Храм Бориса и Глеба (Борисоглебское): различия между версиями
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
'''Телефон:''' [tel:8432668267 (843) 266-82-67] +7; [tel:+79377776644 +7 (937) 7776644]; [tel:9372814551 (937) 2814551] (настоятель прихода иерей Иаков Богданов) | '''Телефон:''' [tel:8432668267 (843) 266-82-67] +7; [tel:+79377776644 +7 (937) 7776644]; [tel:9372814551 (937) 2814551] (настоятель прихода иерей Иаков Богданов) | ||
'''Электронная почта:''' bogdanovaar@gmail.com | '''Электронная почта:''' [mailto:bogdanovaar@gmail.com bogdanovaar@gmail.com] | ||
== Паломнику == | == Паломнику == |
Версия от 12:49, 12 мая 2020
Однопрестольный каменный храм святых Бориса и Глеба построен в 1889-1897 годах (приход существовал с 1600 года). Автор проекта - архитектор П.Е. Аникин. Храм построен на средства прихожан. Это небольшая церковь, оформленная в стиле эклектики.
История[править | править код]
Село Борисоглебское — одно из древнейших русских сел в окрестностях Казани. «Государево дворцовое село» — как именовалось оно в XVII веке.
На землях, присоединенных к Московскому государству, стало возникать дворцовое или удельное землевладение, которое к середине XVII в. стало уже одним из ведущих форм феодальной собственности на землю.
История села началась, по предположениям ученых, в конце 16 века. Его название, образованное от имен двух особо любимых на Руси святых — князей Бориса и Глеба, совпадает с названием местной церкви.
В архивах сохранились материалы 24 писцовых книг Казанского края XVI-XVII вв.
В одной из переписных книг Казанского уезда записано, что село Борисглебское с деревнями значится как дворцовое владение Борисоглебское (1617г.). Этот же факт подтверждается в книге отдачи в наем сенных покосов беглых крестьян села Борисглебского с деревнями.
Старинное дворцовое владение Борисоглебское было административно-хозяйственным центром. Постепенно к последней четверти XVII в. — первой четверти XVIII в. произошло превращение сел в духовные центры. Не последнюю роль в этом сыграл раскол Церкви и усиление религиозной составляющей правительственного курса. А к концу XVIII в. — началу XIX в. именно наличие приходского храма стало определяющим признаком типа населенного пункта. В этот период в дворцовый комплекс Казанского края входили 237 селений, подотчетных 17 селам (одним из которых было и казанское село село).
Согласно переписям тех лет, уже в 1600 году в селе Борисоглебское существовал первый деревянный храм. Церковь строилась на средства Государя царя и Великого князя Бориса Фёдоровича Годунова одновременно с заселением и образованием села Борисоглебское, расположенного в 10 верстах от Казани. На обители и церкви Казани и Казанского уезда православные жертвовали щедро и с радостью. Известные купцы отец и сын Сусловы были набожными людьми, твердо держались православной отцовской веры. Благотворительные пожертвования вносили они и на нужды Борисоглебской церкви Казанского уезда (1880). Наряду с обычными пожертвованиями Степан Сергеевич Суслов делал значительные вклады в виде ценных бумаг. В духовном завещании им были отказаны определенные суммы на вечное время в пользу причтов и церквей Духосошественской церкви города Казани, Борисоглебской села Борисоглебского и Богородицерождественской села Высокая Гора Казанского уезда.
Храм представлял собой типичный образец сельской религиозной постройки и выстоял, пережив Смуту и польско-литовскую интервенцию.
Стройщики — Никита Обухов, получивший хорошее академическое образование в Москве и дьяк Алексей Шатилов. Церковь исполнена в Византийском стиле. Имела внутренний двор, трапезную, усыпальницу. С юго-западной стороны располагалось прицерковное кладбище (новое кладбище для мирян — в 3-х верстах от села).
Первоначально церковь была освящена в честь иконы Владимирской Божьей Матери.
По указу митрополита Казанского и Свияжского Маркелла присоединением селений (1620-1700 г.г.), расширялся приход, состоявший из деревень: Сухая Река, Караваево, Кадышево, Починок Щербаков (Щербаково), Дербышкино.
На протяжении почти трехсот лет Борисоглебская церковь действовала для нужд местных жителей — крестила младенцев, венчала пары, провожала в последний путь усопших — пока не сгорела в пожаре 19 декабря 1888 (1 января 1889 г).
