Храм пророка Захарии и праведной Елисаветы (Черноморское): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение|локация=45.511278,32.699083|вид=Приходской храм}} Аннотация:: == История == == Со...») |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=45.511278,32.699083|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=45.511278,32.699083|вид=Приходской храм}} | ||
[[Аннотация::]] | '''Церковь святых Захария и Елисаветы '''— [[Аннотация::православный храм, памятник архитектуры и истории, религии и культуры XIX–XX веков в на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей.]] По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей. Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму. Принадлежит Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. | ||
== История == | == История == | ||
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной. | |||
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев. | |||
== | Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова. | ||
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы. | |||
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год. | |||
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра). | |||
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия». | |||
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика. | |||
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год. | |||
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя. | |||
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта. | |||
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. | |||
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию. | |||
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев. | |||
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб. | |||
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб. | |||
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему. | |||
Октябрьская революция изменила ход исторического развития. | |||
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы. | |||
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом: | |||
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб». | |||
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…». | |||
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным. | |||
== Описание == | |||
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли. | |||
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов». | |||
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм. | |||
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект. | |||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
Строка 13: | Строка 63: | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' Крым, пгт. Черноморское, улица Кирова, 7 | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Строка 23: | Строка 74: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[https://jalita.com/guidebook/chernomorskoe/tserkov_zakhariya_i_yelisavety.shtml Церковь святых Захария и Елисаветы] | |||
{{SEO|в Черноморское, храм пророка Захарии и праведной Елисаветы|Крыма}} | {{SEO|в Черноморское, храм пророка Захарии и праведной Елисаветы|Крыма}} |
Версия от 20:00, 24 августа 2020
Церковь святых Захария и Елисаветы — православный храм, памятник архитектуры и истории, религии и культуры XIX–XX веков в на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей. Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму. Принадлежит Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
История[править | править код]
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Описание[править | править код]
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
Престольные праздники[править | править код]
Захария, пророк и праведная Елисавета – 18 сентября
Как добраться[править | править код]
Адрес: Крым, пгт. Черноморское, улица Кирова, 7
Паломнику[править | править код]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Церковь святых Захария и Елисаветы