Собор Воздвижения Креста Господня (Омск): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 102: Строка 102:


'''Официальный сайт храма''':[http://vozdvizhenie.prihod.ru/ Собор воздвижения Креста Господня]
'''Официальный сайт храма''':[http://vozdvizhenie.prihod.ru/ Собор воздвижения Креста Господня]
<seo title="Паломничество в Омск – Азбука паломника" keywords="паломничество в Омск, монастыри, святыни, храмы Омска" description="Паломничество в Омск. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Омска."></seo>

Версия от 20:48, 25 августа 2015

Омск

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской. В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.

Собор Воздвижения Креста Господня Омск

История[править | править код]

С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство.

Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский (св.праведный Стефан Омский).

Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал Епископу Тобольскому и Сибирскому: «По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно»; «…люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники».

В 1862 г. Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. К 1867 г. храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).

Двухпрестольной церковь стала лишь с 12 февраля 1896 г., когда был освящен второй престол — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.

С 1891 г. при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек, в которой обучалось 80 воспитанниц. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

1901 г. состоялось открытие новых народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания. Храм становится одним из центров приходской жизни.

С 1904 г. церкви по штату было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В 1900 г. в храме служили – Петр Семенович Троицкий, Аполлон Арсентьевич Волков, Дмитрий Иванович Удимов. С мая 1911 г. – протоиерей Алексей Гусев, с 3 августа 1909 г. Алексей Иоаннович Головин. Дьяконами были: в 1900 г. Александр Павлович Милованов, до 19 марта 1912 г. – Капитон Климентович Чумакин; псаломщиками: Николай Васильевич Кедров, Сергей Тимофеевич Донченко, Дмитрий Петрович Волосатовский, 1912–1913 – Николай Ксенофонтович Миловидов. 18 марта 1912 года дьякон Крестовоздвиженской церкви Капитон Чумакин рукоположен и переведен священником с. Николаевского Тюкалинского уезда. Священник Николай Кощеев переведен на штатное дьяконское место.

За 1913 г. в приходе Крестовоздвиженскои церкви было зафиксировано 903 крещения, 98 браков и 572 отпевания. В общей сложности жертва на храм составила в течение года 8000 руб. Численность прихожан в это же время достигала 6507 человек (3150 мужчин и 3357 женщин).

Несмотря на разгар братоубийственной Гражданской войны, 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.

Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.

Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская В следующем году она насчитывала 111 верующих, а в 1928 г. — уже 137 прихожан.

30 ноября 1930 г. представители советской власти изъяли из храма 473 книги.

В мае 1933 г. было сфабриковано уголовное дело на двух священнослужителей Крестовоздвиженскои церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы. В 1936 г. приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, в нём служили священники Феофан Токарев и Николай Чуркин.

5 ноября 1936 г. Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу.

В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженскои церкви 18 ноября 1936 г. подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября 1936 г. подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания в 1936 г. был приостановлен. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись.

25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В 1938 г. в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение Митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

В этот период власти меняют политику в отношении Русской Православной Церкви.

7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.

2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.

Настоятелем общины становится протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 г. верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омско-Тарской епархии в 1946 г. собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Омска получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 г. В нём служили все правящие архиереи, занимавшие вначале Омско-Тарскую, а затем с 1947 по 1990 гг. и Омско-Тюменскую кафедры. Статус собора побуждал омских владык следить за его благолепием. Каждый из них, так или иначе, вложил в его внешний и внутренний вид частичку своей заботы.

Так, в 1951 г. по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в честь Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980 — х годов. По благословению и при ближайшем участии Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия к 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма. Из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись. В 1988 — 1990 гг. по проекту омского архитектора В. А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела. Первый – в честь Святителя Иоанна Тобольского, а второй — во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому сегодня Крестовоздвиженский собор имеет три престола и пять приделов.

26 июня 1980 г. решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

Именно при Крестовоздвиженском соборе в 90-х гг. минувшего века было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора в присутствии Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С. Н. Смоляков и историк-краевед А. М. Лосунов.

На протяжении 46 лет (с 1961 по 2007 гг.) бессменным настоятелем собора являлся старейший клирик Омско-Тарской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Мельник (1929 — 2007 гг.).

Современное состояние[править | править код]

В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек. Особым их почитанием пользуются следующие храмовые иконы: Абалакский образ Божией Матери «Знамение», «Утоли моя печали», «Иверская» (по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери); икона Святителя и Чудотворца Николая (писанная на Афоне), икона Пророка Илии.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа. Подробнее...

Фото[править | править код]


Видио[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Адрес: 644099, Омская обл, г.Омск, ул. Тарская, 33

Телефон: (3812) 25-36-89

Официальный сайт храма:Собор воздвижения Креста Господня