Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва): различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=55.7418799, 37.6017641|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=55.7418799, 37.6017641|вид=Приходской храм}} | ||
[[Аннотация:: | '''Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного''' - [[Аннотация::приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве]]. | ||
== История == | == История == | ||
=== Царская Россия === | |||
Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, "молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии." | |||
В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. | |||
Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)». | |||
В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[4]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[2]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной». | |||
6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла. | |||
Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами. | |||
В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины. | |||
К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию. | |||
В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни. | |||
=== Во времена СССР === | |||
В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: "Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим." | |||
По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война. | |||
15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
== Храмы == | == Храмы == |
Версия от 17:40, 26 сентября 2017
Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного - приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве.
История[править | править код]
Царская Россия[править | править код]
Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, "молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии."
В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.
Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».
В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[4]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[2]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».
6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.
Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.
В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.
К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.
В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.
Во времена СССР[править | править код]
В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: "Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим."
По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.
15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году.
Современное состояние[править | править код]
Храмы[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Престольные праздники[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6
Телефоны: 8 (499) 766-91-51 8 (495) 966-18-56 факс: 8 (495) 695-28-78
E-mail: info@hram-ostozhenka.ru
Проезд до ст. метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра; в городе – направо вниз по ступенькам и пешеходному переходу к началу улицы Пречистенка, затем пешеходный переход налево к памятнику Ф.Энгельса и еще один переход - через улицу Остоженка, далее по 1-му или 2-му Обыденскому переулку (перпендекулярно Остоженке) до храма. Время в пути - 6-7 мин спокойным шагом.