Но село без храма — не село. И под руководством приходского священника отца Иоанна Богоявленского начинается сбор средств на постройку нового — каменного храма. Закладка нового храма была совершена 23 июля (5 августа) 1889 года, в канун праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба. Иван Иванович Богоявленский служил здесь более 20 лет в 1875 — 1896 гг., он же руководил и строительными работами. Его подвижнической деятельности и неутомимому труду мы обязаны тем, что этот замечательный храм существует. Отец Иоанн Богоявленский всего год не дожил до освящения храма, который строил: он скончался здесь в 1896 году, но затеянное им благое дело удалось. Автором проекта был П. Е. Аникин — известный архитектор, «специализировавшийся» именно на сельских храмах. Им построены, например, церкви в Гарях (ныне в черте Зеленодольска), в Осиново, в древнем Билярске, в Богородском, перестроена церковь в Вознесенском (ныне в черте Казани).
Каменный храм, в форме корабля, был выстроен в 1897 году в стиле эклектики псевдорусского направления. Хотя шатровая колокольня над входом была возведена в стиле русской архитектуры XVII века, сам храм формой отдаленно напоминает древнейшую из сохранившихся в Северо-Восточной Руси церковь Бориса и Глеба (1152 г.) — в Кидекше под Суздалем.
Храм освящен по окончании строительства 23 сентября (5 октября) 1897 года, с благословения архиепископа Антония.
Для сельской церкви храм Бориса и Глеба достаточно крупный и просторный — этого требовал большой приход. Он значительно больше многих других церквей в окрестностях Казани. Да и не удивительно. Ведь и сам приход был богатый: в селе в начале XX века насчитывалось более 700 жителей, занимались они разнообразными ремеслами и торговлей в Казани, владели почти 900 десятинами земли (около 10 квадратных километров). Так что церковь была призвана вместить сотни людей по праздникам, а богатые прихожане не жалели средств и щедро жертвовали на ее постройку и благоукрашение очага веры. Поскольку село отличается от деревни именно наличием церкви, то и можно констатировать, что история села насчитывает уже более 4 веков.
В 20-30-х годах XX столетия церковь пустовала, использовалась под складские помещения.
В 1947 году храм был закрыт и приспособлен под сельский клуб.
1990-е гг. были временем возрождения церковной жизни в России. Казанская епархия, разумеется, не была исключением. Отношение светских властей Республики Татарстан к Русской Православной Церкви всегда было достаточно лояльным. При этом при решении конкретных вопросов о возвращении храмов и монастырей возникало множество проблем, приходилось добиваться согласия не только республиканских органов власти, но и учреждений, в ведении которых находились церкви. В этих условиях митрополит Анастасий должен был быть и дипломатом и настойчивым администратором. В результате, раньше или позже, были возвращены все храмы в городах Татарстана, и одной из первых к своему предназначению вернулась церковь в с. Борисоглебское (1990 г.).
Богослужения возобновлены в 1990 году, после проведённых ремонтных работ.
Возрождение Борисоглебской церкви после долгого запустения в советскую эпоху началось в 1993 году. Многие благочестивые верующие из разных районов и приходов специально ездили в свободные дни помогать в восстановительных работах. Поднимали 100-летний храм, как говорится, «всем миром». Из всех отдаленных приходов Казани это, пожалуй, пример наиболее успешно и даже роскошно восстановленного храма. Храм богат сейчас не только многочисленными иконами, но и замечательным полным циклом стенной масляной живописи. Крестово-купольный свод, создающий в церкви удивительное ощущение простора, напоминает расписной ларец. Воссоздано внутреннее убранство храма, восстановлены купола, фрески, настенная роспись, колокольня. Установлено 10 колоколов (первоначально их было - 9); благоприобретена церковная утварь, иконы. По благолепию интерьера и благообразию икон Борисоглебская церковь относится сегодня к одной из самых красивых из восстановленных сельских храмов. Вообще внутри церковь кажется значительно крупнее, чем снаружи.
Престол один, алтарь одночастный.
Святыни[править | править код]
- Образ Божией Матери «Владимирская». На обратной стороне иконы - изображение святых Бориса и Глеба.
Престольные праздники[править | править код]
Борис и Глеб, благоверные князья - 18 сентября, 15 мая
Как добраться[править | править код]
Адрес: 420193, Республика Татарстан, г. Казань, пос. Борисоглебское, ул. Школьная, д. 3
Телефон: (843) 266-82-67 +7; +7 (937) 7776644; (937) 2814551 (настоятель прихода иерей Иаков Богданов)
Электронная почта: bogdanovaar@gmail.com
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений:
Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.
Начало Всенощного бдения в 16:00.
Начало Божественной Литургии в 8:00. (Началу Божественной Литургии предшествует чтение Акафиста, соответствующего празднику- в 7:00)
Фото[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Храм благоверных князей Бориса и Глеба, село Борисоглебское