Монастырь Святого Николая Анапавсаса: различия между версиями
(Новая страница: «'''Монастырь Святого Николая Анапавсаса''' — один из шести сохранившихся доныне Метеорск…») |
Нет описания правки |
||
Строка 120: | Строка 120: | ||
Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества. | Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества. | ||
== Ссылки == | |||
* [http://www.glas.org.ua/projects/telepalomn/mykolaj.html Фильм «Обитель святого Николая (Греция, Метеоры)» — телеканал «Глас»] | |||
* [http://www.anapafsas.com/ Сайт монастыря Святого Николая Анапавсаса] |
Версия от 14:00, 1 сентября 2015
Монастырь Святого Николая Анапавсаса — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей.
Чтобы посетить монастырь Святого Николая Анапавсаса, надо сначала подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы храма, а потом по 85 ступеням, высеченным в скале.
История[править | править код]
Время основания монастыря точно неизвестно. Полагают, что первые аскеты появились на этой маленькой и относительно низкой скале в XIII веке, а основателем обители был монах Никанор Анапавсас (Αναπαυσάς — с греческого «успокоитель»). Поскольку скала, на которой стоит храм, имеет небольшую площадь, пригодную для строительства, все здания монастыря разворачивались в высоту.
Современное состояние[править | править код]
На первом уровне расположена часовня Святого Антония, площадь ее алтаря около 4 м 2, поэтому принять она может лишь одного священнослужителя.
На втором уровне — храм Святого Николая, построенный еще в XVI веке, а иконописное убранство для него чуть позже выполнил выдающийся художник с Крита — Феофан Стрелитзас Бафа. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь Святого Иоанна Предтечи и своды, где хранятся мощи.
Собор Святого Николая[править | править код]
Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом.
Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: «Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».
Хотя собор Анапавсаса был первой масштабной работой художника, он все же смог очень удачно решить богатую иконописную программу, помехой этому не стала даже ограниченность пространства. Главная фигура купола — Вседержитель, окруженный поясом, который олицетворяет Небесную Литургию. На самой вершине купола с рукописями в динамических позах изображения пророков Моисея, Аввакума, Иеремии, Михея, Исаии, Давида, Соломона, Ионы, Елисея и Ильи, а в остроконечных треугольниках — четверо евангелистов.
Под сводом храма находится Платитера Влахернити. В полукруге — священнослужители — Великий Василий и Иоанн Креститель. С восточной стороны, рядом со сводом, Иаков и пророк Исаия. Ниже первомученик архидиакон Стефан. На вершине храма — Молитва с Христом. В нижнем поясе восточной стены — пророк Иона во рту кита. Под аркой изображены Воскресение Христово, Снятие с Креста, Пятидесятница, Рождество Христово.
На северной стене храма — Видение Петра Александрийского, Литос, Святой Афанасий Александрийский и Святой Кирилл Александрийский. Исследователи утверждают, что диакон, стоящий на коленях перед Кириллом, похож на живописца храма — иеродиакона Киприана. На южной стене храма изображены священнослужители Григорий Богослов, Иоанн Креститель и Спиридон. На внутренней стороне окна — Жертвоприношение Авраама.
Божественный круг продолжается и в основном храме, правда здесь он обогащён сценами страданий. Под сводом восточной башни расположены — Рождество, Сретение, Распятие и Снятие с Креста. Ниже, справа и слева от святилища, святые Николай и Иоанн Предтеча. В центре купола Благовещение, справа и слева по три мученика.
Под сводом южной башни изображены Крещение, Преполовение Пятидесятницы и Воскрешение Лазаря. Ниже — фигуры Святого Николая Молодого и Христофора. Святой Николай Молодой пришел в Фессалию воином для подавления восстания, но предпочел стать аскетом в монастыре Вунаинис. Его очень почитают в Фессалии. На куполе — Преображение и ниже святые Иаков Персянин, Артемий и Евстафий. На переднем плане южной башни — Архангел, окруженный шестью мучениками.
Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже — святые Нестор и Прокопий. На куполе — Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева — святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены — святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни — также Архангел с шестью мучениками.
На своде западной башни изображены — Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа — Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа — фигуры Архангелов Гавриила и Михаила.
Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия.
Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены — святые Алексей и Иоанн Каливит.
В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже — Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода — пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева — святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери — Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая — иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором — Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены — Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом — Святой Пахомий и ангел.
На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу — Исцеление страдающего водянкой, ниже — Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.
Столь большое количество иконизированных тем, которые содержит храм Святого Николая и неф (размером с несколько переносных икон), не встречается на поверхностях других — более грандиозных — храмов Метеоры. В иконописном убранстве храма Святого Николая — юношеской работе Феофана Стрелитзаса — заметно незаурядное мастерство художника, совершенство и зрелость его таланта: точный и устойчивый план, гармоничные и уравновешенные сцены, акцентирование догматики и чистота композиции, спокойные, вдумчивые лица фигур, изображенные настолько точно, что приобретают характер портрета. Все это составляет тайну художественного образования Феофана Стрелитзаса.
Необходимо подчеркнуть, что в декорации храма использованы сцены, которые никогда не выполнялись ни в одном уголке мира. Это, например, сцена, в которой Адам дает имена животным. Подобные темы были известны в византийских рукописных миниатюрах XII в., технику которых Феофан Стрелитзас удачно приспосабливает к большой поверхности.
Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества.