Космо-Дамиановский мужской монастырь (Алушта): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 116: | Строка 116: | ||
Телефон для справок и записи: [tel:+79787055821 +7(978) 705-58-21]. | Телефон для справок и записи: [tel:+79787055821 +7(978) 705-58-21]. | ||
Также совершить паломничество в монастырь можно с помощью севастопольской паломнической службы «Купель». Телефон | Также совершить паломничество в монастырь можно с помощью севастопольской паломнической службы «Купель». Телефон: [tel:+79788163427 +7(978) 816-34-27]. | ||
=== Расписание богослужений === | === Расписание богослужений === |
Версия от 16:11, 17 июля 2020
Косьмо-Дамиановский монастырь — монастырь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ (МП). Находится в Крыму на Бабуган-Яйле, на территории Крымского заповедника в окружении гор Чёрная, Большая Чучель и Малая Чучель, хребта Конёк. Находится в 20 км от Алушты.
История[править | править код]
Синодальным указом от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие Бахчисарайского скита с киновиями; в том числе и киновии у источника св. Космы и Дамиана. В том же году архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника для учреждения Космодамиановской киновии, и через полтора года этот участок был отмежеван от лесной казенной дачи. Впоследствии, в 1872 г., по царскому указу было отмежевано еще 19 десятин от той же казенной дачи.
Временно, до открытия киновии, в 1851 г., попечителями источника св. Космы и Дамиана были назначены настоятель Феодоро-Стратилатовской церкви в Алуште священник Дмитрий Черняев и староста — купец Андрей Коротенко. Ясным зимним утром, в конце декабря попечители отправились верхом к источнику. Место было пустынно и безмолвно. На снегу виднелось множество следов оленей и коз, спускавшихся на водопой, следов же человека не было вообще. Отец Димитрий освятил воду в источнике, молясь о здравии царя и всех православных христиан.
Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась Крымская война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. В это тяжелое время архиепископ Иннокентий продолжал посещать Крым. Его не покидала мысль об открытии киновий. Нужно было изыскивать средства на устройство обители. В консисторском деле по Космодамиановской киновии оговаривалось: «Киновия на содержание из казны не получает, а содержится от доброхотных даяний богомольцев». Начало строительству обители положил симферопольский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин, староста кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин. Он долгое время страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего организма. После купания в источнике Санютин исцелился. В благодарность святым угодникам этот достойнейший человек дал обет выстроить малую церковь над источником с двумя купальнями, а поблизости — несколько келий, как для монахов, так и для богомольцев. Основатель Бахчисарайского Успенского скита и крымских киновий, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий завещал 100 акций Общества пароходства и торговли. Акции эти были разделены между скитом и киновиями. На долю Космодамиановской киновии пришлось девять акций, которые были проданы, а на вырученные 5 тысяч рублей приобретены 5-процентные государственные билеты на имя киновии. Проценты с этого капитала шли на содержание обители.
После окончания Крымской войны, в 1856 г., из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. (10 сентября 1857 г. иеромонах Макарий был назначен первым настоятелем, и, таким образом, Космодамиановская киновия получила окончательное административное устройство.) Строительство киновии начиналось почти с нуля. Не было средств для найма рабочих, монахам приходилось делать все своими силами. Но тем не менее, результаты были поразительными. Прибыв к источнику, он вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялся за сооружение малой деревянной церкви по рисунку, переданному архиепископом Иннокентием. Многие жители Симферополя помогали им своими пожертвованиями, и через год церковь была уже готова к освящению. К сожалению, архиепископ Иннокентий умер, не дождавшись этого желанного события.
Неизвестно, как обустраивалась бы киновия, если бы не поистине подвижнический труд и усилия первого настоятеля, о. Макария, сделавшего исключительно много для монастыря. Многие имена забыты, утрачены могилы, и простая справедливость требует сохранить память о людях, всю жизнь посвятивших святому делу.
Многих привлекала сюда личность о. Макария, относившегося ко всем с любовью и кротостью. Несмотря на бедность обители, о. Макарий не отказывал никому из желающих поселиться здесь. Но оставаться в монастыре могли только люди трудолюбивые. Ленивые быстро покидали его.
Число братии увеличивалось, необходимо было строить новые кельи. Приходилось рубить лес, доставлять кирпич для печей, стекла для окон и прочее. Настоятель сам работал киркой и топором, пешком ходил за покупками в Симферополь. Он никогда не делал никаких распоряжений по работам в обители: чем был занят о. Макарий, тем занимались и монахи.
Здоровье о. Макария было подорвано тяжелым физическим трудом, он тяжко страдал от туберкулеза, развившегося после падения на лестнице Успенского монастыря. Заболевшего настоятеля поместили в симферопольскую больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова, где 18 сентября 1878 г., в 4 часа утра, о. Макарий скончался. Из приюта Таранова-Белозерова тело о. Макария, сопровождаемое всем городским духовенством, перенесли в кафедральный Александро-Невский собор. После чина погребения оно было отправлено для предания земле в Космодамиановскую киновию. О. Макария похоронили в церкви Преображения Господня, в притворе у западных дверей. Вокруг могилы поставили чугунную решетку, а на самой могиле в 1880 г. сооружена большая мраморная плита.
В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, «утварью снабжены посредственно».
Строительство монастыря продолжалось. В 1891 г. над источником вместо первой деревянной часовни была построена каменная, красивая и удобная для богослужения. В центре часовни, возвышаясь над полом, располагался небольшой каменный резервуар, в который был заключен источник. Наполняя резервуар, вода с шумом стекала в большой деревянный бассейн, находившийся в закрытом помещении и служивший купальней для богомольцев. Купальня разделялась на две половины — мужскую и женскую. Несмотря на низкую температуру воды (+8° С), многие богомольцы купались в бассейне, прочие же ограничивались частичным омовением. Вода в бассейне не была стоячей, так как он был постоянно полон, и лишняя вода стекала. Имелось и специальное приспособление, при помощи которого можно было полностью менять всю воду в бассейне всего за 25 минут. В часовне, из самого источника, брали воду для питья.
Космодамиановский монастырь был мужским 43 года, с 1856 по 1899-й. Если первые двадцать лет, во время управления монастырем игуменом Макарием можно было назвать временем процветания монастыря, то последующие 23 — временем упадка.
В июле 1899 г. епархиальным начальством был получен указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский. Из Топловского Параскевиевского женского монастыря была переведена в Космодамиановский благочинная м. Варсонофия, назначенная игуменией. Двадцать пять насельниц во главе с монахиней Варсонофией переселились в бедную обитель у подножия Чатырдага.
Под руководством игумении Варсонофии монастырь стал совершенно неузнаваем. Космодамиановская церковь и другие постройки были капитально отремонтированы. Для укрепления террасы, на которой стояла большая церковь, была возведена каменная подпорная стена длиной в 40 саженей. Были выстроены несколько новых келий, просфорня, хлебопекарня, мастерская, прачечная, амбар с закромами, сенник на 1000 пудов, две гостиницы на двадцать номеров для приезжих. В 1913 г. в честь 300-летия царствования Дома Романовых была отреставрирована часовня над источником.
В 1907 г. в Симферополе открылось Космодамиановское подворье, находившееся на полпути от хутора, что являлось очень удобным при перевозке урожая в монастырь и при поездках по делам хуторского хозяйства. Это подворье, которое жители Симферополя называли «монашеской церковью», ныне не существует.
Космодамиановская киновия была одной из самых уважаемых и любимых обителей Крыма. Неоднократно посещали киновию российские императоры. Отдельная запись из архива консистории сообщает, что «киновия эта в октябре месяце 1873 года два раза была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, а в 1880 году в третий раз киновия была осчастливлена посещением Их Императорских Высочеств Государя Наследника Александра Александровича вместе с Государыней Цесаревной Мариею Феодоровною, ныне Божию Милостию мирно и мудро царствующих, где они изволили пробыть с 14-го по 18-е октября». Царская чета прожила эти несколько дней в скромном домике монастырского настоятеля. 25 октября 1911 г. монастырь посетил император Николай II, молился у источника св. Космы и Дамиана и пил святую воду.
В 1870-х годах по указу Александра III неподалеку от Космодамиановского монастыря выстроили царский охотничий домик. С 1910 г. к царскому домику, а следовательно, и к монастырю, стали прокладываться улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. В 1913 г. был организован заказник императорских охот в Крыму.
В 1920 г., вскоре после установления советской власти в Крыму, наступил последний, самый тяжелый и горький, период жизни монастыря. Январский 1918 г. декрет об отделении церкви от государства успешно осуществлялся и на полуострове. Национализация монастырей Крыма проводилась с начала 1920-х годов, а к середине 20-х обозначилась тенденция к полной их ликвидации. За 1922 г. в Крыму было ликвидировано 74 церкви разных культов, а также 4 монастыря, 3 находились в стадии ликвидации. В Космодамиановском монастыре устроили колонию инвалидов имени Калинина; она просуществовала до 1924 г., после чего инвалидов перевели в новую колонию, бывший Кизилташский монастырь. Из монахинь организовали артель, где числилось 42 человека. Церкви были опечатаны, но практически монахини продолжали жить монастырской жизнью.
В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О Крымском Государственном заповеднике и лесной биологической станции». Президиум КрымЦИКа постановил: «Косьмо-Дамиановский монастырь со всеми постройками передать Крымскому заповеднику. Артели монашек, проживающих в настоящее время там, разрешить остаться до 1-го апреля 1924 г.». Руководство заповедника потребовало удалить с его территории колонию инвалидов, мотивируя это тем, что в заповеднике никто, кроме его персонала, не должен проживать. Именно поэтому КрымЦИК передал бывший монастырь заповеднику и предложил Народному комиссариату социального обеспечения перевести инвалидов в другое место. Монахинь руководство заповедника не тронуло, о чем немедленно было доложено высшим инстанциям. В июне 1924 г. в докладной записке наркому В.С. Брезовскому работник НКСО Н. Вегнер сообщал: «Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну для засева огорода. Кроме этого, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфирной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т.п.
Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю довести до сведения СНК и Кр.ЦИКа, что, во-первых, постановление о ликвидации бывш. Косьмо-Демьяновского монастыря Алуштинским церковным столом не исполнено, и, во-вторых, что заповедник, когда говорил, что на территории заповедничества никто из посторонних не должен проживать, — лгал. С инвалидами и НКСО он не мог жить, а с монашками жить может. Они ему не мешают, и он им дает землю под обработку».
Видимо, не только монахини противились закрытию монастыря. Ялтинский РИК в мае 1925 г. жаловался в Центральное административное управление Крыма: «Церковный Стол ЯлтРИКа сообщает, что в делах бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря, ныне находящегося в ведении Крымгосзаповедника, имеется отношение ЦАУ-Кр. от 8.IV-24 г. о ликвидации 2-х храмов Косьмо-Дамиановского монастыря и выселении монахов. Однако, б. Алуштинским райисполкомом указанное в отношении не было исполнено и монашки в числе 20 человек продолжают проживать в своих кельях при монастыре, где также проживает иеромонах Романченко Павел, находящийся на службе в Крымгосзаповеднике, монашки же образовались в трудовую артель».
Однако пришел конец и этому. Преображенская церковь была использована для устройства клуба Крымзаповедника, в Космодамиановском храме открылся естественно-исторический музей, а в часовне с купальней предполагалось устроить инкубаторий для вывода мальков форели. Один из советских путеводителей по Крымскому заповеднику сообщает нам: «В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монашеской трудовой артели» и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. При ликвидации монастыря здесь было найдено много оружия и боеприпасов». Думается, комментарии излишни.
Во время Великой Отечественной войны были уничтожены царский охотничий домик и все постройки бывшего Космодамиановского монастыря, кроме часовни над источником.
Спустя 70 лет после закрытия монастыря Указом Президента Республики Крым № 50/94 от 26 апреля 1994 г. Симферопольской и Крымской епархии возвращены территория и постройки монастыря. В Совете по делам религий при Кабинете Министров Украины вновь зарегистрирован устав монастыря Космы и Дамиана. 14 июля 1994 г., в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем в часовне над святым источником была отслужена праздничная литургия.
Современное состояние[править | править код]
Сейчас в монастыре подвизаются монахи и иноки, проходят богослужения. После открытия был построен храм в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана, проведен капитальный ремонт в братском корпусе. Отреставрирована часовня.
