Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь: различия между версиями
Строка 57: | Строка 57: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Икона_Успения_Пресвятой_Богородицы_из_Бахчисарайского_монастыря..png | Икона_Успения_Пресвятой_Богородицы_из_Бахчисарайского_монастыря..png|Икона Успения Пресвятой Богородицы | ||
Икона Божией Матери Всецарица, находящаяся в Бахчисарайском монастыре.png | Икона Божией Матери Всецарица, находящаяся в Бахчисарайском монастыре.png|Икона Божией Матери Всецарица | ||
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник.png | Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник.png|Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник | ||
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне..png | Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне..png|Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Версия от 23:47, 29 января 2017
Крым
Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь расположен в Крыму, на окраине Бахчисарая, в ущелье, названном именем Пресвятой Богородицы. Уже не первый век постройки обители, поднимаясь ярусами со дна ущелья, врезаются в отвесные скалы, а в пещерных храмах возносится к небу горячая иноческая молитва. Рядом с монастырём находится кладбище воинов, павших в Крымскую войну в 1853-1856 годах.
История[править | править код]
Основание монастыря можно отнести ко времени между XI и XV веками. Не исключено, что монашеская жизнь зародилась в ущелье Марии еще раньше, около VIII столетия, когда в Крым, как и на другие окраины Византийской империи, бежали от преследования иконоборцев сторон¬ники почитания икон. Но говорить о возникновении именно Успенского монастыря в этот период вряд ли приходится. Скорее всего, первоначально на склоне ущелья был вырублен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уже позднее вокруг пещерной церкви сложился монастырь. Поводом к созданию храма послужило чудесное обретение иконы Божией Матери, впоследствии получившей название Бахчисарайской. «Монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» — именно так именуется Успенская обитель под Бахчисараем в грамоте царя Феодора Иоанновича от 27 мая 1596 года. Из текста грамоты следует, что ранее государь всея Руси послал братии 15 рублей милостыни.
С XVII века Успенская обитель была избрана митрополитами Готфскими (Готфейскими, Готско-Кафскими) в качестве своей резиденции. Владыки этой митрополии (из древнейших в составе Константинопольского Патриархата) окормляли главным образом греков и потомков многочис¬ленных племен и народов (в частности, готов), некогда живших на Крымском полуострове и принявших Православие. Вот, собственно, практически все из того немногого, что можно засвидетельствовать о ранней истории обители. Более или менее подробные известия о монастыре имеются только с конца XVIII века.
В 1774 году подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора победоносно завершилась шестилетняя русско-турецкая война. Для восстановления имперского протектората и претворения в жизнь условий Кючук-Кайнарджийского д¬говора на Крымский полуостров был отправлен князь А. А. Прозоровский с вверенными ему войсками. В пись¬ме от 31 мая 1777 года он сообщал, что близ Бахчисарая с давних времен существует небольшая греческая церковь, высеченная в горе и что местный архиерей хочет построить здесь новый, более обширный, храм. Этим архиереем являлся знаменитый в истории северно-при-черноморского и приазовского христианства святитель Игнатий (Газадини), митрополит Готфский.
На ханский престол был посажен лояльный по отношению к власти Рос¬сийской империи хан, но, тем не менее, местные христиане не чувствовали себя спокойно, опасаясь преследований, — слишком открыто они поддерживали русских. Вместо обновления и расширения Успенский Бахчисарайский монастырь ждало совсем другое — запустение...
Возрождение монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре связано с деятельностью святителя Иннокентия (Борисова), назначенного в 1848 году на Херсонскую кафедру, под управлением которой тогда находился и Крым. 15 августа 1850 года состоялось его торжественное открытие, настоятелем был назначен архимандрит Поликарп (Радкевич). На открытии присутствовали святитель Иннокентий, греческий митрополит Агафангел, множество духовенства, съехавшегося со всего Крыма, и сотни, если не тысячи богомольцев. Свидетель этого события впоследствии вспоминал: «Слух о восстановлении древних святых мест по горам нашим распространился у нас еще с начала весны, обрадовал собою всех, кто обращал внимание на эти места, вполне стоящие того, чтобы их поднять из развалин и обратить к свойственному им благолепию. Посему, еще с начала августа, в Успенскую скалу на¬чали стекаться набожные посетители и богомольцы...".
В начале XX века у обители появился скит, освященный во имя Анастасии Узорешительницы. Он был основан на месте бывшего домового храма, приписанного к монастырю еще в 1851 году. В скиту, который располагался в восьми километрах от монастыря, находилась также деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Важную роль сыграл возрожденный Бахчисарайский монастырь во время Крымской войны 1853—1856 годов. В нем тогда размещался госпиталь, при котором сестрами милосердия служи¬ли представительницы женской Крестовоздвиженской общины.
После установления в Крыму со¬ветской власти Успенскую обитель ждала такая же судьба, как и большин¬ство других монастырей: в 1921 году она была закрыта. На ее территорию въехала колония инвалидов имени Артема. С 1929 года началось посте-пенное разрушение монастырского комплекса. Положение не спасло даже то, что в 1970—80-х годах тут находил¬ся психоневрологический интернат. Долгожданное возобновление иноче¬ской жизни последовало в 1991 году по благословению архиепископа Симфе-ропольского Лазаря (Швеца).
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
Хронология[править | править код]
XV К. Предполагаемое время явления Бахчисарайской иконы Божией Матери и устроения на месте ее обретения в скале храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1596 Первое документальное свидетельство об Успенском монастыре.
1680/1681 Нахождение Бахчисарайской иконы Божией Матери документально засвидетельствовано в ущелье Марии в храме с Богородичным посвящением.
1774 Заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора, ознаменовавшего окончание шестилетней русско-турецкой войны и переход Крымского ханства под протекторат России.
1778 В связи с переселением 30 тысяч христиан из Крыма в Приазовье Успенский Бахчисарайский монастырь приходит в запустение. Переселенцы забирают с собой главную святыню обители — Бахчисарайскую икону Божией Матери.
1781 В Успенской храме Бахчисарайской обители, ставшем приходским, начинает служить отец Константин Спиранди.
1800 В связи с появлением в Бахчисарае нового приходского храма (Никольского) Успенскую церковь превращают в кладбищенскую.
1850 Бахчисарайский монастырь возобновлен в качестве скита.
1851 Обители передан домовый храм одного из местных жителей, впоследствии преобразованный в скит Анастасии Узорешительницы.
1853—1856 В годы Крымской войны в монастыре открывается госпиталь, в котором служат одни из первых сестер милосердия.
1921 Бахчисарайская обитель закрыта большевиками.
1929 Решением Бахчисарайского горсовета многие монастырские здания разбирают на строительные материалы.
1944 После освобождения Крыма от фашистских войск в бывшем монастыре размещается госпиталь.
1991 Возобновление иноческой жизни в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре.
Святыни[править | править код]
-
Икона Успения Пресвятой Богородицы
-
Икона Божией Матери Всецарица
-
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
-
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне
- Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
- Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
- Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
- Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
- Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.
Богослужения[править | править код]
Распорядок дня в обители следующий:
- Утреннее восстание от сна в будние дни в 4-30, в остальные в 5-00.
- Утренние правило (утренние молитвы, полунощница, канон молебный ко Пресвятой Владычице нашей Богородице) в 5-00 и 6-00 соответственно.
- Третий и шестой час в 6-30 и 7-30
- С 7-30 и 8-00 начало божественной литургии.
- Обед с 13-30 до 14-00, в воскресные и праздничные дни с 12-30 до 13-00.
- Вечерняя служба в 15-00.
- Ужин 19-30-20-00.
- Вечернее правило (малое повечерие с акафистом Богородице пред иконой ее «Пантанасса», вечерние молитвы) в 19-30. По окончании – крестный ход по территории монастыря.
- Отход ко сну в 22-00.
После 22-00 хождение по монастырю запрещено.
Воскресная, праздничная служба и утреннее правило в эти дни служится в Свято-Успенском храме. В остальные дни утреннее и вечернее правило, служба служатся в храме апостола и евангелиста Марка. После окончание воскресной литургии служится панихида и водосвятный молебен.
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Телефон: +380-6554-47474
Проезд: проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)
Где остановиться[править | править код]
Паломнику[править | править код]
Поселение на проживание в монастыре производится по благословению наместника, благочинного или его помощника.
Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники обязаны:
1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.
2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.
3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.
4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.
5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.
Останавливающиеся на проживание на срок более одних суток, со вторых суток, по окончанию литургии, выполняют посильные работы с благословения отца наместника.
Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.
Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.
В монастыре необходимо вести себя скромно, иметь пристойный вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.
Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.
По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).
Труднику[править | править код]
Для желающих приехать в Бахчисарайский Успенский монастырь потрудится:
при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).
Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.
До посещения монастыря ознакомление с [lavra.crimea.ua/ustav0.php Уставом] обители - обязательно.
Фото[править | править код]
-
Бахчисарайский Успенский монастырь
-
Иконы на скале
-
Источник
-
Хозяйственные постройки монастыря
-
Бахчисарайский Успенский монастырь
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Православные святыни Крыма
Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь