Вознесенская Давидова пустынь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 7: Строка 7:
<nowiki> </nowiki>(из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания  
<nowiki> </nowiki>(из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания  
вызывает сомнение в своей достоверности). Земли, на которых была  
вызывает сомнение в своей достоверности). Земли, на которых была  
основана пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III<sup>[1]</sup>.
основана пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III.


В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу<sup>[1]</sup>.
В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу.


Согласно монастырскому преданию, <abbr>15</abbr> (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря.
Согласно монастырскому преданию, <abbr>15</abbr> (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря.


В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только <abbr>1</abbr> (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы<sup>[1]</sup>.
В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только <abbr>1</abbr> (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы.


В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю.
В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю.
<nowiki> </nowiki>В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых  
<nowiki> </nowiki>В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых  
старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через  
старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через  
10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами<sup>[1]</sup>.
10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами.


В XVIII веке
В XVIII веке
Строка 26: Строка 26:
<nowiki> </nowiki>после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть  
<nowiki> </nowiki>после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть  
содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в  
содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в  
казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход<sup>[1]</sup>.
казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход.


В 1792—1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав<sup>[1]</sup>.
В 1792—1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав.


На монастырской территории были погребены: полководец генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.
На монастырской территории были погребены: полководец генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.


В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс<sup>[1]</sup>.
В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс.


Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась<sup>[2]</sup>.
Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 49: Строка 49:
== Святыни ==
== Святыни ==
* мощи прп. Давида Серпуховского  
* мощи прп. Давида Серпуховского  
Также в монастыре собрано<sup>[5]</sup> более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы. Также здесь хранятся<sup>[5]</sup>:
Также в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы. Также здесь хранятся:
* частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея;
* частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея;
* частица святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца;
* частица святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца;

Версия от 12:43, 15 октября 2015

Идёт загрузка карты…
Вознесенская Давидова пустынь

Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь — мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

История[править | править код]

Монастырь основан 31 мая (10 июня) 1515 преподобным Давидом (†19 (29) сентября 1529), о чём имеется запись в монастырском синодике 1602 года (из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности). Земли, на которых была основана пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III.

В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу.

Согласно монастырскому преданию, 15 (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря.

В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только 1 (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы.

В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами.

В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю; с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход.

В 1792—1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав.

На монастырской территории были погребены: полководец генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

Современное состояние[править | править код]

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Литургия. 1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Вячеслав Николаевич Хапугин) был возведён в сан игумена.

24 мая 1997 года были обретены мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии).

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

  • мощи прп. Давида Серпуховского

Также в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы. Также здесь хранятся:

  • частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея;
  • частица святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца;
  • частица главы святого благоверного князя Александра Невского;
  • частица мощей Германа Аляскинского;
  • частица мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы;
  • частица мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского;
  • мощи Исайи, епископа Ростовского;
  • мощи святого Димитрия Ростовского;
  • мощи преподобного архимандрита Авраамия Ростовского;
  • мощи святителя Игнатия, епископа Ростовского;
  • мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского;
  • мощи преподобного Никиты Столпника, Переславльского чудотворца;
  • мощи преподобного Давида Солунского;
  • мощи святых Вифлеемских младенцев;
  • мощи священномученика Николая Любомудрова;
  • мощи преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца;
  • честная глава одного из преподобномучеников Киево-Зверенецких;
  • частицы мощей иных святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время.

Видео[править | править код]

Монахи. Диалог с историей (Вознесенская Давидова пустынь)
Вознесенская Давидова пустынь
Вознесенская Давидова пустынь

Как добраться[править | править код]

Проезд: Давидова пустынь находится в 80 километрах к югу от Москвы. Из Москвы в монастырь удобно ехать прямыми электропоездами с Курского вокзала, следующими до станции «Чехов». Подходят также электрички, идущие в Серпухов и Тулу. От станции нужно ехать автобусом №36 до остановки «Поселок Новый Быт».

На автомобиле следует двигаться по Симферопольскому шоссе (М-2) до пересечения со «второй бетонкой» (А-108); на развязке повернуть налево (на Каширу), через несколько километров еще раз налево по указателю.

Адрес: Московская область, Чеховский район, поселок Новый быт.

Тел.: 8(495)996-07-83 или 8(909)685-81-44, 8(926)886-36-35 (Елена Геннадьевна, заказ экскурсий).

E-mail: monvdp@mail.ru.

Официальный сайт.

Расписание богослужений[править | править код]

Расписание богослужений регулярно обновляется на официальном сайте обители.

Ссылки[править | править код]