С 2006 года началось строительство подворья Пресвятой Богородицы в пгт. Партенит. На данный момент построены два храма в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; заканчивается строительство колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта. С Божьей помощью планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.
Подворье[править | править код]
Из-за удаленности монастыря и запрета в заповедной зоне вести хозяйственную и строительную деятельность. По Благословению Высокопреосвященийшего Митрополита Лазаря было принято решение о создании подворья монастыря.
Изначально оно было создано на небольшом клочке земли в частном доме гражданки Степаненко, пер. Крутой 7. Участок был маленький и в труднодоступном месте для строительства. Тогда по ходатойству Митрополита Лазаря и местных властей в 1996г. был выделен участок на месте расформерованной военной части (Фрунзенское шоссе 1а) для строительста и развития подворья монастыря.
Свое развитие и созидание подворье получило в 2004г. с приходом нового наместника монастыря Св. Мчч. Косьмы и Дамиана: иеромонаха Маркелла (ныне Архимандрит Маркелл).
На данный момент идет полно-маштабное строительство подворья. Уже построины два храма в честь: иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; произведено частичное обустройство территории и насаждение клумб и газонов; в марте 2013г. намечается окончание строительства колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта и т.д. С Божьей помощью в следующем году планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.
На подворье трудятся и подвизаются монахи, иноки, послушники монастыря, идет неусыпная молитва, регулярно в обоих храмах проходят службы, молебны, панехиды – возрождается духовная жизнь.
Адрес: Крым, пгт. Партенит, пл. Иоанна Готфского, Фрунзенское шоссе 1а
Проезд:
- С ж.д. вокзала г. Симферополя ходят прямые маршрутки Симферополь – Партенит.
- С автовокзала г. Алушты регулярно ходят автобусы Алушта – Партенит.
- С автовокзала г. Ялты регулярно ходят автобусы Ялта – Партенит.
Святыни[править | править код]
- Древняя икона святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей
- Святой источник бессребреников Косьмы и Дамиана
- Чудотворная икона Божией Матери "Владимирская"
- Мироточащая и Чудотворная Икона Божией Матери "Федоровская"
- Икона Божьей Матери "Иерусалимская"
- Частицы мощей Преподобных Киево-Печерских Святых
- Мироточащая икона Свт. Луки Арх. Крымского Исповедника
- Икона с Мощами Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона
- Икона с Мощами Свт. Иннокентия Арх. Херсонского и Таврического
- Икона с Мощами Преподобного Кукши Одесского
Престольные праздники[править | править код]
Косма и Дамиан Римские, мученики - 14 ноября
Контакты[править | править код]
Адрес: Крым, Алушта, Крымский природный заповедник
Существует несколько путей до монастыря, основные из них такие:
- По Романовскому шоссе
- через Бабуган-яйлу: Черного моря разными тропами подняться на Бабуган — далее через Бабуган к спуску в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма:
- через источник Ак-Чокрак-перевал Диплома — урочище Дупля — горный хребет Конек — спуск в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма;
- по тропе Талма-Богаз источник Талма — далее 2 км по Бабуган-яйле тропой Талма-Богаз — далее правее по тропинке к скале «Шляпа», что на северном склоне Бабугана-спуск в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма.
Телефоны: +7 978 815-87-96
Паломнику[править | править код]
Мужской монастырь святых мучеников Космы и Дамиана организует паломнические поездки в обитель.
В программе поездки:
- Литургия и молебен
- Окунание в святой источник
- Экскурсия по монастырю
- Горячий чай на травах
Выезд в 8.00 с подворья монастыря по адресу: пгт. Партенит, Фрунзенское шоссе 1-А.
Телефон для справок и записи: +7(978) 705-58-21.
Также совершить паломничество в монастырь можно с помощью севастопольской паломнической службы «Купель». Телефон: +7(978) 816-34-27.
Расписание богослужений[править | править код]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте монастыря.
Фото[править | править код]
-
Великие княжны в царском охотничьем домике
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Подворье в Партените
-
Чудотворная икона Божией Матери "Владимирская"
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Космо-Дамиановский мужской монастырь. Официальный сайт
Подворье монастыря святых мучеников Космы и Дамиана (Партенит)