Тверской Серафим (Александров) рукоположил диакона Николая в сан священника и назначил на должность настоятеля Богоявленского храма в селе Никитское недалеко от Твери. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, и отца Николая направили сюда, поскольку он был известен священноначалию как непоколебимо придерживающийся православия. Приход присоединился к Патриаршей церкви, и отец Николай прослужил здесь полгода. Староста и псаломщик храма, сочувствовавшие обновленцам, были недовольны таким исходом дела и предпочли закрыть с помощью властей храм, после чего здание было отдано под школу.
15 сентября 1928 года отец Николай подал прошение за штат и стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих церковных знакомых. Питался он в это время подаянием. Приехав в начале марта 1930 года в Москву, он утром 8 марта пришел к дверям Мосторга на Рогожской заставе и стал просить милостыню. Через час к этому месту, где собрался народ, подошел милиционер. Он увидел, что среди толпы стоит священник и что-то говорит, но слов не было слышно. Подойдя ближе, милиционер спросил: «Что вы здесь делаете?» – «Прошу подаяния. Шествую из одного города в другой», – ответил отец Николай. Милиционер потребовал, чтобы священник проследовал за ним, и доставил его в 43-е отделение милиции, где он сам служил помощником начальника.
В тот же день священник был допрошен, подтвердив во время допроса, что он действительно живет милостыней. На следующий день помощник начальника оперотдела Грундманд отправил служебную записку в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ, где писал, что священник задержан за нищенство и что вокруг него собиралась толпа. В это время отец Николай содержался при комендатуре ОГПУ. 10 марта его допросил следователь ОГПУ Савельев. Отвечая на вопросы, отец Николай сказал: «С 1928 года я являюсь странствующим священником, ходя по разным местностям города Москвы и окрестностей, собирал милостыню. 8 марта, когда я стоял и собирал милостыню около магазина у Рогожской заставы, ко мне подошел милиционер и отправил в отделение милиции, где я и был арестован. Больше добавить ничего не могу».
20 марта следствие было закончено, и обвинение гласило: «Бродяжничая и собирая милостыню, вел агитацию о гонении на духовенство». 23 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора он был переведен в Бутырскую тюрьму, откуда с очередным этапом отправлен на север.
По окончании срока ссылки отец Николай приехал в Тверь, и архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем в храм в селе Березино Тургиновского района Тверской области. Здесь отец Николай служил до 1937 года. 10 августа этого года он был арестован и заключен в тюрьму в Твери.
Лжесвидетели – председатель и секретарь сельсовета, допрошенные 21 августа, показали, что священник будто бы поддерживал фашистский режим в Германии, занимался антисоветской и контрреволюционной деятельностью и под видом церковного служения запугивал население загробной жизнью и тем самым заставлял его бороться против советской власти. Священник говорил: «Братья-мужики, боритесь против антихристов-коммунистов. Они направляют вас к тому, чтобы все на том свете переживали страшные муки. Помните, братья, что без святой Церкви нет действительной жизни. Церковь – это то святое место, где вы можете получить облегчение души, православная вера должна направлять вас на истинный путь. Молитесь Богу, и Он вам поможет»
В тот же день был допрошен сам священник. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Признаете себя виновным? – спросил следователь. – Только в том, что среди колхозников проводил антисоветскую агитацию, чтобы в религиозные праздники колхозники не работали, – ответил священник. – Вы лжете. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Больше никакой антисоветской и контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил. – Расскажите, обвиняемый Павлинов, о вашем контрреволюционном выступлении в селе Березино. – Примерно в начале 1937 года в селе Березино во время проработки вопроса о выборах в советы я выступил с тем, что в советы нужно выбирать людей религиозных, чтобы укрепить Церковь, этим самым уничтожить безбожную советскую власть. – Что еще вы можете показать о своих контрреволюционных действиях? – Больше показать ничего не могу, – ответил священник.
На этом допросы были закончены. 10 сентября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Павлинов был расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на окраине Твери. [1]
Святыни[править | править код]
Храмовая икона Чудо св. великомученика Димитрия Солунского с частицей мощей святого была подарена приходу одним из благотворителей.
Предположительно время создания иконы совпадает с оформлением храма фресками и освящением, т.е. — начало ХХ века.
Икона интересна подбором святых, расположенных в медальонах на полях и в среднике иконы. Так, на полях, помимо древних святых — мчцц.Марии, Екатерины, Параскевы Пятницы, свт. Константина и Елены, святителя Василия Великого, изображены русские святые — Сергий Радонежский, Александр Свирский, благоверный князь Феодор. Верхнее поле украшено медальонами с изображением Архангелов Михаила и Гавриила. Можно предположить, что это — небесные покровители дарителей иконы. В правом углу средника иконы избранные святые:
Престольные праздники[править | править код]
Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября (день преставления)
Приделы:
Контакты[править | править код]
Адрес: Тверская обл., Калининский р-он, д. Березино, ул. Садовая, д. 69
Тел.: +7 (960) 701-28-20
E-mail: inkodnitor@yandex.ru
Проезд: 15 км на юг от Твери по Тургиновскому ш., поворот на дер. Березино
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- ↑ Использован материал книги: Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7». Тверь, 2002. С. 124-127