Житомирская область: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 9: Строка 9:
После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.
После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.


Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Овручский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.
Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Житомирский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.


К ранним годам гонений на Церковь относится перовое сообщение об Овручском викарном епископе - Максиме (Жижиленко), который упоминается в 1924-1925 годах как временно управляющий Волынской епархией.
К ранним годам гонений на Церковь относится перовое сообщение об Овручском викарном епископе - Максиме (Жижиленко), который упоминается в 1924-1925 годах как временно управляющий Волынской епархией.

Версия от 21:23, 21 сентября 2015

Украина 
Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Житомир

Жито́мирская о́бласть (укр. Жито́мирська о́бласть) — область на северо-западе Украины.

Православие в Житомирской области[править | править код]

Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии.

После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.

Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Житомирский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.

К ранним годам гонений на Церковь относится перовое сообщение об Овручском викарном епископе - Максиме (Жижиленко), который упоминается в 1924-1925 годах как временно управляющий Волынской епархией.

После выделения в 1940 году из состава Волынской независимой Житомирской епархии, Овручские земли вошли в ее ведение. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию т.н. «Украинской Автокефальной Православной Церкви» возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. Но в 1943-1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск, а связь с Московской Патриархией восстановилась.

Со второй половины 1950-х годов послевоенная "оттепель" государства по отношению к Церкви окончилась и в 1960-1980-х годах шло постепенное закрытие приходов под давлением властей. Вплоть до 1988 года реставрационные работы в храмах Житомирской епархии не разрешались, о строительстве не могло быть и речи.

После распада СССР Украина обрела независимость, стали вновь восстанавливаться храмы. На смену атеистическим гонениям пришли притеснения от раскольников-автокефалистов и униатов, на сторону которых зачастую становилась и гражданская власть.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года из Житомирской епархии была выделена Овручская.[1].

В настоящее время на территории Житомирской области расположены Житомирская и Новоград-Волынская епархия и Овручская и Коростенская епархия.

Населённые пункты[править | править код]

Житомир

Святыни Житомирской области[править | править код]

  • Свято-Васильевский женский монастырь. Икона с частицей мощей прмч. Макария Овручского, Каневского и Переяславского (Токаревского, † 1678)
  • Мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери. Святой источник, урочище Кипячее.
  • Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь Иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали". Чудотворная Божией Матери "Утоли моя печали"; частицы мощей св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмц. Варвары, свв. Киево-Печерских.
  • Женский монастырь Афонской иконы Пресвятой Богородицы. Частица пояса Матери Божией; мощи 24 старцев из Афона; чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Троеручица".
  • Спасо-Преображенский собор, г. Овруч. Частица мощей прп. Макария Каневского Чудотворца.

Монастыри[править | править код]

Все монастыри Житомирской области

Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь[править | править код]

Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь

Обитель была основана на рубеже 16-17 вв. В 1-й пол. XVIII в. обитель стала униатской, но православные традиции жили здесь до конца столетия. По этой причине при монастыре действовала не только латинская, но и русская школа. С 1777 г. обитель содержала благотворительную больницу. В 1839 г. монастырь был возвращен в лоно Православия. Митрополит Иосиф (Семашко) († 1868), обративший в Православие многих униатов Беларуси и Украины, сделал местного игумена Леонтия Скибовского († 1868) своим соратником. По поручению владыки Иосифа о. Леонтий в 1839–1841 гг. выезжал на многочисленные приходы Житомирщины и Киевщины, где тактично устранял возникавшие среди униатов недоразумения относительно православных богослужений. В Тригорье под надзор о. Леонтия присылали оппозиционных униатских священников и монахов, чтобы они могли подробнее изучить православное богословие и пересмотреть вопрос об оправданности унии 1596 г. Усердные труды игумена были почтены саном архимандрита (1839).

Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь.

Дата основания: 1575.

Адрес: с. Тригорье, Житомирский р-н., Житомирская обл., 12422

Телефоны: +38(0412) 46-20-04

Подробнее...

Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь Иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"[править | править код]

Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь

Городницкий во имя Великомученика Георгия Победоносца ставропигиальный мужской монастырь был известен уже с середины 16 века. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) Городница была разрушена. Храм был сожжен, монашеская община погибла. В 1891 году при церкви основан женский монастырь. В 1914 г. небольшая женская община была упразднена, учрежден мужской монастырь.

Во время трагических послереволюционных событий прошлого века, в 1923 г. монастырь был закрыт, Георгиевский собор разорен,а его корпуса разрушены. Симеоновская церковь взорвана. Лишь после Великой Отечественной войны в 1945 было разрешено открыть Свято-Георгиевский храм как парафиальную церковь. Монашескую же жизнь (в то время тайную в условиях государственного атеистического режим) удалось возродить здесь лишь в 1979 году.

Дата основания: 1891.

Адрес: пер. Монастырский, 1, пгт. Городница, Новоград-Волынский р-н., Житомирская обл., 11714

Телефоны: +38(04141)6-53-52

Подробнее...

Свято-Васильевский женский монастырь[править | править код]

Свято-Васильевский женский монастырь

Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник Антоний (Храповицкий) инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря.

В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.

Дата основания: 1905.

Адрес: ул. Пролетарская, 2, г. Овруч, Овручский р-н., Житомирская обл., 11101

Телефон: +38(04148)4-36-02

Подробнее...

Мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери[править | править код]

Дата основания: около 1917.

Адрес: ур. Кипячее, пгт. Чоповичи, Малинский р-н., Житомирская обл., 11620

Телефон: (067) 683-40-90

Подробнее...

Свято-Анастасиевский Ставропигиальный женский монастырь[править | править код]

Дата основания: 1999.

Адрес: ул. Сосновая, 13-а, г. Житомир, 10004

Телефоны: +38(0412)46-74-78 (храм); +38(0412)24-56-56 (канцелярия)

Подробнее...

Червонский женский монастырь Рождества Христова[править | править код]

Дата основания: 2001.

Адрес: пгт. Червоное, Андрушевский р-н., Житомирская обл., 13434

Телефон: +38(04136)4-61-42

Подробнее...

Женский монастырь Афонской иконы Пресвятой Богородицы[править | править код]

Дата основания: 2003.

Адрес: 11621, Украина, Житомирская область, Малинский район, с. Чоповичи, ул. Заводская, 1

Телефон: 096-226-22-59

Подробнее...

Подворье Георгиевского Городницкого ставропигиального мужского монастыря[править | править код]

Адрес: г. Новоград-Волынский, Житомирская обл.

Скит в честь Иверской иконы Божией Матери ставропигиального женского монастыря в честь Афонской иконы Божией Матери[править | править код]

Дата основания: 2013.

Адрес: с. Соболевка, Брусиловский р-н., Житомирская обл., 12640

Телефон: +38 (097) 318-54-38

Ставропигиальный женский скит в честь прп. Силуана Афонского[править | править код]

Адрес: ул. Набережная, 21, с. Загребля, Малинский р-н., Житомирская обл., 11620

Телефоны: +38(067) 403-36-55; +38(068) 521-60-25.

Храмы Житомирской области[править | править код]

Спасо-Преображенский собор[править | править код]

Белокаменный Преображенский кафедральный собор в Овруче отстроен в 1993 г. на месте разрушенного в советские времена храма. Еще в XVII в. здесь находился иезуитский костел, который затем стал униатским, а в XIX в. был перестроен в православный храм. Восстановлен в новом архитектурном виде. В соборе хранится частица мощей прп. Макария Каневского Чудотворца.

Адрес: г. Овруч, ул. Соборная, 18

Телефон: (04148) 3-38-93

Спасо-Преображенский кафедральный собор[править | править код]

Адрес: Житомир, ул. Победы, 14

Телефон: (0412) 37-22-31

Где остановиться[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]