Киев: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== История == | == История == | ||
История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.). | |||
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. | Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. | ||
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой. | |||
[[Файл:Памятник кн Владимиру.jpg|мини|слева|Памятник князю Владимиру в Киеве]] | [[Файл:Памятник кн Владимиру.jpg|мини|слева|Памятник князю Владимиру в Киеве]] | ||
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. | Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии. | К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии. | ||
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю. | |||
[[Файл:Крещение киевлян.jpg|мини|справа|Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев]] | [[Файл:Крещение киевлян.jpg|мини|справа|Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев]] | ||
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии | В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии |
Версия от 15:16, 10 октября 2015
Украина
Ки́ев — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских».
История[править | править код]
История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.).
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
С 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Киевские архиереи становятся главами не только своей епархии, но и автономной Церковной области в пределах Украины. После её ликвидации по указу патриарха Тихона был установлен Украинский экзархат.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года учредил самоуправляющуюся Украинскую Православную Церковь, в составе которой Киевская епархия является предстоятельской и управляется непосредственно митрополитом всея Украины.
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
Карта[править | править код]
{{#yandexmap:Киев|400|300|cdzMP}}
Святые Киева[править | править код]
10 февраля 2011 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было установлено празднование Собора Киевских святых, которое Священный Синод постановил совершать 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Вот некоторые имена из списка Собора Киевских Святых:
- св. равноап. князь Владимир (†1015)
- св. равноап. княгиня Ольга (†969)
- св. мч. варяг Феодор (†983)
- св. мч. варяг Иоанн (†983)
- св. сщмч. Макарий, митрополит Киевский (†1497)
- св. сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918)
- свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647)
- свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (†1857)
- свт. Петр, митрополит Киевский и Московский (†1326)
- свт. Иона, митрополит Киевский и Московский (†1464)
- свт. Герман, епископ Новгородский (†1096)
- свт. Стефан, епископ Владимир-Волынский (†1094)
- свт. Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226)
- свт. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский (†1696)
- свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (†1715)
- свт. Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (†1754)
- свт. Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (†1840)
- свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, затворник Вышенский (†1894)
- св. страстотерпец князь Борис (†1015)
- св. страстотерпец князь Глеб (†1015)
- св. страстотерпец князь и инок Игорь (†1147)
- св. блгв. князь Ярослав Мудрый (†1054)
- св. блгв. князь Владимир Мономах (†1125)
- прп. Антоний Печерский (†1073)
- прп. Феодосий Печерский (†1074)
- прп. Моисей Угрин, инок Печерский (†после 1051)
- прп. Агапит Лекарь, инок Печерский (†1090-е гг.)
- прп. Алипий Иконописец, инок Печерский (†рубеж XI-XII)
- прп. Нестор Летописец, инок Печерский (†между 1113-1116)
- прп. Илия Муромец, инок Печерский (†XII)
- прп. Анна (Янка) Киевская (†1112)
- прп. Олимпиада (Стригалева), инокиня Арзамасская (†1828)
- прп. Елена (Бехтеева), инокиня Киево-Флоровская (†1834)
- прп. Анастасия (Романова), инокиня Киево-Покровская (†1900)
Святыни Киева[править | править код]
- Введенская икона «Призри на смирение», мощи основательницы монастыря Преподобной Димитры Киевской, мощи преподобной Олимпиады Арзамасской, мощи блж. Феофании (Свято-Введенский монастырь)
- Мощи преподобных Антония и Феодосия Печерских, преп. Агапита, Нестора (Летописца), Ильии (Муромца) и других преподобных отцов Киево-Печерских, перст ап.Стефана, чудотворная икона Божией Матери «Избавительница» (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра)
- Мощи прп. Алексия Голосеевского, икона Божией Матери «Спорительница хлебов», икона Божией Матери «Плачущая — Румынская» (обновившаяся), усыпальница с гробницей монахини Алипии (Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь))
- Мощи прп. Ионы Киевского (+1902), чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» (1852) (Свято-Троицкий Ионинский монастырь)
- точный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» в окладе (дар монастыря Дохиар, Св. Гора Афон), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Киево-Зверинецкий храмовый образ, 1918 г.), мощи преподобних отцев Зверинецких (XI-XIII век) (Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь)
- Икона Божией Матери «Всецарица», источник Божией Матери, источник прп. Антония Печерского, частички мощей всех прп. Печерских, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины, мч. Трифона (Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» )
- чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Почаевская», мощи основательницы обители — преподобной Великой Княгини Анастасии (Киевской), часть Хитона Господня, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (выносится для поклонения в дни его памяти), часть от камня Гроба Господня — в Распятии (Покровский монастырь )
- Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Казанская» (выносится на поклонение в дни ее празднования),частицы мощей прп. мч. Елисаветы и ин. Варвары (выносятся на поклонение в день их памяти), целебные источники свт. вмч. и Целителя Пантелеимона, Архистратига Михаила, и «Слезы Божией Матери» (Пантелеимоновский монастырь в Феофании)
- Мощи прп. Елены Киево-Флоровской, источник в честь св. мчч. Флора и Лавра, часовня, в которой была захоронена прп. Елена Киево-Флоровская, чтимые списки икон Божьей Матери: Казанской; Скоропослушницы; Тихвинской; Почаевской (Вознесенский (Флоровский) монастырь)
Православные монастыри Киева[править | править код]
Мужские[править | править код]
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Адрес: 01015 ул. Лаврская, 15
Телефон: (044) 255-11-05.
Проезд:
- От ст. м «Арсенальная» — трол. 38, авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»;
- От ст. м «Днепр» 800 м пешком в сторону моста Патона
Свято-Введенский монастырь
Адрес: 01011 ул. Московская, 42.
Телефон: (044) 254-20-10.
Проезд:
- От ст. метро «Арсенальная» автобусом или маршрутками до ост. «Кинотеатр «Зоряный», пешком 2–3 мин.
- От ст. метро «Печерская» автобусом или маршрутками до ост. «Кинотеатр «Зоряный».
Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)
Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.
Телефон: (044) 527-82-19.
Проезд:
- От ст. метро «Лыбедская» на маршрутке № 212 до остановки «I-й корпус Национального Аграрного Университета»
- трол. 2, 4, 11, 12 до ост. «Парк им. Рыльского».
Свято-Троицкий монастырь (Китаева Пустынь)
Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15.
Телефон: (044) 527-97-79.
Проезд:
- От ст. метро «Арсенальная», «Печерская», «Дружбы народов», от Киево-Печерской Лавры на маршрутке № 470.
- От ст. метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
- От ст. метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. такси до этой же остановки.
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Адрес: 01014 ул. Тимирязевская, 1.
Телефон: (044) 284-95-93.
Проезд:
- Автобус 62, тролл. 14 до конечной остановки «Ботанический сад».
- Ст. метро «Дружбы народов», пешком 15–20 мин.
Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь
Адрес: 01014 ул. Мичурина 20-22
Телефон: (044) 285-24-40
Проезд:
- От железнодорожного вокзала: троллейбус №14, маршрутное такси №534, до ост. «Ул. С. Струтинского»
- От ст.м. «Контрактовая площадь», «Арсенальная», «Печерская»: автобус №62, до ост. «Ул. С. Струтинского»
- На метро: до ст.м. «Дружбы народов» и пешком 15 минут (возле Печерского моста пересечь ул.Киквидзе, спуститься по ул.Бастионной, на перекрёстке повернуть налево на ул.Струтинского, пройдя 100 м повернуть направо, на ул.Мичурина)
Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный монастырь
Адрес: 01025, г. Киев, Владимирская 2.
Телефон: 361-78-56
Проезд:
- от метро «Майдан Незалежності» и метро «Лук’янівська» — тролл. 16, 18 до ост. Ул. Владимирская.
- от Киево-Печерской Лавры — 527 маршруткой до перекрестка улиц Большая Житомирская и Владимирская.
Благовещенский монастырь
Адрес: 02088, мкр-н Бортничи Дарницкого р-на, пер. Промышленный, 8
Проезд:
- От м. Харьковская маршрутка № 104 или 10;
- От м. Черниговская маршрутка № 529;
- От м. Бориспольская автоб. 104.
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина»
Адрес: 03026, г. Киев, Днепропетровское шоссе, Хутор «Вольный», монастырь.
Телефон: 221-81-23
Проезд:
- От метро «Выдубичи» маршрутки № 735, 309, 310.
Женские[править | править код]
Покровский монастырь
Адрес: 04053, г. Киев, переулок Бехтеревский, 15.
Телефон: 486-71-68.
Проезд:
- От ст. метро «Лукьяновская», «Майдан Незалежности» — трол. 16,18 до ост. «Улица Полтавская». От ст. метро «Вокзальная» — трам. 15,18 до ост. «Улица Полтавская».
Вознесенский (Флоровский) монастырь
Адрес: 04070, Украина, г. Киев, ул. Фроловская, 6/8.
Телефоны: 425-01-81; 425-54-62; 463-76-18
Проезд:
- до станции метро «Контрактова площа» и далее пешком;
- на автобусах № 51, 62 до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком;
- на маршрутном такси № 238, № 417 и других до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком;
- на трамвае № 14 до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком.
Пантелеимоновский монастырь в Феофании
Адрес: 03143, г. Киев, ул. Академика Лебедева, 19
Телефоны:(044) 522-50-73 — общий
Проезд:
- От ст. м. Лыбидская до ост.: «Музей народной архитектуры и быта» — троллейбус № 11, маршрутное такси № № 156,172 (3), идти пешком направо по улице до Святых Врат монастыря. А также другая ветка в сторону пос. Хотов, на маршрутном такси № 548
- от ст. м. Лыбидская до ост.: «Почта» идти пешком налево по проезжей дороге через лес до Святых Врат монастыря.
Николо-Тихвинский монастырь
Адрес: 03028, г. Киев, Тихвинский пер., 1.
Проезд:
- От ст. метро «Лыбедская», далее — маршрутка № 212 до ост. «Лысогорская» или ост. «Добрый путь».
Православные храмы Киева[править | править код]
- Софийский собор
- Успенский собор Киево-Печерской Лавры
- Кирилловская церковь
- Троицкий собор
- Собор Покрова Божией Матери
- Спасо-Преображенский ставропигиальный собор
- Храм Георгия Победоносца
Фото[править | править код]
-
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра
-
Введенская икона «Призри на смирение»
-
Успенский собор Киево-Печерской лавры
-
Собор Святой Софиии
-
Свято-Введенский монастырь
-
Голосеевская пустынь
-
Свято-Троицкий монастырь (Китаева Пустынь)
-
Вознесенский (Флоровский) монастырь
-
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
-
Покровский женский монастырь
-
Кирилловская церковь
-
Колокольня Киево-Печерской лавры
-
Ближние пещеры Киево-Печерской лавры
-
Киево-Печерская икона Успения Богородицы
Видео[править | править код]